Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работы.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Историко-теоретические аспекты  проблемы бродяжничества 

детей как социально-педагогическая проблема                                                 6

1.1. Природа бродяжничества : понятие,  сущность, содержание                    6                                        

1.2.Проблема бродяжничества в  трудах зарубежных и отечественных

 учёных                                                                                                                   10

Выводы по первой главе                                                                                       15

Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению

бродяжничества детей                                                                                         16

2.1.     Диагностика ценностных  ориентаций детей

реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский)                             16                                                        

2.2.    Организация социально-педагогической  деятельности по предупреждению бродяжничества детей                                                                                  23

Выводы по второй главе                                                                                       26

Заключение                                                                                                            27

Список литературы                                                                                               29

Приложение                                                                                                           31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы. Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется неустойчивостью, неопределенностью долгосрочных экономических программ, непоследовательностью их выполнения. В ситуации становления рыночных отношений, политической нестабильности, углубления экономического кризиса население пребывает в состоянии неуверенности в завтрашнем дне. Экономическая ситуация в стране складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Особую тревогу общества вызывают граждане, положение которых характеризуется не просто бедностью, но отсутствием жилья, работы и деградацией личности.

Бродяжничество детей  предстает как социальное явление, в возникновении которого сосредоточены как субъективные, так и объективные причины.

Бродяжничество детей как социальной проблемы опосредуется через носителей – юных граждан, занимающихся бродяжничеством, число которых назвать точно невозможно, но МВД России утверждает, что оно достигает в России 4 млн. человек [16, с. 15].

Оказавшись на обочине жизни, дети-бродяги испытывают моральные и материальные лишения, физические страдания. Отвергнутые обществом и находясь в экстремальных условиях существования, дети нуждаются в социальной помощи и поддержке. Будучи вынужденными пребывать в антисанитарных условиях, дети сами могут служить источником инфекционных заболеваний. Не имея средств существования, дети-бродяги могут вступить на криминальный путь, еще более усугубляя свое социальное положение.

Россия переживает сейчас период социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества. Появление новых элементов и структур сопровождается разрушением старых. Меняются социальные институты - то есть все то, что в стабильных условиях «цементирует» жизнь общества. В России почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют. В этой ситуации социальный контроль выступает в форме принуждения и реализуется в особом кризисном управлении. В условиях социального кризиса возникают и формируются наиболее острые социальные проблемы, среди которых проблема бродяжничества детей.

Проблема бродяжничества детей широко освещена в зарубежной и отечественной научной литературы. Известны исследования по данной проблеме таких ученых как М. Вебера, Л. Гурьева, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Э. Фромма и других.

Объектом исследования является бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема.     

 Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность по предупреждению бродяжничества детей. 

Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.               

Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:

- психологические и  физиологические особенности детей;

- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть природу  бродяжничества детей;

- проанализировать информацию о бродяжничестве представленную в трудах зарубежных и отечественных ученых;

- провести диагностику  ценностных ориентаций детей  реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский).

- разработать и апробировать  программу по предупреждению  бродяжничества;

 

 

 

Методы исследования:

- теоретические (анализ научной литературы по проблеме бродяжничества детей как социально-педагогической проблемы, обобщение полученных данных, выделение главного);

- эмпирические (статистический  анализ, наблюдение, беседа, диагностические методики);

Методологическую основу исследования составили основополагающие работы:

- по проблеме развития  детей и подростков (Г.С. Абрамова, В.А. Аверин, Ю.К. Бабанский, С.В. Волошко, Э. Эриксон и другие);

- по проблеме бродяжничества  детей (А.В. Глаголева, В.И. Куфаев, С.В. Познышев, Е. Поспелова, С.С. Тизанов и другие).

Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении природы бродяжничества и анализе проблемы бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных учёных.

Практическая  значимость работы состоит в диагностировании ценностных ориентаций детей реабилитационного центра «Вдохновение», разработке и апробировании программы по предупреждению бродяжничества.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.

База исследования: реабилитационный центр «Вдохновение» городского округа – г.Волжский Волгоградской области. В исследовании принимали участие дети, находящиеся в РЦ «Вдохновение», поступившие в данное учреждение за бродяжничество .

 

 

 

 

 

Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества детей как социально-педагогическая проблема

1.1. Природа  бродяжничества: понятие, сущность, содержание

 

Анализ научной литературы позволяет нам раскрыть такое  понятие как «бродяжничество».

Бродяжничество – это:

- одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода;

- социально-психологические  проявления патохарактерологических  и иных личностных расстройств,  выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т.п.[17, с. 31]

Бродяжничество –  это скитание лица без постоянного  места жительства и работы, без  источников существования из одного пункта в другой или в пределах одного населенного пункта. УК РФ (ст. 151) [1] устанавливает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество как вид антиобщественных действий.

Анализ методической литературы позволяет нам утверждать, что история борьбы с бродяжничеством детей ведется давно.

Положение ВЦИК'а и  Совнаркома РСФСР от 8 марта 1926 г. признает бродяжничество, нуждающимися в полном обеспечении и воспитании:

- круглых сирот, не  имеющих братьев и сестер, которые  были бы обязаны и могли бы принять на себя заботу о них;

- потерявших связь  с родителями и родственниками;

- изъятых постановлением  суда или комиссией по делам  о несовершеннолетних из семьи;

- подкинутых [20, с. 25].

 Зарубежный опыт  показывает. В виду отсутствия  специальной статистики детей-бродяг на Западе, в качестве показателя ее пользуются детской преступностью, возросшей, например, в Германии на 58,5%, в Австрии на 80% за 2005-2009 гг. [18, с. 237].

Резкий толчок развитию бродяжничества детей дают такие  общественные бедствия, как голод, война, безработица. Так, в СССР голод 1921 г. повлек за собой резкий рост появления детей-бродяг. В настоящее время в России бродяжничество детей, как наследие войны и голода, в значительной мере изжита: подавляющее большинство детей размещено в детские дома, колонии и другие детские учреждения. Хотя нельзя говорить о том, что у нас нет детей-бродяг.

Очень часто дети (особенно из неблагополучных семей, с детских  домов) уходят из дома. Они бродяжничают, попрошайничают, воруют, совершают уголовные преступления и т.д. Но при этом необходимо отметить, что государство с этим борется. Введены специальные отделы по делам несовершеннолетних при ОВД. Во многих городах России сформированы комиссии по делам несовершеннолетних; открыты многочисленные социальные приюты, приемники-распределители. Так, например, в нашем городе Волжском существует специализированное учреждение для детей, склонных к бродяжничеству – это реабилитационный центр «Вдохновение» в 30 микрорайоне. Среди них, основную массу занимают дети из неблагополучных детей, 80 % детей, находящихся в вышеназванном приюте неоднократно уходили из дома, около 56 % детей, находящихся в реабилитационном центре «Вдохновение» стоят на учете по делам несовершеннолетних за различные правонарушения (распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нанесение телесных повреждений, хулиганство, занятие проституцией и т.д.).

Радикальное уничтожение  бродяжничество детей связано с  ликвидацией ее причин и зависит от поднятия экономического благосостояния и социально-бытового уровня масс.

Исторически сложились  специальные мероприятия по борьбе с бродяжничеством:

- передача на попечение  родственников или других лиц; 

- помещение в благополучные  семьи с оказанием последним  материальной поддержки и предоставлением различных льгот;

- помещение в детские  учреждения различных типов; 

- помещение правонарушителей, не поддающихся медико-педагогичес-

кому воздействию, колонии  и другие учреждения;

- оказание материальной  и иной помощи на дому;

- помещение на работу  в учебно-производственные мастерские, профессиональные школы и техникумы;

В бывшем СССР огромную роль в деле борьбы с бродяжничеством  играла советская общественность - работа комсомола и добровольческих дружин. Сейчас данное движение изжито. Во многих городах созданы Комитеты по делам молодежи, им вменены обязанности также заниматься воспитанием детей и подростков, осуществлять реализацию молодежной программы.

Анализ научной литературы позволил нам выделить современное  состояние проблемы бродяжничества детей.

Бродяжничество как социальное явление формируется в рамках существующего общественного строя и усугубляется в кризисных ситуациях (условиях становления в России рыночных отношений), которые способствуют выявлению наиболее острых сторон проблемы.

Эта категория социума (дети и подростки, склонные к бродяжничеству) обладает своей собственной структурой, иерархией, живет по своим законам и правилам. Причем класс бродяг не может и не хочет адаптироваться к существующим в обществе стандартам.

До тех пор пока бродяжничество будет позиционироваться как соци -

альная проблема, некий  порок общества, взаимосвязь этой категории людей с социумом будет  теряться, что может привести к  необратимым последствиям, в частности  к росту преступности. Потому что  отказ от общих правил не только приводит к снижению ответственности за свои действия, но и провоцирует создание новых законов и моделей поведения, в которых преступность становится нормой.

Успешные подходы к  разрешению проблемы бродяжничества возможны с учетом социально-психологических факторов, которые позволяют выявить потенциальные способности, ценностные ориентации бродяг, их социальные установки, жизненные перспективы.

Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема