Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Для проведения тематического контроля во 2—4 классах учителем СОШ № 16 Светланой Петровной Лобко разработаны тесты по русскому языку к основным разделам курса: «Правописание безударной гласной в корне», «Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слов», «Правописание приставок и предлогов» и др.

     Лаптева Л.С. описывает приемы, которые используются при повторении [30]:

     Письмо  слов на кальке по трафарету (самостоятельно или с комментированием).

     Прочитать слова с таблицы, деля на слоги (читать так, как пишем).

     Прочитать слова с таблицы так, как пишем, и назвать слово, которое нельзя перенести.

     Прочитать слова с таблицы так, как пишем в которых один, два, три и т.д. слогов.

     Услышать  в предложении словарное слово  и повторить его так, как пишем (индивидуально и хором).

     Устный  картинный диктант: прочить слово  так, как пишем, поднимая карточку с  гласной буквой.

     Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остается картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием.

     Любят дети, когда слова с непроверяемой  гласной приносит их любимый сказочный  герой или игрушка. Любят дети и такую игру. Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый кролик». Затем коллективно исправляют ошибки.

     Догадайся, какие это слова? б . р . за,   к . п . ст .

     Из  слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово: крндш, пнл.

     Ответь  одним словом. Шестой день недели (суббота). Перемещение воздушных масс (ветер).

     После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:

     Выписать слова с сочетанием –оро-.

     Выписать  слова, к которым можно подписать  имена девочек или мальчиков.

     Выписать  слова с парной согласной на конце  слова.

     Выписать  слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.

     Составить и записать рассказ по опорным  словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.

     Составить цепочку слов, где каждая последняя  буква в слове является первой следующего слова.

     Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова  цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.

     Работа  по такой системе над словами  с непроверяемыми написаниями повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов. [30].

     Расскажем об одной интересной работе Захаровой  И.В., дающей также положительные  результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями и являющейся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ.[19] Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».

     Ученикам  нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, в III классе, работая со словами  телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с написаниями таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.

     Читают  ребята рассказ К. Паустовского о  встрече с лесником, который любил  искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

     Все знакомы с нами:

     Яркие, как пламя,

     Мы  однофамильцы

     С мелкими гвоздями

     Полюбуйтесь дикими

     Алыми … (гвоздиками).

     Но  не всегда происхождение слова так  ясно, так понятно. Очень часто  о происхождении слова мы можем  узнать только из особых книг, словарей.

     Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут  неверно.

     Сначала дети отгадывают загадку:

     Под ярусом – ярусом

     Висит зипун с красным гарусом.

     Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два  раза вслух и наконец проговаривают  его хором.

     После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

     - Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать  слово рябина? Как называют рябиновую  рощу, заросли рябины? Что нужно,  чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

     В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

     рябина    ряб – пёстрый, рябой

     рябинка

     рябинник

     рябинный

     рябиновое

     На  следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

     Под рябиновым кустом цветик розовый  цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое  варенье. За деревней растет целый рябинник. Кроме того, в своей работе над  словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка на поезд».

     Селезнева М.С.  предлагает следующие формы  работы[42]:

     Задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать.

     Кто продает билеты в кассах? Какую  единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?

     2. При списывании вставить вместо  точек нужные по смыслу слова.

     1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм  – это тысяча … 3). Смотр  готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….

     Для учащихся, показывает практика, этимологический  анализ – важное средство повышения  грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» (М., 1967), в «Занимательной грамматике» А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой (М., 1963. – 4.1).

     Савинова  З.А. использует стихи детских поэтов со своими небольшими шутливыми стихами[41]. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

     На  доске стихотворение Г. Сапгира  «Ли-мон».

     Что за ли?

     Что за мон?

     В звуках нету смысла.

     Но  едва шепнут?

     - Лимон… -

     Сразу станет кисло.

     Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

     Описанные виды заданий и приемы работы имеют  свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать  ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной [ 41].

     Селезнева М.С.  предлагает работу над предлогами.[42]

     Правописание  предлогов вызывает у детей определенную трудность. В учебнике русского языка  по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п, с, ц пишутся отдельно от других слов».

     Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе, несмотря на большую работу над этим правилом.

     Приведем  примеры наглядных пособий, которые  применяются в определенной последовательности в работе с предлогами.

     Знакомство  с предлогами проходит с начала букварного периода с помощью игры. Для этого можно иметь наглядное пособие «Птичка и клетка».

     Помещаем  птичку (она на нитке) в разные положения  по отношению к клетке, дети знакомятся с первыми предлогами (термин «предлог»  не употребляется), которые имеют  значение местоположения предмета по отношению к другому предмету (на клетке, над клеткой, у клетки, в клетке). Работу можно проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети называют действие (помести птичку в клетку), а ученик показывает.

     Когда учащиеся познакомятся с буквами, Кузьменко А.С. предлагает использовать следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у.

     Маленькие слова можно вынимать из кармашков  и вставлять в них, наглядно видно, что эти слова и они отдельны от предлога.

     К моменту изучения предлогов дети уже знают, что это маленькие  слова, которые пишутся отдельно от других слов.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе