Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию  и науке

  Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

     «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» 

     Институт  педагогики и социальной работы

     Кафедра педагогики и методики начального образования 
 

     Габриелян Лилит Артуровна  

     МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ И ДИКТАНТОВ ПО ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

     Дипломная работа 
 
 

  Допущена  к защите

  Заведующий  кафедрой

  Профессор, д.п.н.

  ___________Дорожкина  О.А.

Студентка 5 курса 53 группы

заочной формы обучения

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Дриняева Ольга  Анатольевна

 
 
 
 
 

  Тамбов  – 2009

 

   Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ  И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе  
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ  
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение  вопроса в существующих программах по русскому языку  
42
2.3. Обобщение  опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ  
67
3.1. Констатирующий  эксперимент 68
3.2. Формирующий  эксперимент  75
3.3. Контрольный  эксперимент 80
Заключение 82
Список  использованной литературы 85
Приложения  
 

 

  

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность вопроса о типах диктантов и тестов в начальных классах и методике их использования в качестве форм и видов контроля не вызывает сомнений, а также определяется необходимостью выявить возможности диктантов и тестов как средства формирования орфографической грамотности учащихся начальной школы.  

     Объективная оценка знаний, умений и навыков  учащихся является необходимым условием в работе учителя по преодолению  процентомании, по изжитию формализма в оценке результатов его труда и труда учащихся.

     Знания  учащихся проверяются с помощью  устного опроса и письменных контрольных  работ. Письменные контрольные работы по русскому языку проводятся только после достаточной теоретической  и практической подготовки учащихся по проверяемой теме.

     В качестве контрольных работ (текущих  и итоговых) во II-IV классах проводятся обычно диктанты. Для того чтобы  диктант действительно стал проверкой  учащихся по той или иной теме, объективной  оценкой их знаний по данной теме, «помог своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью», надо учитывать все разнообразие существующих в методике начального обучения видов диктанта, соблюдать методические условия их проведения, проверки, анализа и работы над ошибками.

     В теории и практике обучения в последнее  время разработаны и успешно  применяются тесты. Они применяются на различных этапах обучения русскому языку в начальных классах. Определенное место тесты занимают в процессе контроля и учета знаний учащихся младших классов наряду с диктантами.

     Формирование  у младших школьников прочных  орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является элементом общей языковой культуры. Решающая роль в формировании орфографического навыка принадлежит упражнениям.

       B методической литературе имеются исследования, в которых авторы, изучают эффективность отдельных видов упражнений (Ф.И. Лысенко, М.И. Парамонов, В.К. Лотарев, Г.А. Яковлева, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, В.Н. Матвеева). В этих работах в основном рассматриваются упражнения репродуктивного характера – списывание и диктант.

  Усвоение  знаний, как правило, происходит в  два этапа: объяснение нового материала  и его закрепление, приобретение умений и навыков при выполнении различных упражнений путем повторения действий, связанных c применением правил. Однако изучение нового материала - лишь исходный момент в усвоении знаний. Весьма важен и другой этап - упражнения, формирующие необходимые умения и навыки.

   B обучении орфографии традиционно  используются такие упражнения, как списывание осложненное заданиями, разные виды диктантов, творческие работы.

     Методика  правописания на современном этапе  ее развития обогатилась принципиально  важными положениями, одним из которых  является взаимосвязь формирования орфографической грамотности c развитием  речи. До сих пор в школьной практике преподавания русского языка сохраняется такое положение, когда пpоцессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг c другом. B результате складывается следующая ситуация: учащиеся могут анализировать орфографические явления, узнают их среди других явлений, перечисляют признаки, воспроизводят ход рассуждений, но при этом все эти знания остаются невостребованными в сфере  практической деятельности младших школьников.

     Известно, что работа по орфографии и развитие речи учащихся характеризуются существенными различиями. Речь, всегда предполагает творческую деятельность, a орфография требует еще и строгого соблюдения установленных норм, выработки определенных умений и навыков. Вместе c тем, работа по развитию речи и формирование навыков правописания, имеют много точек пересечения.

     Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.

     Цель  определила следующие задачи:

  • познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
  • раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
  • дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
  • описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

     Объектом нашего исследования явилось выявлениеление методических условий проведения диктантов и тестов по орфографии в начальных классах.

     Предметом – обоснование и проверка методических условий использования этих упражнений на уроках русского языка в младших классах.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литеpатуры пo проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; методический эксперимент, анализ эксперимента.

  База  исследования: МОУ СОШ №8 г.Рассказова, классы 4 «а» и 4 «б».

  Структура работы: Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

  

  1. Теоретические основы  проведения диктантов  и тестов в начальной  школе

  1.1. Дидактические основы  проведения диктантов и тестов в начальной школе 

     Проверка  и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

     Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя  и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности  и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

     Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков  по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

     Контроль  и оценка в начальной школе имеют несколько функций [11, с.14].

     Социальная  функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

     В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков  установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию  на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблема образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

     Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

     Со  стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной  деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в  повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

     Воспитательная  функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

     Правильно организованный контроль и оценка снимают  у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. 

     Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе