Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания

Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста


Заключение


Библиография


Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Такие советы родителей не лишают детей самостоятельности, требуют большего внимания, пробуждают умственное усилие. В третьем и четвертом классах особое внимание нужно обратить на то, как ребята умеют применять знания на практике. Такие предметы, как природоведение, ручной труд, общественно полезный труд формируют у школьников стремление проверить знания на практике, в применении к решению жизненных задач. Родители не должны запрещают проведение различных опытов дома. Наоборот, детям надо активно помогать, снабжая их нужными материалами, советом, как лучше организовать опыт, и даже участвовать в его проведении.

Третьеклассники и четвероклассники очень увлекаются юннатской работой. Им и дома хочется завести живой уголок. Не нужно им препятствовать Уход за животными и растениями дает ребенку много полезных умений и навыков, а главное, пробуждает у него любовь и заботу о всем живом, формирует в нем чувство гуманизма.

Сложным вопросом для  многих младшеклассников и для их родителей является своевременное и быстрое выполнение домашних заданий. Школьник должен тратить на выполнение домашних заданий не больше одного-двух часов. А практически некоторые даже хорошо успевающие дети не управляются с уроками за два-три часа. В чем дело? Дело не только в том, что иногда учителя перегружают домашними заданиями, но и в том, что дети не приучены к экономному и результативному темпу работы.

Иногда в семье разрушаются те привычки, которые вырабатываем школа. Ребенок готовит уроки, в это время мать оживленно разговаривает с пришедшей соседкой, или громко работает телевизор, или шумят расшалившиеся младшие дети, или вдруг матери потребовалось, чтобы ребенок сходил в магазин. Любая работа требует сосредоточенности, особенно умственная работа. В школе ребенок привык работать в спокойной, деловой обстановке, и в семье должна создаваться и поддерживаться такая же на время приготовления домашних заданий.

Очень важно  при воспитании трудолюбия у школьников развить прилежание.

Прилежание  означает сознательную, самостоятельную регулярную работу в классе и дома. Оно свидетельствует о том, что у ребенка возникла привычка к трудовому усилию, без которой невозможно развитие трудолюбия.

Прилежание  создается благодаря упорной, терпеливой работе учителя и родителей по воспитанию у школьника волевых качеств, внимания и активного мышления.

Воспитание  прилежания у первоклассника затрудняется его возрастными особенностями. Он очень впечатлителен, нуждается в постоянном ободрении. Для первоклассника должно быть установлено определенное время для домашних занятий. У ребенка, регулярно и старательно работающего в одно и то же время, постепенно вырабатывается привычка к труду.

Приучение детей  к учебному труду, воспитание прилежания – длительный процесс. Он бывает успешным, если родители требуют от детей положительного результата в учебной работе, постоянно контролируют и поощряют любой успех ребенка, обращают внимание на формирование правильных мотивов учения.

Помочь родителям в  подобных случаях может школа.

Традиционно считалось, что для единства воспитательного влияния на ребёнка школы и семьи учитель должен максимально информировать родителей о том, как ребёнок учится и как себя ведёт в школе. Обо всех его промахах и проступках, полученных двойках немедленно сообщалось родителям устно или письменно.

Школа накопила громадный  опыт сотрудничества педагогов с родителями - не только полезный, но и вредный.

Немало вредных традиций до сих пор препятствуют эффективности взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании.

 Остановимся на  важнейших из них и проанализируем их влияние на взаимоотношения педагогов и родителей.

1) Нередко приходится наблюдать, как те или иные педагоги занимают командную, авторитарную позицию по отношению к родителям. Такие учителя, полагая, что они большие специалисты в области воспитания (хотя на деле это не всегда так), возлагают на себя руководство не только детьми, но и их родителями. Последних они считают исполнителями своих педагогических замыслов. Ни к чему хорошему такая позиция не приводит. Родители, будучи взрослыми и опытными людьми, самостоятельно выстраивают свои отношения с детьми. Они оберегают свою семейную жизнь от попыток вмешательства посторонних людей. А призывы и требования авторитарных педагогов зачастую оставляют без внимания. Нередко авторитарная позиция учителя порождает отчуждение между ним и родителями, которые стараются реже бывать в школе.

2) Нередко в личной беседе с родителями и на классных собраниях иные педагоги – и предметники, и классные руководители – жалуются: дети опаздывают на уроки или прогуливают занятия, плохо работают во время уроков, грубят учителям, не выполняют домашние задания и т.д. Иногда негативная ин формация оказывается преобладающей и составляет основное содержание собрания или индивидуальной беседы.

Такая позиция педагога указывает на его профессиональную слабость, неумение самостоятельно организовать деятельность детей в школе. Кроме того, недостаточно разбираясь в психологии и педагогике, они не сознают, что подобный подход только усугубит их трудности в работе с детьми. Во-первых, родители им не поверят. Как правило, они убеждены, что их дети самые хорошие, и если даже они совершают какие-то проступки, то виноват в этом кто-то другой. Во-вторых, учителя, который часто обвиняет детей, родители воспринимают как человека несправедливого. В-третьих, обвинительный уклон в разговоре учителей с родителями создаёт тягостную атмосферу и не способствует продуктивному общению.

3) Нередко педагоги пытаются вовлечь родителей в карательные действия против детей. При этом они думают, что карательными действиями можно исправить те или иные недостатки в поведении детей. Но поскольку у них не хватает сил, власти и авторитета для того, чтобы самостоятельно наладить порядок и приучить детей к дисциплине, они вынуждены обращаться за содействием к родителям.

Родители, которые понимают бессмысленность подобных призывов, как правило, на них не откликаются. Однако иные родители позволяют недальновидному педагогу вовлечь себя в карательные действия по отношению к ребёнку, вызывая его сопротивление, отчуждение, а то и ненависть к себе и школе; в перспективе такой ребёнок может ожесточиться против всех взрослых и общества в целом. Кроме того, такие действия способствуют воспитанию робких, запуганных, безынициативных людей.

4) Нередко педагоги  стремятся возложить на родителей всю ответственность за недостатки в воспитании детей. Но это обычно свидетельствует об их профессиональной беспомощности. И руководители школы, и педагоги должны ясно сознавать, что ответственность за воспитание детей несёт как семья, так и школа.

5) Трудно говорить о взаимопомощи педагогов и родителей, если родительские собрания проводятся в школе лишь в начале и конце учебного года. Столь же мало эффективны и редкие индивидуальные встречи педагогов с родителями учеников. Такие традиции работы педагогов с родителями только мешают совместной их деятельности.

Теперь рассмотрим основные принципы, на которых должно строиться  продуктивное сотрудничество педагогов и родителей.

1) Педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу.

2) Отношения родителей и педагогов должны строиться на основе взаимоуважения. Причём следует стремиться к тому, чтобы уважение друг к другу было не поверхностным, демонстрируемым и присутствии, а искренним, присутствующим в душе у каждого участника общения.

3) Воспитательный процесс оказывается более продуктивным, когда его организаторы – учителя и родители – хорошо представляют себе, чем школьники заняты во время учёбы и в свободное время, с кем дружат, чем увлекаются, к чему стремятся, какие у них взаимоотношения друг с другом и с окружающими людьми, каковы их успехи и трудности. Поэтому для успешного сотрудничества педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. Родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями позволяют педагогам рассказать о том, что нового усвоили дети за последнее время, насколько вырос круг их знаний, чему они научились, как развилось мышление, обогатилась речь, выросла сноровка, какие у них появились друзья, чем они заняты не только на уроках, но и на переменах, после уроков, каково их участи в трудовых делах, насколько сплочён детский коллектив, наконец, чем интересен каждый ребёнок.

Положительная информация о детях встречает со стороны родителей самый благоприятный отклик. Но иногда сами родители, обеспокоенные недостатками в поведении и характере своего ребёнка, обращаются к педагогу за более полной информацией. В этом случае учитель может обсудить с родителями волнующие их вопросы индивидуальной беседе, без посторонних, стараясь изложить свои наблюдения исключительно доброжелательно. Тогда не возникнет отчуждение между педагогом родителями.

Педагог должен обратить внимание родителей на то, что по мере взросления ребёнка необходимо менять и методы трудового воспитания.

Задача педагога – ознакомить родителей с этими ключевыми сторонами семейного трудового воспитания.

Родители со своей стороны могут оказать посильную помощь. Например, будучи специалистами в различных отраслях науки и искусства, производства, они могут рассказать много интересного детям. Их выступления ценны не только своей содержательной стороной, позволяющее обогатить круг знаний и интересов школьников, по и положительным влиянием на собственных детей. Родители раскрываются перед ними с новой стороны, что способствует повышению их авторитета. Родители могут также принять участие в организации и проведении экскурсий, походов, крупных школьных мероприятий, выступая помощниками классных руководителей. Некоторые папы и мамы обладают знаниями и опытом, необходимыми для проведения в школе занятий того или иного кружка или студии. Иногда родители помогают школе в утеплении помещений или оборудовании кабинетов.

Нередко родителей приглашают на классные или школьные собрания для совместного с педагогами и учащимися обсуждения и решения проблем школьной жизни. Наиболее активные родители иногда принимают участие в заседаниях педагогических советов или совещаниях учителей. Участие родителей обогащает работу ученического и педагогического самоуправления.

Одна из задач, которую  решают педагоги в работе с родителями, – распространение среди них педагогических и психологических знаний. Эта задача – важная и благородная. Психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании и психике ребёнка, чем объясняется его поведение, то или иное направление его деятельности. Педагогическая грамотность даёт возможность родителям создавать благоприятные условия для успешного трудового воспитания детей.

Чем школа может помочь семье?

Для первоклассника непререкаемым  авторитетом является первая учительница. Ее требования ребенок выполняет беспрекословно. Следуя ее советами, опираясь на ее авторитет, можно со временем изменить отношение ребенка к труду, приучить его к самообслуживанию.

Если же родители отрицательно относятся к школе и это  знает, чувствует ребенок, то их усилия в привитии ему положительных привычек могут оказаться безуспешными. Бывает, что школьник, не приученный к труду, считаясь с требованиями в учителей, начнет меняться в лучшую сторону. Но стоит ему раз, другой услышать нелестные, осуждающие высказывания родителей в адрес школы, как с течением времени у него исчезнет желание делать то, что требуют учителя.

Жизнь показывает, что  меньше ошибок в воспитании делают те родители, союзником которых стала  школа.

Задача начальной школы  – не только дать школьнику определенную сумму знаний, – не менее важно научить учиться. А это значит – возбудить у ребенка интерес к учебным занятиям, приучить его сознавать, для чего он выполняет эту работу, выработать умение контролировать себя в ходе работы, добиваясь хорошего результата, формировать у младшего школьника хороший, экономный и продуктивный темп работы. Умение работать означает умение применять свои знания при выполнении простых жизненных задач. В процессе организации учебных занятий у детей воспитывается такая черта личности, как трудолюбие.

Трудолюбие у наших ребят предполагает не только сформированную любовь к трудовому усилию, но и желание, стремление и умение работать коллективно, трудиться на пользу другим, на пользу обществу, получая от этого труда глубокое моральное удовлетворение.

Установление теснейших  деловых связей школы с семьей – это тоже один из путей упрочения связей школы с жизнью. С привлечением широкой общественности к школьному делу сама жизнь входит в школу. Положительные результаты работы учителя с учащимися во многом зависят от контактов с родителями.

Формы работы с родителями самые разнообразные: классные собрания (приложение № 1, 3), нетрадиционные встречи за чашечкой чая, беседы, посещение родителей и учащихся на дому и, ставшие уже традиционными, дни открытых дверей, индивидуальные консультации педагога, общеклассные и общешкольные конференции.

Воспитательный процесс  оказывается более продуктивным, когда его организаторы – учителя и родители – хорошо представляют себе, каким трудом школьники заняты во время учёбы и в свободное время. Поэтому для успешного сотрудничества педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. Родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями позволяют педагогам рассказать о том, что нового усвоили дети за последнее время, насколько вырос круг их знаний, чему они научились, как развилось мышление, обогатилась речь, выросла сноровка, какие у них появились друзья, чем они заняты не только на уроках, но и переменах, после уроков, каково их участие в школьных вечерах и трудовых делах, насколько сплочён детский коллектив, наконец, чем интересен каждый ребёнок. При этом необходимо избегать жалоб на детей и негативной оценки их деятельности и поведения.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста