Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     - сформулируй орфографические правила,  которые надо знать:

     для Маши…….

     для Оли …….

     12.   Проверь слабую  позицию в корне  слова. Выпиши  эти слова в  четыре столбика.

     Хв(а,о)стун, м(а,о)рковь, т(а,о)пор, охв(а,о)тила, в  деревн(е,и), ч(у,ю)до,  мыш(ь,?),  под(а,о)рил,  зага(д,т)ка,  в(а,о)ренье,  тр(а,о)пинка.

     1 столбик   2 столбик   3 столбик    4 столбик 

     3. Работа над приставками

     1. Образуй и напиши при помощи приставок новые слова от корня -вяз-. Вставь пропущенные буквы.

         Доить - до...т.   Болеть - боле...т.

         Светить - свет...т.  Пахать - паш...т.

     2. Как можно проверить орфограмму в приставке:

     а) подобрать родственные слова;

     б) посмотреть по словарю;

     в) такую орфограмму проверить нельзя, нужно запомнить слово.

     3. Построй из данных слов словообразовательную цепочку:

     водный, подводить, вода, подводный, подводник.

     4. Заполни слабые позиции, если можешь, укажи, в какой части слова ты проверял орфограмму.

     з-блестели р-сой в траве 

     п-крыта  пр-зрачным туман-м 

     чистым  весе(н, нн)им воздухом

     новогодние  п-дарки 

     берез-вый  зап-х 

     дубовый листоч-к 

     ле-кие  м-ро-цы

     первые  д-жд-вые капли 

     т-желые  гроз-вые тучи

     рад-сть  встреч

     ал-нький  цветоч-к

     Упражнения  применяются в условиях урока. 

 

   3.3. Контрольный эксперимент 

  По  результатам проделанной работы был проведен контрольный эксперимент в 4 «А» и 4 «Б» класса, который состоял из диктанта

     Диктант

     Наступила радостная весна.

     Теплый  ветерок ласкает  верхушки деревьев. По оврагам звенят весенние ручьи. Душистой смолой пахнут почки.

     Слышно  звонкое пение птиц.

     Скоро лес оденется листвою. На лесных полянах  появятся голубые  подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. В зелени деревьев засвищут голосистые соловьи.

    4 «А»

экспериментальный

4 «Б»

контрольный

Количество  учащихся 16 11
 Без  ошибок 5 4
1-2 ошибки 7 6
3-5 ошибок 4 6
Больше 5 ошибок нет нет
 

    

  Таблица 2 Допущенные ошибки в экспериментальном классе

Виды  орфограмм, на которые допущены ошибки   Количество  ошибок (%) к общему числу

  допущенных (контрольный эксперимент)

Количество  ошибок (%) к общему числу допущенных (контрольный эксперимент)
 1.  Правописание  окончаний прилагательных             17,1 23,1
 2.  Правописание безударных гласных в корне            8,4 9,6  
3. - не с глаголом             2,1 2,4
4. Правописание  суффиксов             0,7 0,8
5. Пропуски букв             0,8 2,4
 

  Даиграмма: Допущенные ошибки в экспериментальном классе 

     

   Обобщение результатов проведенной работы показало, что количество ошибок в работах учащихся значительно сократилось. Тесты и диктанты позволяют не только проверить знания учащихся по основным разделам курса «Русский язык», но и выявить причины наиболее часто допускаемых ошибок.

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его компонентов (форм, методов и средств обучения и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся знания, как они умеют применять их на практике для решения самых разных задач. Значение контроля знаний, умений и навыков (далее - ЗУНов) учащихся состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала. Систематический учет ЗУНов школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике, также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью».

     В практике работы школы утвердились  разные формы, методы и приемы контроля результатов учебной деятельности школьников. Но какими бы они ни были, они должны реализовывать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность. Они  должны обеспечивать всестороннюю проверку знаний; усвоение всех основных компонентов, их составляющих; определение уровня усвоения знаний; контроль умений и навыков познавательного и практического характера; оперативность контроля и его своевременность; не только контролирующую, но также и обучающую и воспитывающую функции контроля.

     В качестве контрольных работ (текущих  и итоговых) во II-IV классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

      Диктанты позволяют проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся. Для диктантов используются связные адаптированные тексты, интересные по содержанию. Диктанты дополнены грамматическими разноуровневыми заданиями (обязательными и по желанию).

     Грамматические  задания, связанные с текстом  диктанта, выявляют степень понимания  детьми грамматического и орфографического материала, умение проводить языковой анализ. Если ученик справляется с обязательными заданиями, он может (по желанию) выполнить более сложные, творческие задания. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков.

     В структурном отношении развивающее  обучение представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями и навыками, необходимыми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальнейшего общеличностного развития учащихся. Для более быстрой и качественной диагностики этих процессов служат дидактические тесты или тесты школьных достижений.

     В современной науке под дидактическим  тестом понимается набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обучения, характеризующийся такими параметра ми, как надежность, валидность, объективность.

  B связи c актуальностью избранной проблемы был проведен эксперимент, при организации которого мы ставили своей целью выяснить, как контролирующие виды работают влияют на эффективность усвоения орфографии, в какой степени учащиеся справляются c орфографическими задачами в процессе выполнения данного вида письменного упражнения.

    Нами был спланирован эксперимент,  выясняющий знания, умения, навыки  учащихся и эффективность приемов  обучения. Надо было подобрать  к проведению эксперимента диктант  и тест для выявления сформированности орфографический навыков учащихся начальной школы. Эксперимент проводился в 2009 году, в МОУ СОШ  № 8 г. Рассказово. В эксперименте принимал участие 4 «А» класс (экспериментальный) и 4 «Б» (контрольный) класс школы.

      Цель данного эксперимента состояли в том, чтобы выяснить роль и место диктанта и тестов в практике преподавания школьного курса русского языка.

     Задачи  эксперимента состояла в том, чтобы  выявить эффективность этих видов  работ как средств формирования орфографических умений и навыков учащихся; определить, на какие типы и виды орфограмм учащиеся допускают ошибки при написании перечисленных работ; B эксперименте использовались следующие методы: наблюдение за процессом обучения в школе, метод количественного и качественного анализа работ учащихся, метод сравнения и описания. Эксперимент проведен в 3 этапа

   По  результатам контрольного эксперимента были выявлены группы ошибок, по которым был разработан и проведен  комплекс специальных упражнений, направленный на устранение ошибок. Упражнения основаны на лингвометодических положениях и составляют следующие группы: морфемные, морфологические, фонетические, орфографические, упражнения смешанного типа.

   Обобщение результатов проведенной работы показало, что количество ошибок в работах учащихся значительно сократилось. Тесты и диктанты позволяют не только проверить знания учащихся по основным разделам курса «Русский язык», но и выявить причины наиболее часто допускаемых ошибок. 

 

  

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Наше русское слово. Учебник-тетрадь по русскому языку для I класса 4-ехлетней начальной школы / Под редакцией В.Г. Горецкого, С.Ю. Михайлова – Спб: Специальная литература, 2000. 234 с.
  2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: ПИНKА -ПРЕСС, 1994. 256 с.
  3. Аванесов, В.С. Вопросы объективации оценки результатов обучения / В.С. Аванесов – М.: Просвещение, 1976. 178 с.
  4. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов – М.: Просвещение, 1996. 286 с.
  5. Айдарова Л.И., Соколова T.Ю. Диктанты, которые пишут дети. - М., 2003. 315 с.
  6. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987. 417 с.
  7. Базарова, О.Л. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения / О.Л. Базарова// Начальная школа - 2001 -№3.
  8. Бакулина, Г.А. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа – 2003 - №4. С. 32-38
  9. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. - Калуга, 2004. 563с.
  10. Блинов, Г.И. Сборник диктантов  по орфографии и пунктуации / Г.И. Блинов, В.А. Антохина. - М.: Просвещение, 1986. 178с.
  11. Бровко A.C. Свободный диктант, его особенности и методика проведения // Русский языки литература в средних учебных заведениях УССР. - 1987. 456с.
  12. Булохов B.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете речевой деятельности). - Красноярск, 2003. 389 с.
  13. Вантеева, Л.Д. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля (тесты по русскому языку) / Л.Д. Вантеева / Начальная школа – 1999 - №3. С. 42-44
  14. Вачикова, В.А. Применение тестовых заданий с элементами самоконтроля / В.А. Вачикова // Начальная школа – 2005 - №3. С. 42-47
  15. Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку / А.И. Власенков – М., 1983. 287 с.
  16. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском творчестве. - М.: Просвещение, 1967. 7.Граник Г.Г. Психологические механизмы орфографической грамотности /Вопросы психологии. -1995. 456с.
  17. Дидактический материал по русскому языку: Пособие для учащихся /Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина. - М.: «Илекса», 1997. 217 с.
  18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию// Начальная школа. –1989. №8. С. 45- 67
  19. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1993. -№11. С. 27-29
  20. Капинос B.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе. -1988. № 4. С. 32-37
  21. Карпова, Н.В. Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения / Н.В. Карпова // Начальная школа – №1 – 2004. С. 25-29
  22. Клепинина, З.А. Тесты в системе повторения учебного материала / З.А. Клепинина // Начальная школа – 2004 - №1. С. 26-31
  23. Коккота, В.А. Лингводидактическое тестирование / В.А. Коккота – М., 1989. 315 с.
  24. Кологрив B.B. Грамотность и логическое мышление (Свободные диктанты для 5-11 классов). - Санкт-Петербург, 1992. 245 с.
  25. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации // Начальная школа – 2003 - №1. С. 34-39
  26. Костромина, Н.И. Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты / Н.И. Костромина // Начальная школа – 2001 - №3. С. 31- 36
  27. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?//Начальная школа. –1992. №9-10. С. 31-34
  28. Ладыженская T.A. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986. С.34-39
  29. Ладыженская T.A. Система работы по_развитию устной речи. - М., 1988. 234 с.
  30. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием//Начальная школа. –1994. -№8. С.56-59
  31. Леонтьев A.H. Деятельность. Сознательность. Личность. -М.,1975. 215с.
  32. Львов M.P. Основы обучения правописанию в Начальной школе. - М.: Прометей, 1988. 345с.
  33. Львов M.P. Правописание в начальных классах: Пособие для учителя. -М.: Наука, 1998. 314с.
  34. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 книгах / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 1995.456 с.
  35. Одаренные дети. Перевод с английского / Под редакцией Т.В. Бурменской, В.М. Слуцкого – М., 1991. 417с.
  36. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук – М.: Просвещение, 1986. 147 с.
  37. Программно-методические материалы: русский язык. Начальная школа /Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 1998. 376с.
  38. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. 312 с.
  39. Рамзаева Т.Г. Русский язык учебник 2 – 3 кл. М.Дрофа 2000 . 303с.
  40. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя /Под ред. Т.А.Ладыженской. -М.: Педагогика, 1990. 412с.
  41. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. –1996. №1. С.42-45
  42. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости//Начальная школа. –1997. №1. С.36-39
  43. Танина, О.Ю. К вопросу об оценке знаний на уроках русского языка / О.Ю. Танина // Начальная школа – 2001 - №4. С.23-27
  44. Танина, О.Ю. Тестовый контроль по русскому языку. II класс четырехлетней начальной школы / О.Ю. Танина // Начальная школа – 2005 - №3. С.34-37
  45. Ульченко, З.Ф. Диктанты с изменением текста / З.Ф. Ульченко – М., 1982. 234с.
  46. Учебные стандарты школ России. Государственные образовательные стандарты начального общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальное образование. – М., 1998. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Проект // Начальная школа – 2000 - №4. С.23-29
  47. Челышкова, М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов – М.: Исследовательский  центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 215с.
  48. Шарапова, О.А. Используйте на уроках русского языка / О.А. Шарапова // Начальная школа – 2001 - №3. С.23-29

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе