Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работы.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

По данной методике получены следующие результаты, табл. 1:

 

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Добро–Зло»

(Л.М.Попов, А.П.Кашин)

Мотив

Результат

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

1

Позитивный моральный  выбор

2

20

2

Промежуточный моральный  выбор

3

30

3

Негативный моральный  выбор

5

50


 

Таким образом, данные табл. 1 отражают следующее. 20 % детей от общей численности испытуемых, указали на позитивный моральный выбор, что является полным соответствием моральному стандарту; 30 % детей от общего числа испытуемых, указали на промежуточные ответы; 50 % детей от общего числа испытуемых, у них негативный моральный выбор, что свидетельствует об отрицательном моральном стандарте. Здесь необходимо отметить, что эти дети из неполных семей, где в основном воспитывают только мамы, есть один ребенок, воспитывающий с бабушкой, т.к. родителей лишили родительских прав.

Полученные результаты можно отразить графически на рис. 1.

                                           100 %

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Добро–Зло»

(Л.М.Попов, А.П.Кашин)

 

 

Качественный анализ.

         Дети с позитивным моральным выбором более открытые, легко шли на контакт в период испытания, они доброжелательны, уважительно относятся к взрослым и сверстникам. Они открытые, отношения с родителями дружеские (хорошие), у них светлое будущее (по их представлениям). На мир смотрят с позитивом.

         Дети с промежуточным моральным  выбором, а их не так много,  они легко общаются, со взрослыми  учтивы, но к своим сверстникам  иногда могут проявлять агрессию, отношения с родителями хорошие,  особых проблем в школе нет.

Дети с негативным моральным выбором, с пессимизмом  смотрят на

свое будущее, у них  проблемы в школе и дома, нет  общего языка со сверстниками и родителями, часто идут на конфликт с учителями. Они в основном замкнутые, не очень идут на контакт, не на все вопросы отвечают. Людям не доверяют и относятся к ним с настороженностью.

2. Тест «Ценностные  ориентации» (М. Рокич).

        Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

Разработанная М. Рокич  методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Результаты по методике М. Рокич «Ценностные ориентации», показа -

ли, что среди терминальных ценностей дети в основном на первое – третье место ставят:

-  развлечения –  60 % детей;

- свобода – 20 % детей;

- материально обеспеченная  жизнь – 20 %.

       По  инструментальным ценностям показатели  следующие:

- независимость – 80 % детей;

- высокие запросы –  10 % детей;

- твердая воля –  10 %.

Таким образом, результаты второй методики показали, что дети больше всего ценят независимость и свободу, что свойственно их возрастным данным. 60 % испытуемых желают только развлекаться, о чем свидетельствуют результаты исследования.

3. Методика «Ситуации  морального выбора» (А.А.Хвостов).

Суть метода состоит  в том, что испытуемый как бы «погружается»  в конкретную ситуацию, вполне реальную в жизни. В основе каждой ситуации лежит моральный выбор - возможность нарушить или выполнить какую-либо общепринятую моральную норму.

При исследовании нравственных качеств у детей была взята  одна из ситуаций – «отношения со взрослыми». Обработка данных показала следующие результаты:

- позитивный моральный выбор – 20 % детей – полное соответствие моральному стандарту;

- промежуточные варианты  – 30 % детей – эти дети давали  уклончивые, неопределенные ответы;

- негативный моральный  выбор – 50 % детей – отрицание  морального стандарта.

Качественный анализ.

         Дети с позитивным моральным  выбором более открытые, легко  шли на 

контакт в период исследования, они доброжелательны, уважительно  относят-

ся к взрослым и  сверстникам. Они открытые, отношения  с родителями оцениваются дружеские (хорошие), по их представлениям у них светлое будущее. На мир смотрят с позитивом.

         Дети с  промежуточным моральным выбором,  а их не так много, они  легко общаются, со взрослыми  учтивы, но к своим сверстникам  иногда могут проявлять агрессию, отношения с родителями хорошие, особых проблем в школе нет.

           Дети  с негативным моральным выбором,  с пессимизмом смотрят на свое  будущее, у них проблемы в  школе и дома, нет общего языка  со сверстниками и родителями, часто идут на конфликт с учителями. Они в основном замкнутые, не очень идут на контакт, не на все вопросы отвечают. Людям не доверяют и относятся к ним с настороженностью.

Анализ  полученных в  констатирующем этапе исследования данных позволил сделать вывод о  том, что  степень сформированности смысложизненных и нравственных ценностей у беспризорников зависит в основном от уровня их сформированности в семьях. Тем не менее, образовательное учреждение обладает потенциальными возможностями, чтобы оказывать влияние на ценностные ориентации своих воспитанников.

         По результатам констатирующего  этапа исследования была разработана  корректирующая программу, которую  можно рекомендовать для беспризорников. Данная программа состоит из программы по нравственному воспитанию.

Данный комплекс педагогических действий обеспечивает процесс цен-

ностной образовательно-воспитательной работы по следующему взаимосвязанному блоку ценностей, образующим систему:

- мировоззренческая –  социально-ориентированный, философский,  экономический стиль мышления;

- этическая – следование нравственным принципам и нормам поведения;

- эстетическая – ориентация  на лучшие, подлинные ценности  мировой  

культуры.

В ходе проведенного констатирующего  этапа исследования нами были выделены следующие составляющие системы  нравственных ценностей:

- философско-мировоззренческая ориентация личности беспризорника в понимании смысла жизни, своего места в социуме, своей уникальности и ценности;

- построение личностных  концепций, отражающих перспективы  и пределы развития физических, духовных задатков и интеллектуально-нравственных способностей, творческого потенциала детей и подростков;

- приобщение личности  к системе культурных ценностей,  отражающих богатство общечеловеческой  и национальной культуры, и выработка  своего отношения к ним;

- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

- возрождение традиций  российской ментальности, чувства  патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей.

Наличие нравственно-культурологического  потенциала определяется нами через: стремление к изучению духовно-нравственных аспектов; способность к самостоятельному анализу (этико-эстетическая самостоятельность суждений и поступков); способность к выявлению духовно-нравственных качеств личности; стремление к соблюдению этико-эстетических норм общения с людьми.

Опираясь на современный  подход педагогической науки, мы пришли к выводу, что личностному росту  беспризорному ребенку, т.е. формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии в соответствии с указанной системой ценностей, способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия.

К структурным составляющим формирования системы культуросооб -

разных ценностей мы относим:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- организацию учебного  процесса беспризорного ребенка  как субъекта творчества;

- творческо-педагогическое  взаимодействие;

- диагностику результатов  педагогического процесса.

В результате у детей, склонных к бродяжничеству формируется:

- культуросообразное  самосознание;

- культуросообразные убеждения;

- культуросообразный опыт как  совокупность культурологических  знаний и умений.

Мы выделяем следующие методы нравственного обучения детей:

- репродуктивные (рассказ, беседа);

- проблемно-поисковые  (постановка проблемной ситуации, решение экспериментальных заданий  посредством работы с литературными  и информационными источниками нравственно-культурологического содержания);

- методы формирования  познавательного интереса (примеры,  опыты, парадоксальные факты,  учебные дискуссии, доклады, рефераты, семинары, имеющие ярко выраженную  культурную направленность).

Второй этап (формирующий  этап исследования) был направлен  на формирование системы нравственных ценностей в аспекте: способности к творческой разработке культуроведческого материала; потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании (непрерывном расширении и обновлении знаний).

 

 

 

 

 

2.2.Организация  социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей

Опираясь на современный  подход педагогической науки, мы пришли к выводу, что личностному росту беспризорному ребенку, т.е. формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии в соответствии с указанной системой ценностей, способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодей -

ствия.

К структурным составляющим формирования системы культуросооб -

разных ценностей мы относим:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- организацию учебного процесса беспризорного ребенка как субъекта творчества;

- творческо-педагогическое взаимодействие;

- диагностику результатов педагогического процесса.

В результате у детей, склонных к бродяжничеству формируется:

- культуросообразное самосознание;

- культуросообразные убеждения;

- культуросообразный опыт как совокупность культурологических знаний и умений.

Мы выделяем следующие формы и методы работы социального педагога с детьми, склонными к бродяжничеству:

1) репродуктивные:

- рассказ,

- беседа.

2) проблемно-поисковые:

- постановка проблемной ситуации,

- решение экспериментальных заданий посредством работы с литера -

турными и информационными источниками нравственно-культурологическо-го содержания;

3) методы формирования познавательного интереса:

- примеры,

- опыты,

- парадоксальные факты,

- учебные дискуссии,

- доклады,

- рефераты,

- семинары, имеющие ярко выраженную культурную направленность.

Социальный педагог  в своей работе использует следующие методики:

- тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин А.П.);

- методика М.Рокича  «Ценностные ориентации»;

- методика А.А. Хвостова  «Ситуация морального выбора». 

1. Тест «Добро–Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин)

Данный тест представляет собой метод оценки характерологических свойств личности по функциям качеств добра и зла. Методика разработана Л.М. Поповым и А.П. Кашиным и ее основное назначение заключается в оценке двух альтернативных черт личности. Тест выявляет два основных набора личностных качеств и характеристик, составляющих этический слой человека.

Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема