Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Предупреждение  ошибок обеспечивается при этом диктанте грамматико-орфографическим разбором.

     Предупредительный диктант проводится по отдельным предложениям: сначала разбирается, а затем записывается одно предложение, затем разбирается другое и т.д. Когда учащиеся овладеют этой формой работы, учитель диктует и вместе с ними разбирает сразу несколько предложений, а дети потом пишут их под диктовку; наконец, учитель после разбора диктует весь текст, дети записывают его целиком под диктовку учителя. Таким образом, степень внимательности, самостоятельности и сложности работы все более и более увеличивается.

     Очень важным условием эффективности предупредительного диктанта является то, чтобы ученики были активны: спрашивали бы учителя о том или ином написании, сами находили бы нужные для разбора и объяснения слова, наводили справки в словаре. В таком случае предупредительный диктант имеет большое обучающее и развивающее значение. Он развивает привычку контролировать себя (самоконтроль). Предупредительный диктант создает условия, близкие к самостоятельному письму: ученик идет от слухового образа и произношения к правилу и через него к зрительному его образу или написанию.

     Выборочный  диктант. Это тот же предупредительный  диктант, но при нем дети записывают не все, что диктует учитель, а  только те слова или словосочетания, которые в данный момент интересуют учителя и учащихся. Выборочный диктант экономит время; при нем можно записать больше нужных слов и предложений, чем при другом виде работы. А самое главное его преимущество в том, что он требует внимательного, активного отношения к тексту, к письму.

     Объяснительный  диктант. Ошибки не предупреждаются, они лишь разбираются и исправляются по окончании диктанта. Однако при объяснительном диктанте перед письмом проводится повторение нужных правил правописания. Это отличает объяснительный диктант от контрольного, при котором такого повторения не бывает. От контрольного диктанта он отличается и тем, что разбор и исправление написанного происходит непосредственно после проведения диктанта, что увеличивает его обучающий характер. Разбор и исправление могут проводиться даже не после написания всего текста, а по частям, по мере написания отдельных предложений.

     Объяснительный  диктант следует рассматривать  как упражнение, промежуточное между  предупредительным диктантом и  контрольным, как переход к этому  последнему.

     В качестве переходного к контрольному диктанту, как вид орфографического упражнения, применяется и так называемый подготовленный диктант, который представляет собой своеобразное сочетание предупредительного диктанта с объяснительным: текст сначала разбирается, потом записывается, наконец проверяется.

     Свободный диктант. Этот вид диктанта близок к  изложению. Но он проще изложения, являясь  подготовительной ступенью к нему, отчасти обучая, как надо писать изложение данного, текста. Диктантом  он называется потому, что учитель  диктует текст (обычно связный), а свободным потому, что, в противоположность обычному диктанту, допускает свободное изложение текста  (как запомнит ученик).

     Перед тем как прочитать текст, полезно  повторить нужные правила.

     Учитель читает текст целиком, затем читает его отрывками в 3-5 строк. Размер каждого отрывка должен быть таким, чтобы учащиеся не могли запомнить его наизусть; учащиеся пишут продиктованный отрывок по памяти.

     Преимущество  этого вида упражнения заключается  в том, что   в   нем   объединяются   задачи   формирования   грамотного письма и развития речи.

     От  свободного диктанта один шаг к изложению, а от изложения - к сочинению. О  них рассказано в главе «Развитие  устной и письменной речи».

     Все только что перечисленные виды письменных упражнений, являясь, по существу, работами творческого характера, в то же время могут рассматриваться и как орфографические работы, преследующие цель автоматизировать навык.

     Контрольный, или проверочный, диктант. Как показывает само название, этот диктант предназначается  для проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся.

     Контрольный диктант иногда называют самостоятельным  диктантом, и не без оснований. Ученик пробует силы в самостоятельном  решении какой-то задачи, применяет  правила, которые он знает, к тексту, диктуемому учителем.

     Контрольный диктант, давая учителю сведения о степени усвоения тех или  иных орфографических тем, помогает ему построить план занятий на последующее время. Учитель видит, что не усвоено всем классом или  отдельными учениками, он может наметить, что надо повторить, кому надо помочь, какие упражнения провести. Если диктант показал низкий уровень знаний учащихся, учитель основательно разбирает его с учениками, проводит ряд дополнительных упражнений, работает над орфографическими ошибками и, в конце концов, чтобы убедиться в прочности навыков, ставит так называемый повторный диктант, то есть текст недавно проведенного диктанта или же аналогичный текст диктует еще раз. Большое количество имеющихся в распоряжении учителя форм и видов упражнений не позволяют говорить о механическом списывании или о карательном диктанте.

     В любом случае слуховой диктант диктуется  строго орфоэпически, иначе он не выполнит свою функцию перекодирования речи с акустического кода на графический.

     Слуховые  диктанты требуют не эпизодического использования, но системы (если они в принципе принимаются учителем).

     Зрительными диктантами называют такие орфографические  упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии.

     Механизм зрительного диктанта:

     а) прочтение слов, предложений с  установкой на зрительное запоминание;

     б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с первого раза);

     в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;

     г) запись на основе зрительного образа слов;

     д) самопроверка по образцовому тексту.

     В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается (но не орфоэпическое!).

     Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в правописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности.

     Творческий  диктант возвращает учителя и  учащихся к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели - передаче содержания мысли, смысла в тексте. В этой цели творческий диктант смыкается с сочинением как средством развития речи, речевого творчества.

     Творческий  диктант. Сущность его заключается  в том, что учитель дает на доске  нужные для данного случая слова, указывает правило, которое должно быть при этом использовано, иногда дается картинка или серия картинок. Дети составляют предложения, чаще всего объединенные темой, в которые включают данные слова в нужной форме. Например, учитель дает такие слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток, хорошо, они, выпал, взяли, побежали, надеть, сковать, лететь, скользить. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубки, шапки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по льду. Это еще не сочинение, а лишь предложения, объединенные темой «Зима», но эти и не диктант в обычном смысле слова.

     На  практике встречается и другой вариант  творческого диктанта. Учитель дает задание заменить в диктуемом  тексте те или иные слова другими, переработать те или иные предложения, добавить одно-два предложения с  описанием природы и т. п. Учитель  читает текст, а ученики за ним пишут, подвергая текст переработке.

     Тот и другой вариант творческого  диктанта требуют коллективной работы: в конце концов при исправлении  вырабатывается либо один текст, либо варианты, близкие друг к другу. Творческий диктант примыкает к работе по развитию речи, он требует от детей активного отношения к тексту или же составления своего текста.

     В методической литературе можно встретить  и такие названия диктантов, как  предметный диктант (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, например названия деревьев), диктанты по воображению, по воспоминанию,  по  картине.

     Для диктантов (списывания) целесообразно  использовать связные тексты. Эти  тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.

     Тексты  диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и  вновь изученные правила. Для  I класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (I-IV классы) встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске или четко проговариваются учителем.

     Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим.

     I  к л а с с. В течение года – 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов.

     В конце года - текст из 15 слов для  диктанта, текст из 15 слов для списывания.

     Во  II, III, IV классах объем диктанта и текста для списывания должен быть таким

  Классы             Четверти              
 
      
  1-я четверть   2-я четверть          3-я четверть   4-я четверть
  II

  III

  IV

  20—25 слов 40—45 слов 60—65 слов   25—30 слов 

  45—50 слов

  65—70 слов

  30—35  слов

  50—55 слов

  70—75 слов

  35—40 слов 

  55—65 слов 

  75—80 слов

 

     На  проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 мин во II-IV классах, 25-30 мин в I классе.

     В I классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.

     При сценке диктанта во  II-IV классах следует руководствоваться следующими критериями.

     Оценка  «5» ставится за диктант, в котором  нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям  каллиграфии (соблюдение правильного  начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буквами и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно     написанной буквы и т. п.).

     В проекте «Начальная школа 21 века» за исправления оценка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).

     Словарные диктанты проводятся в качестве текущих  проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объем словарных диктантов для II класса - от 8 до 10 слов, для III класса - от 10 до 12 слов, для IV класса - от 12 до 15 слов.

     Оценки  за словарный диктант во II-IV классах выставляются в соответствии со следующими нормами:

     Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.

     Оценка  «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление.

     Оценка  «3»  ставится,   если  допущены  2 ошибки, 1 исправление.

     Оценка  «2» ставится, если допущено от 3 до 5 ошибок.

     Оценка  «1» ставится, если допущено 6 и более ошибок.

     Таким образом, диктант служит средством  проверки орфографических и пунктуационных навыков.

     В современной практике преподавания русского языка роль тестирования как  одного из наиболее точных методов  педагогических измерений постоянно растет. Свидетельство тому - большое количество публикаций, диссертационных исследований, курсов, научно-практических семинаров и пр. по проблемам тестирования. Вырос и интерес учителей к этому нетрадиционному для нашей школы способу измерения, большее применение лингводидактических тестов в повседневной практике преподавания. Это объясняется, с одной стороны, стремлением преподавателей получить максимально объективную оценку уровня подготовки ученика, с другой - использовать наиболее адекватные проверяемому объекту (язык - речь) формы контроля. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению со всеми другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе