Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

    Каждый  раздел орфографии характеризуется  определенными принципами  - закономерностями, лежащими  в  основе орфографической  системы. Принципы орфографии — это  общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой, Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

    Теория  русской орфографии начала создаваться в середине 18 в., ее основоположники - В К Тредиаковский и М В Ломоносов. В дальнейшем нормы русской орфографии получили отражение в трудах А А Барсова, Н.И Греча, А.Х. Востокова, ФИ Буслаева, И.И. Давыдова, Я.К. Грота. Работы Я. К. Грота имели огромное значение. Его «Русское правописание», вышедшее в 1885г. выдержало более 20 изданий и сыграло известную роль в унификации правописания

    Значительной  вехой в развитии истории русской  орфографии являются труды известных  языковедов: А А. Шахматова, Ф Ф  Фортунатова, А.И. Соболевского, Ф.Е. Корша, А.И. Бодуэн  де Куртенэ, Р.И. Аванесова, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Н. М. Шанского, Л. В. Щербы и др.

    В отечественной науке в учении о фонеме и ведущем принципе орфографии сложилось два направления  так   называемое, питербургское, или щербовское (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Ю. С. Маслов, Л. Л. Буланин, В Ф. Иванова), и московское (Р.И. Аванесов, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров, А.А. Реформатский, Л.Ю. Максимов, М.В. Панов).

    Сторонники Питербургской и Московской фонологических школ в определении самого понятия фонемы как минимальной звуковой единицы языка придерживаются одной точки зрения

    Принципиальное  расхождение между ними касается ведущего принципа орфографии.

    "Орфографические  принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно" [5,с. 351 ].

    В сильных позиция звуки (фонемы) обозначаются каждый своей буквой, пишущий не решает орфографических задач Исключение составляет обозначение гласных после шипящих и ц, что имеет свое фонологическое, морфологическое и историческое обоснование.

          При своем возникновении  любое звуковое письмо бывает фонетическим, то есть буквы пишутся непосредственно  по произношению По мере развития языка произношение слов меняется быстрее, чем написание Возникший разрыв между устной и письменной формами речи либо ликвидируется, либо, что бывает чаще, закрепляется, причем в этом случае возникают иные закономерности в соотношении между звуком и буквой, которые возводятся в ранг закона. Так устанавливаются принципы правописания

    У лингвистов нет единого мнения о  количестве принципов русской орфографии и их наименовании А.М. Гвоздев, Л.Р. Зингер, В.В. Иванов, В. Ф.Иванова считают, что русское правописание построено на трех принципах; морфологическом, фонетическом и традиционном Ю.С.Маслов называет пять орфографических принципов морфологический, фонетический  (фонематический), символико-морфологический (грамматический),    дифференцированный и традиционный (исторический).

    Как теоретическая основа  правописания морфологический принцип  был   провозглашен  в  "Российской  грамматике" М. В. Ломоносова (1755 г) и окончательно утвержден Российской Академией в выпущенной ею грамматике (1802г.)

    "Правописание, строящееся на морфологическом принципе. внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных  и внутри морфем для гласных"[5, с 350]

    Морфологическое   правописание   является   следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме.  Название принципа - морфологический - связано с единообразной   передачей   морфем. Все морфемы   имеют определенное значение. Несмотря на разное произношение одних и тех же морфем, мы пишем их единообразно. В русском письме значимая часть слова имеет единый графический образ, благодаря чему достигается быстрое понимание и осмысление текста. В лингвистической литературе морфологический принцип получил не одно определение. Л.В. Щерба  употреблял  названия "этимологический" и "словопроизводственный" как синонимичные, имея в виду морфологические написания с соблюдением графического единообразия морфем.

    В.А.Богородицкий использует как синоним к термину "морфологический" название "принцип  аналогий", поскольку при написаниях такого рода определенным образом используется аналогия (вода как воды). Л.Р..Зиндер в качестве синонимов употреблял термин "морфологический" и "этимологический".

    Ю.С.Маслов считает название "морфематический" более точным, хотя приводит еще  одно - "этимолого-морфологический". При этом автор выделяет, что "суть его состоит в стремлении подчеркнуть единство морфемы, несколько сгладив на письме (в пределах, допускаемых графикой) реальное варьирование ее экспонента. Чаще всего морфематический принцип проявляется в игнорировании, неотражении живых чередований фонем.  Такое игнорирование довольно последовательно проводится русской орфографией: сравните вода через о (вод, водный) и вод с д (вода, водный); написание приставок (кроме из-,низ-,бвз-, воз- и особенно раз-) и предлогов и т.д.".[34.c.56]

    В.В. Иванов, называя основным принципом русской орфографии морфологический,     поскольку  все значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся, дает ему определение "фонемный" или "морфофонематический", понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.

    Прослеживая чередование (мену звуков-фонем   в составе морфемы, то есть фонемное различие вариантов (аллоформов- вариант фонемы)) одной и той же морфемы, а также образование фонемных рядов и случаи пересечения фонемных рядов, В Ф Иванова дает следующее определение; "Морфологический принцип - это такой принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы; для достижения этой цели  фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильных позиций" [3, с 93].

    Впоследствии  Л. Р. Зиндер заменит термин "морфологический" термином "морфематический", считая, что он более ясен по своей внутренней форме. Морфематический принцип требует, чтобы для отражения на письме тождества морфемы ее фонемный состав передавался на письме по более сильной фонетической позиции.

    Морфематическим называет этот принцип орфографии и  Л. Б. Селезнева Под термином "морфологический" следует понимать единообразную передачу одних и тех же морфем на письме, несмотря на разное произношение. Таким образом, морфологический принцип орфографии состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав.

          Сохранение на письме графического единства одних и тех  же морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) там, где это возможно, является характерной чертой русской орфографии. "Единообразие написаний значимых частей слов достигается тем, что в русском письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных фонем" [5, с 350].

    Морфологический  принцип сложился исторически,  мы продолжаем писать те же буквы, которые когда-то писали в соответствии с произношением. Однако это не просто дань традиции, существуют причины сохранения на письме тех букв, которые раньше писались по произношению.

    Морфологический  тип  написания  является  следствием осознания "родственности" определенных корней,  приставок, суффиксов, окончаний. Носители языка пишут слова в зависимости от понимания их состава. Изменения звукового (фонемного) состава морфем, вызываемые различными позициями составляющих ее звуков (фонем), не разрушают единства морфемы, а именно ее значения и осознанности этого значения пишущим. "Морфема остается в его сознании определенной смысловой единицей, отсюда — стихийное не осознанное стремление не изменять ее написание, если это в произносительном отношении возможно" [3, с 95].

    Нарушают  морфологический принцип орфографии некоторые отступления и написания, отвечающие фонетическому принципу "Фонетический принцип орфографии традиционно понимается как такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словоформах обозначаются на основе прямой связи "звук-буква", без учета каких-либо критериев Коротко этот принцип определяется девизом: "Пиши, как слышишь" [4, с. 111],

    Фонетический  принцип обоснован В, К. Тредиаковским  в 1748 году как основной в русском  правописании.

    Важным  является вопрос, какие звуки и  с какой детализацией следует  обозначать при фонетическом принципе. В практическом письме, отмечает В.Ф Иванова, "и при фонетическом принципе правописания могут и должны обозначаться только фонемы" [3, с 112].

    Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина "фонема" можно было бы назвать фонемным принципом правописания,  но поскольку в современной лингвистической литературе этот термин используется в другом смысле, удобнее оставить его прежнее наименование.

    В науке фонетический принцип также  получил не одно определение. Бодуэн де Куртенэ называл такой способ письма фонемографией. "Фонемография обозначает односторонний, исключительно  фонетический способ письма, при котором  не принимается во внимание распадение предложений на синтагмы или синтаксические элементы и слова - на морфемы, те. морфологические элементы"[4,98].

    Название "фонематический", а не "фонетический" используют Ю.С.Маслов, Л. Р.Зиндер, Л.Б. Селезнев. При этом Ю.С.Маслов отмечает, что "фонетический принцип орфографии в практическом письме вообще вряд ли возможен Ведь такое письмо (в отличие от фонетической транскрипции) не имеет знаков для обязательного варианта фонем, поскольку эти варианты нормально не осознаются носителями языка.

    Написание слов кум, трюм, соль, дым, пурга, в которых все буквы употреблены в прямом соответствии с произношением, но по законам русской графики, Ю.С. Маслов считает вне компетенции фонетического принципа, поскольку "на данных местах просто не могут стоять никакие другие буквы, так что здесь орфографии не из чего выбирать" Другое дело написание слова карман, здесь и др, где принципиально возможен выбор, поскольку здесь графически допустимы и написания "кормам", "сдесь", "здезь".

    Применительно к написаниям типа раскол (ср розыск) рассматриваемый принцип может быть определен уже как принцип фиксации живых чередований фонем.

    В.Ф. Иванова дает следующее определение "Фонетический принцип - это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, Обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи "фонема - адекватная ей буква" [3, с 112].

    Как отмечает автор, в сферу фонетического  принципа попадает и обозначение  некоторых фонем сильных позиций Это обозначение ударного гласного [о] после шипящих, что связано с "переходом" [э] в [о] и особенностью буквенного ряда е-ё-о, например: галчонок, шапчонка и др

    В.Ф.Иванова называет фонетический принцип антагонистом морфологического   принципа орфограммы,   пишущиеся   по фонетическому  принципу,  могут,  если это будет сочтено целесообразным, писаться по морфологическому принципу: именно поэтому их принято считать нарушениями морфологического принципа.

    Фонетический  принцип заключается   в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме (по фонематическому принципу фонетические чередования на письме не передаются).

    Так, в приставке раз- /рас- /роз- /рос- фонема /о/. Но под ударением, когда произносится [о], пишется о: розвальни, розыск, россыпь, а без ударения, когда произносится [а], пишется а; развал, разыскивать, рассыпать. Здесь фонетический принцип осложнен традиционным; ср.; развалить, рассыпать, где произносится [ъ].

    У существительных 1-го склонения в  формах дательного и предложного  падежей единственного числа  и у существительных 2-го склонения  в форме предложного падежа единственного числа выступает окончание -/э/: к земле, о коне. на острие — и в соответствии с фонематическим принципом орфографии без ударения пишется -е; на воле, о доме, о счастье Но в соответствии с фонетическим принципом в этом окончании без ударения после и пишется и, так как произносится [и] к армии, о санатории, о здании.

    В форме родительного падежа множественного числа существительных 1-го склонения, а также существительных среднего рода 2-го склонения может быть нулевое  окончание, в основе при этом появляется «беглая» гласная /э/: семья /с'эм']-а/ — семей /с'эм'Э]-о/. статья — статей, свинья — свиней. В соответствии с фонематическим принципом орфографии при безударности этой «беглой» гласной надо писать е, как это и бывает в отдельных случаях: судей, ружей. Но обычно перед и в этом случае в соответствии со звуком [и] по фонетическому принципу пишется и: оладий, шалуний, ожерелий, увечий.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе