Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Тест-алгоритм № 1

   Задание 1.

   Прилагательное  это 

   А) часть слова; б)член предложения; в) часть речи

   С заданием справились 5 человек.

   Задание 2. Что обозначает имя прилагательное

   А) предмет; Б) признак предмета; в) Действие предмета

   На  вопрос ответили верно 6 человек

   Задание 3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное

   А) Кто? Что? Б) Что делает? Что сделает? В) Какой? Какая? Какие?

   На  данный вопрос правильно ответили 8 человек

   Задание 4. Как определить род прилагательного?

   А) по вопросу, б) по существительному с  ним связанному

   На  этот вопрос правильные ответы дали 4 человека

   Задание 5. Какие окончание имеет прилагательное среднего рода в именительном падеже

   А) –ая,яя Б) – ое, ее, В) -ый,ий, ой

  Правильный  ответ дали 5 учащихся

  Задание 6. Каким членом предложения является чаще всего прилагательное в предложении.

  А) главным Б)второстепенным

  На  этот вопрос правильный ответ дали 6 учащихся

  Задание 7. Какое прилагательное является синонимом  к слову старательный

  А) вежливый б) аккуратный В) хлопотливый

  На  этот вопрос правильные ответы дали 9 учащихся

  Задание 8. С какой частью речи связано  прилагательное в предложении:

  А) с существительным, б) с глаголом, в) с наречием

  С данным вопросом справились 6 человек.

  Второй  тест мы проводили по орфограмме «Безударные  гласные в корне»

     Задание 1. Поставьте ударение

     Собака, молоко, Москва, народ, шары, свеча, снеговик, сова, колокольчик, хлопушка, часы

     Задание 2. Укажи слова, в  которых пропущена  буква а.

         М...лчит   под...рил   г...рюет

         к...рмить    м...лодой   ш...гает

         б...льница   упл...тил   т...рговля.

     Задание 3. Найдите, для какого слова из нижеперечисленных, подходит проверочное слово пять:

     Опята, пятница, пятнышко, пятнистый.

     Задание 4. Вставить пропущенные  гласные.

     Ст_ляр  сделал стол.

     Дв_рняжка стережет двор.

     В к_рмушке был корм.

     Из  к_нюшни вышел конь.

  Задание 5. Найти однокоренные слова

     1) Дорога, путь, дорожный, подорожник.

     2) Соль, солонка, солить, солёный.

     3) Медь, медный, медяк, медовый.

     4) Осина, осинник, осиный, осиновый.

  Сданными  заданиями дети справились следующим  образом:

  Задание 1 – 6 учащихся

  Задание 2  -4 учащихся

  Задание 3 – 7 учащихся

  Задание 4 – 5 учащихся

  Задание 5 -7 учащихся

  

  В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что учащиеся 4 класса «А» нуждаются в дополнительных систематических упражнениях. Нами был разработан комплекс упражнений для формирования орфографических навыков и умений учащихся по темам «окончание прилагательных» и «безударные гласные»

 

   3.2. Формирующий эксперимент  учащихся третьих  классов 

   По  результатам теста разработан и  проведен  комплекс специальных  упражнений, направленный на устранение ошибок. Упражнения должны быть основаны на лингвометодических положениях и составляют следующие группы: морфемные, морфологические, фонетические, орфографические, упражнения смешанного типа.

     На  основе констатирующего эксперимента были выявлены направления работы: 1. Окончания прилагательных, 2.Правописание приставок, 2.Гласные в слове.

     1. Окончания прилагательных

     1. Определи, что обозначают  выделенные слова:

     1) предметы; 2) признаки; 3) действия.

     1) Наступила ранняя весна.

     2) Белые облака плывут по небу.

     3) Чиж сел на ветку и весело запел.

     4) На сосне Костя заметил белку.

     5) Дует резкий ветер.

     6) Весь мир знает русскую балалайку.

     2.Опишите данные предметы, используя имена прилагательные: синий, большой, красивый. А помогут вам вопросы.

     Шапка (Какая?)

     Платье (Какое?)

     Сарафан (Какой?)

    3.

    (Есть)  крутой чёрный

    (нет)   крутого

    (рад)   крутому

    (вижу)  крутой

    (доволен)  крутым

    (думаю)  о крутом

    4. Вставить окончания, определить род

    Красн. . Мак,    стар. . Платье,  зимн. . Стужа,   син. . Платок,  нов. . Пальто,   зелен. . Трава,  мягк. . Мох,    свеж . Мясо , летн. . Время,    громк. . Музыка,  темн.  Туча.    

    5. Подобрать прилагательные, которые обозначают:

    размеры - большой, маленький,

    цвет - желтый, синий;

    возраст - старый, молодой.

    силу -могучий, хилый.

    температуру - горячий, морозный.

6.Найти  лишнее слово

    ночь                          снежный                  космос      

    ночной                    снежинка               космический 

    ночлег                     снеговик                космонавт

    ночевка                  снег                           космодром

7. Составить словосочетания (с названиями животных)

    1. Конь стальной, хвост льняной. 2. Зверь мохнатый, неуклюжий, не боится зимней стужи. под корягою лесною спит под снежной пеленою; 3. Бываю черный, красный, синий, с начинкой твёрдой в середине. Я с острым ножиком дружу и что хочу-изображу. 4. Круглое, горячее, яркое, слепящее, на весь мир оно глядит, на себя же не велит. 5. Зеленые листочки, желтые сережки, стоит в лесочке на белой ножке. 6. Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, острые зубки, сидят в норке, грызут корки. 7.Зимой белый, летом серый. 8. Этот шарик полосатый очень любят все ребята, с виду он зелёный, гладкий, в середине красный, сладкий. 9.Желтый цвет у носа, шея -знак вопроса. белые одежки, красные сапожки. 10. Говорливый, и журчащий. и холодный, и блестящий, он по камешкам бежит, в речку дальнюю спешит. 11. Они черные, кривые, от рождения немые, а как только станут в ряд, с нами вдруг заговорят. 12. Черный, пузатый, дружит с ухватом. В печке был, картошку варил.

8. Записать словосочетания

    жадный                                             олень

    трусливый                                       медведь 

    хитрая                                                еж  

    пушистая                                        змея

    неуклюжий                                    лиса

    рогатый                                            заяц

    колючий                                          волк

    ядовитая                                         белка 

  1. Правописание  гласных

     1. Являются ли эти слова однокоренными?

     1) Дорога, путь, дорожный, подорожник.

     2) Соль, солонка, солить, солёный.

     3) Медь, медный, медяк, медовый.

     4) Осина, осинник, осиный, осиновый.

     2. Среди слов каждого ряда подчеркни только однокоренные слова.

     1) Белка, белить, белила, беленький, белок, беличий;

     2) Дальний, вдали, далеко, далёкий, падал;

     3) Горка, горевать, пригорок, горный, гористый.

     4. Обозначь в словах корень.

     поднёс   баянист        примерка

     чистенький   крупинка      сумочка

     берёзка          сахарница     уплатил.

     5. Укажи слова, в которых пропущена буква а.

         м...лчит   под...рил   г...рюет

         к...рмить    м...лодой   ш...гает

         б...льница   упл...тил   т...рговля.

     7. В каждой группе  однокоренных слов  подчеркни проверочное  слово для безударной гласной.

     Чистый, очищать, чистота   и

     светить, светлый, светлячок   е

     голубка, голубь, голубиный   о

     далеко, далёкий, даль    а

     явление, заявить, заявка           я

     8. Вставь пропущенные  буквы.

     Л-пата, п-нал, ст-лица, учит-ль,

     с-ра, к-р-ндаш, б-льной, ч-тверг,

     -том,  л-жат, гр-бник.

     9. Найдите, для какого  слова, подходит  проверочное слово пять:

     Опята, пятница, пятнышко, пятнистый.

     10. С помощью однокоренных  слов проверь безударную  гласную только  там, где нужно  и можно это  сделать:

     К-рандаш,       в-сенний,       рыб-лов,     перекр-сток,        п-ход.

     11. С помощью однокоренных  слов проверь безударную  гласную только  там, где нужно  и можно это  сделать:

     К_рандаш, в_сенний, рыб_лов, перекр_сток, п_ход.

     3. Девочки записали следующие предложения:

     Маша   а) Ма лъчик у пал въяму.

     Оля       б) Харашо звирюшкам осинью.

     -   проверь, нет ли ошибок;

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе