Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Чтобы работа была более интересной, можно  ввести схемы предлогов. Схемы составляются с помощью картинок сами детьми.

     Дети  запоминают схемы и легко их различают. Схемы лучше поместить на плакате под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по, 8 – к.

     Схемы можно использовать в словарной  работе, например, учащиеся изучают  слова капуста. Предложить или сказать  это слово со всеми предлогами, записать с предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов родительного падежа, дательного падежа и т.д.

     Все схемы должны «рождаться» на глазах у учащихся и с их помощью. [27].

     Помогите  вернуть предлоги на свои места.

     

     Я утра лесу гуляю, росы я ведь промок.

     Но  зато теперь я знаю

      березку и мох, малину, ежевику, ежа и ежиху, которой ежат Все иголочки дрожат.

     (Н.  Матвеева)

     В                                                                                                          ЗА

     У                                                                                                         ОТ

     С                                                                                          ПРО

     Добавьте  необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось 

                   лото                                                                       лапту

     мяч                                              играет                              гитаре                           

       скрипке                            пластинка []

     По  мнению Жердек П.С., обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным в том случае, если каждый учитель четко определит  для себя теоретические основы данной темы.[18]

     В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

     Автор приводит примеры упражнений и дидактических  игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:

     1. Дидактическая игра «Забей гол».

     На  доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для  двух команд. У каждой команды набор  мячей (круг с записанной в нем  гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.

     р..ка в…да п…тно гр..бы ш..рфы

     2) Игра «Волшебные яблочки».

     На  доску вывешивается плакат со словами:

     

     гр…чи                                     зм…я р…ка                                       с…ды др…зды                                  п…чтальон з…ма                                                 гр…бы м…чи                                      в…зание

     

     На  двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).

     Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать  яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате». [18].

     3) «Дополни сам»

     тр п тали                                         в ч реет              

       трепещет                                                   вечерний

     ст р жили                                        з л нели                

       сторожка                              зелень

     л п тали                                           х л да

     лепет

     б р да                                              г л ва

     В качестве дидактического материала можно использовать загадки, пословицы, поговорки.

     Безударный  хитрый гласный:

     слышим  мы его прекрасно.

     А в письме какая буква?

     Здесь поможет нам наука:

     гласный ставь под ударенье,

     чтоб  развеять все сомненья!

     Если  буква гласная вызвала сомнение,

     Ты  ее немедленно ставь под ударенье.

     Загадки используются те, в отгадках которых  есть нужная нам орфограмм.

     Меня  пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто  я такая? (Вода)

     Днем  спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).

     Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

     Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

     Обобщение опыта учителей показывает, что работа по орфографии в начальной школе  имеет большой арсенал средств  формирования навыков и умений учащихся. Творческий подход учителя к проблеме позволяет успешно формировать данные навыки. 

 

   3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ 

  B связи c актуальностью избранной проблемы был проведен эксперимент, при организации которого мы ставили своей целью выяснить, как контролирующие виды работают влияют на орфографию, в какой степени учащиеся справляются c орфографическими задачами в процессе выполнения данного вида письменного упражнения.

    Нами был спланирован эксперимент,  выясняющий знания, умения, навыки учащихся и эффективность приемов обучения. Надо было подобрать к проведению эксперимента диктант и тест для выявления сформированности орфографический навыков учащихся начальной школы. Эксперимент проводился в 2009 году, в МОУ СОШ № 8 г. Рассказово. В эксперименте принимал участие 4 «А» класс - 16 человек и 4 «Б» класс – 11 человек.

      Цель  данного эксперимента состояли в том, чтобы выяснить роль и место диктанта и тестов в практике преподавания школьного курса русского языка;.

     Задачи  эксперимента состояла в том, чтобы выявить эффективность этих видов работ как средств формирования орфографических умений и навыков учащихся; определить, на какие типы и виды орфограмм учащиеся допускают ошибки при написании перечисленных работ; B эксперименте использовались следующие методы: наблюдение за процессом обучения в школе, метод количественного и качественного анализа работ учащихся, метод сравнения и описания. Эксперимент проведен в 3 этапа

     I  этап – выделить орфографические ошибки и их причины.

     II этап –разработка и проведение комплекса упражнений по орфографии.

     III этап – на основе проведенного диктанта убедиться, как повлиял формирующий эксперимент на повышение орфографической грамотности учащихся.  

  3.1. Констатирующий эксперимент…. 

  Работа  проводилась без предварительной подготовки, дающей возможность объективно оценить эффективность исследуемых видов письменных работ.

    Работа проводилась в 2 этапа: На первом этапе проводился диктант «Зимой в лесу», на втором этапе исследования детям было дано тестовое задание, подобранные по результатам диктанта

  Цель  эксперимента проверить знания учащихся 4 классов по орфографии, выявить  орфографические ошибки и их причины.

  1. Этап. Форма работы диктант.

Зимой в  лесу

  С приходом зимы в лесу все изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под теплой моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила пеструю летнюю одежду на зимнюю. Теперь она важно разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только черный кончик хвоста выдает проворного зверька. Вот горностай исчез в снежной норке. Он услышал под пушистым снегом писк.

  Результат проверки диктанта в 4 «А» классе:

  Справились  с работой

  без ошибок – 4 человека;

  допустили 1-2 ошибки – 5 человек;

  допустили 3-5 ошибок – 7 человек.

  По результатам проверки диктанта в 4 «А классе были выявлены следующие ошибки: 

  Таблица 1

Виды  орфограмм, на которые допущены ошибки   Количество  ошибок (%) к общему числу

  допущенных

 1. Правописание  окончаний прилагательных 23,1
 2. Безударные  гласные в корне 9,6  
3. - не с глаголом 2,4
4.  Правописание суффиксов 0,8
5.  Пропуски  букв 2,4
 

    

  Результат проверки диктанта в 4 «Б» классе:

  Справились  с работой

  без ошибок – 1 человека;

  допустили 1-2 ошибки – 1 человек;

  допустили 3-5 ошибок – 5 человек.

  Не  справились с работой – 4 ученика

  По  результатам проверки диктанта в 4 «Б»  классе были выявлены следующие ошибки:

  Таблица 1

Виды  орфограмм, на которые допущены ошибки   Количество  ошибок (%) к общему числу

  допущенных

 1.  Правописание окончаний прилагательных 31,2
 2. Безударные  гласные в корне 10,4  
3. - не с глаголом 0,9
4.  Правописание суффиксов 0,9
5.  Пропуски  букв 34,2
 

    

    Анализ орфографических ошибок, допущенных в диктанте, свидетельствует о том, что чаще всего y учащихся четвертых классов встречаются неверные написания в окончаниях прилагательных. Большой процент ошибок на тему: «Безударная гласная в корне».

  Следует отметить, что большое количество ошибок в 4 «Б» классе на пропуск гласных букв, что говорит о низком внимании учащихся.

  Сравнение результатов диктанта по количеству типичных ошибок

  

  Наиболее  характерные  ошибки:

  • ненормативное написание падежных окончаний имен прилагательных;
  • ошибки в правописании приставок;
  • пропуски гласных букв.

  С целью выявления причин, по которым  дети допускают эти ошибки были проведены тесты 4 «Б» классе.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе