Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работы.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Количество игроков: любое.

Тема дискуссионного обсуждения: Успех.

Группе предлагается обсудить:

что такое «успех»?

что такое «успех»  для человека, потерявшего работу?;

можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее  время человек остался без  работы?

является ли преградой  для человека на пути к успеху его состояние безработного?

связано ли ощущение собственной  неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

что мешает безработному человеку быть успешным в жизни? и  т.д.

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит  придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и  полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

                                                                                     Продолжение приложения 6

 

 

ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в  обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного  процесса может «приглашать свидетелей»  для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели»  по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово  «подсудимого», в котором ему  предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит  свой вердикт – «виновен» или  «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует  обсуждение в группе результатов  и подведение итогов игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

                                                                                                         Приложение 7

 

 

 

Игра «Лабиринт»

 

 

Цель: Научиться искать выход из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих.

Материалы: Бумажный скотч  или полоски из бумаги для разметки поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 * 20 см. План поля с отмеченными «незаминированными» квадратами. («Незаминированные» квадраты должны составлять «коридор», по которому можно пройти от одного края поля к другому. «Незаминированные» квадраты должны соприкасаться друг с другом углами или боками. Данный план должен быть только у ведущего. Участники не должны его видеть!)

Ведущие раскладывают бумажные полоски на полу, деля его на квадраты.

Задача: Всем участникам по очереди (по одному) надо перебраться на противоположную сторону поля. При этом они имеют право передвигаться по полю только переходя из квадрата в квадрат, которые соприкасаются друг с другом углами или боками. Перепрыгивать через квадраты нельзя!

Условия: Участникам дается 5 минут на обсуждение стратегии. После этого они не имеют права разговаривать, показывать на поле руками, помечать нужные квадраты.

Два раза подряд идти по полю нельзя, поэтому, «подорвавшись» (наступив на квадрат вне «коридора»), участник встает в конец очереди. Если кто-то наступает на «заминированный» квадрат, ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает и проч.).

Примечание: Если всем участникам удастся перейти на другую сторону  за 10-15 минут, можно заключить, что  группа хорошо сплочена, способна находить правильные стратегии для выхода из сложных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 8

 

 

 

Игра «Аукцион ценностей»

 

Цель: работа с ценностными  ориентациями молодежи, влияние на процесс становления ценностных ориентаций.

Правила проведения игры: Участниками игры становятся 4-8 человек. Слишком большое количество участников снижает динамичность игры.

Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется  аукцион, на котором распродаются жизненные  ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих  для него наибольшее значение.

В начале игры ведущий  раздает бланки со списками жизненных  ценностей. Участники должны оценить  каждый пункт списка по следующей  шкале: «+» – положительное отношение, «0» – безразличное отношение, «–»  – отрицательное отношение к данной ценности. Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе. Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую «стоимость» и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов».

Далее объясняется, что  «валютой», за которую можно будет  приобретать ценности, является количество очков, набранное в упражнении на ловкость (сбивание кеглей, метание мячей, дротиков и т.п.). На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения.

Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона». При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота».

Ведущий ориентирует  участников на необходимость максимального  выполнения составленного «плана». Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на

                                                                                

                                                                            

 

 

 

 

                                                                                     Продолжение приложения 8

 

приобретение данного  «лота». В том случае, если игрок  отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы» или все игроки израсходовали отведенные им попытки.

Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности. При этом вместо «плановой» ценности, которую игрок не смог приобрести, в список вносится ее «противоположность», например, вместо ценности «Счастливая семейная жизнь» – «Неудачная семейная жизнь» и т.п.

На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичным жизненным путем представителя той или иной профессии. Формальным итогом игры может стать вручение «дипломов приверженца профессии».

В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также может проинформировать участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий может предложить каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека. Также может быть затронут вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.

Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    

 

 

 

                                                                                                            Приложение 9

 

                                                                                                   

Организационная игра «Адские башни»

 

Необходимое время: около  часа.

Цель: это упражнение на построение команды, в котором  делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В «Адских башнях» эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.

Размер группы: инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек.

Этапы работы:

Разбейте группу на команды по 6 человек.

Дайте каждой команде  побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню.

Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой  будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.

Объявите, что игра будет  проходить в полном молчании, и  разрешите игрокам приступить к делу.

Инструкции для карточек:

Башня должна состоять из 20 блоков.

Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

Башня должна быть построена  только из белых, красных и желтых «кирпичиков».

Башня должна быть построена  только из синих и желтых «кирпичиков».

Шестой уровень башни  должен отличаться по цвету от остальных.

Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Обсуждение итогов игры:

За игрой в «Адские  башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к

                                                                                   

 

                                                                              Продолжение приложения 9

 

противодействию со стороны  членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других, от каких бы то ни было действий вообще, и т.д.

По окончании действия полезно обсудить ситуации – они  повторяются всякий раз, когда используют эту игру.

1. Побеждает игрок,  которому поручено быть единственным  строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо – в зависимости от темперамента — сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем». Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены – тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи.

Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема