Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания

Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста


Заключение


Библиография


Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Трудовое воспитание – одна из составляющих современного воспитательного процесса любого образовательного учреждения, а воспитательный процесс – часть целостного педагогического процесса. Это подтверждается многими исследователями, в т.ч. и Ю. П. Правдиным (см. табл. «Целостный педагогический процесс»). [42, 122]

Одним из важнейших  источников формирования трудолюбия у младших школьников в школе, является учение – основной вид их труда.

Учение –  это серьезный умственный труд. Великий  русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Умственный труд – едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Мальчик скорее готов поработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут. Мао этого: серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический». [52, 358]

Учение, как и труд, предполагает выполнение задания; для выполнения работы по определенному плану необходим сознательный волевой контроль, хороший темп, который требует перестройки памяти, внимания, всех познавательных процессов.

Однако между учением и трудом в смысле практической деятельности есть различие. Результатом учения является умственное развитие, формирование способностей и свойств личности.

Само содержание занятий в начальной  школе открывает перед учителем большие возможности для создания у школьников определенного отношения к труду, а также для выработки ряда практических умений, необходимых при выполнении любого вида труда.

Уроки объяснительного чтения в  первом классе являются одним из источников познания детьми преобразующей силы труда.

На уроках чтения уже  известных и любимых сказок «Репка», «Красная шапочка» и других первоклассники учатся размышлять и делать выводы: что вытянуть репку можно лишь дружным, совместным трудом, что из беды выручают дружба и поддержка людей. Дети находят у положительных героев сказок такие черты, как находчивость, смелость, трудолюбие. Организуя работу первоклассников по осмысливанию давно знакомых сказок, учительница вызывает у детей желание и готовность применить новое понимание сказки на практике. Детям дается задание не рассказать, а растолковать эту сказку младшей сестренке или братишке, бабушке и маме. Такое задание учительницы вызвало активность у первоклассников, которым вообще свойствен практически активный характер отношения к действительности. Опытные учителя, опираясь на эту возрастную особенность младших школьников, успешно осуществляют их подготовку к жизни, к практической деятельности с первых дней обучения в школе.

Трудолюбие основывается на определенной практической подготовке, выражающейся в овладении необходимыми навыками и умениями.

Все дети приходят в школу с желанием учиться, но для того чтобы это желание укреплялось и превращалось в устойчивое положительное отношение к учению, необходимо вооружить детей умением учиться.

Помимо психологической  подготовки к трудовым делам, на уроках формируются важнейшие навыки и умения: беглое и выразительное чтение, логический и эмоциональный пересказ, вырабатывается ряд двигательных навыков, используемых затем при выполнении ручного физического труда. Овладение этими навыками и умениями требует от учащихся волевых усилий, умения сопоставлять факты и размышлять, делать выводы.

Учителя имеют возможность  расширять и углублять знания учащихся по природоведению, математике, по труду и другим школьным предметам.

При чем используемые во внеурочное время формы и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, 
наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи 
эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов 
детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

В разнообразных видах  труда, на практических занятиях формируются  трудовые умения и навыки (приложение № 4, 5). Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение для детей – у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки.

Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия  для удовлетворения интересов и  склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем и на выбор рода занятий в жизни.

 

1.4. Единство  семейного и школьного воспитания

Важным обстоятельством, влияющим на формирование у ребенка положительного отношения к труду, является органическое единство семейного и школьного воспитания. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

На каких основах  должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». [19, 3]

Педагог, работающий с коллективом учащихся, в данном случае классный руководитель, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентации ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Планируя  работу с родителями, классный руководитель должен знать, как в нашей стране за последние пятьдесят лет менялся тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.

Так, для конца 50-х – начала 60-х годов XX века характерно массовое распространение поведения родителей, мотивированного эмоциональной привязанностью к детям, выражающегося в получении ими больших материальных и духовных благ (детоцентристская семья). При том. что во многих семьях такого типа на детей уходит до 50% семейного бюджета, складывающаяся в них система воспитания характеризуется рядом негативных черт

Родители  гипертрофированным чувством долга  по отношению к детям деформируют личностные качества ребенка. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий и трудностей. В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы: ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими детьми у них часто наблюдается истеричность, грубость, даже хамство.

С середины 70-х  годов XX века формируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. В семье такого типа норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенности таких семей в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, а крут общения значительно выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены такой семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственными ценностями каждого из них.

Очень важно, чтобы классный руководитель правильно  понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются ли или просто декларируются.

А. С. Макаренко  считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который  он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

Социальный фон семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.

Важным условием воспитания является родительский авторитет – влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Классному руководителю необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Наблюдая, что  ребенок безволен, забит, запущен или, наоборот, ведет себя, как самодур, мстителен, склонен к демонстрации силы со слабыми, педагог видит, что это результат подавления ребенка родительским авторитетом, когда по каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия.

Хвастливость  и высокомерность детей часто  связаны с искаженным восприятием ими действительности положения родителей – их постов, заслуг, непомерно афишируемых родителями.

Иногда отсутствие у детей самостоятельности либо, наоборот, наличие сопротивления требованиям взрослых – результат родительского 
педантизма, когда родители совсем не считаются с мнением ребенка и 
требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих 
приказов и поручений. 

Когда ребенок не слышит и не слушает своих родителей – это его ответ на бесконечные поучения и назидания, ответ полным неповиновением на авторитет назидания.

Почему из добродушных, милых детей вырастают циники, расчетливые дельцы, жесткие, агрессивные люди? Как ни парадоксально, но это бывает в семьях, где родительская любовь декларируется, где ребенка «заласкивают», выполняют все желания за проявление привязанности к родителям.

Часто хорошее  поведение ребенка покупается подарками  или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого «воспитания», когда каждый в семье пытается привлечь ребенка на свою сторону, т. с. процветает авторитет подарка. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.

В работе с  родителями классному руководителю необходимо учитывать, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут формироваться и под влиянием родительских авторитетов. Но в любом случае педагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважением, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами низкого поведения родителей.

Родители  должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

Основная  задача классного руководителя (общая  с задачами родителей) – создать  условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи.

О том, как родители могут помогать детям хорошо учиться, написано много статей, брошюр и книг. В них рассказывается, как нужно организовать режим школьников различного возраста, как создать утолок школьника в семье. Бесспорно и то, что родители должны постоянно интересоваться школьными делами своих детей, поддерживать систематическую связь с учителем и школой и т. д.

Следует заранее предупредить родителей от некоторых ошибок при организации учебного труда школьника в семье. Наиболее опасна излишняя опека детей, особенно в первые два года учебы. Мысль о том, что ребенок впервые пошел в школу, что он еще очень мало знает и мало умеет, заставляет некоторых родителей иногда выполнять за него учебное задание, и особенно, как ни странно, по труду: сделать закладку для книг, разрезать азбуку, сделать палочки для счета и т. д.

В этом выражается не только родительское желание облегчить труд школьника, но и недоверие к силам и возможностям ребенка, неуверенность в том, что он выполнит работу хорошо. И, наконец, чтобы объяснить, как нужно выполнить работу, показать образец, заставить ребенка выполнить ее, то есть научить, выработать у него полезные навыки, для этого требуется время и, как говорил А. И. Герцен, «талант терпеливой любви». Конечное, детское задание взрослый человек сделает гораздо легче и быстрее. Но в результате такой «помощи» у ребенка разрушается выработанная в школе полезная привычка работать самостоятельно, порождается не уверенность в своих силах, слабоволие, а главное, в таком случае не воспитывается привычка и любовь к трудовому усилию.

В связи с этим полезно напомнить мудрый совет Д. И. Писарева: «Процесс обучения должен приучать учащихся к серьезному труду. Утверждать, что ученикам может нравиться только то, что не требует серьезного труда, – это совершенная нелепость. Серьезный труд закаляет ум и формирует характер ученика. Надо только, чтобы ребенок имел ясно осознанную цель, чтобы труд захватывал воображение, ум и чувства ребенка».[39, 37]

Первой задачей родителей является направление мысли ребенка на то, что он делает и для чего это нужно. Важно не просто спросить, что задано, но и как младший школьник думает выполнять это задание, как он понимает, для чего оно задано: «Почему ты так делаешь?» Поскольку учащиеся первого и второго классов еще плохо читают, у них слабо развита устная речь и умение пересказывать, полезно, чтобы они читали задания вслух, в присутствии взрослого, а затем пересказывали прочитанное своими словами. Письменные работы может просмотреть любой из родителей и потребовать от ребенка переделать работу, если она написана наспех, грязно или небрежно. Если замечена ошибка в работе, взрослый не должен спешить исправить ее сам – лучше, если он натолкнет самого ребенка: «Посмотри и еще раз проверь работу», «Посмотри и найди сам ошибку».

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста