Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работы.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

         Первый набор отражает деструктивную направленность в нравственном развитии личности и объединяет под собой двадцать два качества, которые можно объединить под единым понятием «Зло».

         Второй набор отражает конструктивную направленность нравственного развития субъекта и включает двадцать два качества, которые можно объединить под единым понятием «Добро».

2. Тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

       Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

Разработанная М. Рокич методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

3. Методика «Ситуации морального выбора» (А.А.Хвостов).

Суть метода состоит  в том, что испытуемый как бы «погружается» в конкретную ситуацию, вполне реальную в жизни. В основе каждой ситуации лежит моральный выбор - возможность нарушить или выполнить какую-либо общепринятую моральную норму.

Данный комплекс педагогических действий обеспечивает процесс цен-

ностной образовательно-воспитательной работы по следующему взаимосвязанному блоку ценностей, образующим систему:

- мировоззренческая – социально-ориентированный, философский, экономический стиль мышления;

- этическая – следование нравственным принципам и нормам поведения;

- эстетическая – ориентация на лучшие, подлинные ценности мировой 

культуры.

Наличие нравственно-культурологического потенциала определяется через: стремление к изучению духовно-нравственных аспектов; способность к самостоятельному анализу (этико-эстетическая самостоятельность суждений и поступков); способность к выявлению духовно-нравственных качеств личности; стремление к соблюдению этико-эстетических норм общения с людьми.

Выводы по второй главе

 

Наше исследование осуществлялось на базе реабилитационного центра «Вдохновение»  городского округа – г.Волжский Волгоградской области. В исследовании принимали участие дети, находящиеся в РЦ «Вдохновение», поступившие в данное учреждение за бродяжничество.

В период исследования были апробированы следующие методики: тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин  А.П.); методика М.Рокича «Ценностные ориентации»; методика А.А. Хвостова «Ситуация морального выбора».

Результаты исследования следующие: 20 % детей от общей численности испытуемых, указали на позитивный моральный выбор, что является полным соответствием моральному стандарту; 30 % детей от общего числа испытуемых, указали на промежуточные ответы; 50 % детей от общего числа испытуемых, у них негативный моральный выбор, что свидетельствует об отрицательном моральном стандарте. Здесь необходимо отметить, что эти дети из неполных семей, где в основном воспитывают только мамы, есть один ребенок, воспитывающий с бабушкой, т.к. родителей лишили родительских прав. Результаты второй методики показали, что беспризорные дети больше всего ценят независимость и свободу, что свойственно их возрастным данным. 60 % испытуемых желают только развлекаться, о чем свидетельствуют результаты исследования. Обработка данных по третьей методике показала следующие результаты: позитивный моральный выбор – 20 % детей – полное соответствие моральному стандарту; промежуточные варианты – 30 % детей – эти дети давали уклончивые, неопределенные ответы; негативный моральный выбор – 50 % детей – отрицание морального стандарта.

 

 

 

 

Заключение

 

В результате исследования поставленная цель и задачи были решены. Изучили историческое понимание  природы и проблемы бродяжничества; исследовали проблему бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных ученых; разработали и апробировали программу по предупреждению бродяжничества; провели диагностику ценностных ориентаций детей реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский).

Анализ теории и практики позволил нам сделать следующие  выводы.

Бродяжничество – это одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; это социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т.п.

Экспериментальное исследование проводилось на базе реабилитационного центра «Вдохновение» г. Волжского. В исследовании принимали участие дети, склонные к бродяжничеству.

В период исследования были апробированы следующие методики: тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин  А.П.); методика М.Рокича «Ценностные ориентации»; методика А.А. Хвостова «Ситуация морального выбора».

На основании проведенного констатирующего этапа исследования были получены следующие результаты. 20 % детей от общей численности испытуемых, указали на позитивный моральный выбор, что является полным соответствием моральному стандарту; 30 % детей от общего числа испытуемых, указали на промежуточные ответы; 50 % детей от общего числа испытуемых, у них негативный моральный выбор, что свидетельствует об отрицательном моральном стандарте. Здесь необходимо отметить, что эти дети из неполных семей, где в основном воспитывают только мамы, есть один ребенок, воспитывающий с бабушкой, т.к. родителей лишили родительских прав. Результаты второй методики показали, что беспризорные дети больше всего ценят независимость и свободу, что свойственно их возрастным данным. 60 % испытуемых желают только развлекаться, о чем свидетельствуют результаты исследования. Обработка данных по третьей методике показала следующие результаты: позитивный моральный выбор – 20 % детей – полное соответствие моральному стандарту; промежуточные варианты – 30 % детей – эти дети давали уклончивые, неопределенные ответы; негативный моральный выбор – 50 % детей – отрицание морального стандарта.

На основании констатирующего  этапа исследования было рекомендовано провести программу по формированию нравственных ценностей.

На основании проведенного исследования нами выработаны практические рекомендации для социальных педагогов:

- внимательно и корректно  относиться к детям;

- своевременно выявлять  детей, склонных к побегам,  бродяжничеству;

- вникать в проблемы  детей;

- к каждому ребенку  найти индивидуальный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Уголовный кодекс РФ, 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 26.11.2009 г.).
  2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Правовая программа «Консультант плюс» по состоянию на 01.01.2010 г.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2002. – 672 с.
  4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 2001. – 622 с.
  5. Бабанский  Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2004. – 426 с.
  6. Болдырев Н.И.,  Гончаров Н.К. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2000. – 394 с.
  7. Богданова О.С., Калинина  О.Д. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М.: Юнити, 2003. – 180 с.
  8. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 2004. №6. – С. 11-21.
  9. Волошко С.В. Воспитание подростков // Педагогика. – 2003. № 9. – С. 37-38.
  10. Глаголева А.В. Проблемы детей, склонных к бродяжничеству. – М.: Приор, 2005. – 100 с.
  11. Дармодехин С.В. Подростковые проблемы // Педагогика. – 2001. № 5. – С. 27-29.
  12. Довгун А.И. Нравственное воспитание школьников // Педагогика, 2004. № 12. – С.26-27.
  13. Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. – М.: Педагогика, 2002. – 237 с.
  14. Ковалев В.В. Синдром уходов и бродяжничества. – М.: Просвещение, 2002. – 286 с.
  15. Косолапов Ю.А. Нравственное воспитание учащихся в высших учебных заведениях // Педагогика, 2002. № 6. – С. 34-36.
  16. Познышев С.В. Детская беспризорность и меры борьбы с ней. – М.: Просвещение, 2004. – 196 с.
  17. Поспелова Е. Бродяжничество // Вопросы психологии, 2006. №5. – С. 31-32.
  18. Россия в цифрах. – М.: Статиздат, 2010. – 620 с.
  19. Сухарев А. Большой словарь. – М.: Современность, 2005. – 864 с.
  20. Тизанов С.С. План борьбы с бродяжничеством детей. – СПб.: Питер, 2003. – 84 с.
  21. Штольц Х., Рудольф Р. Нравственное воспитание.  – М.: Педагогика, 1999. – 230 с.
  22. Эриксон Э. Психология. – М.: Просвещение, 2001. – 364 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Список испытуемых

 

  1. Саша П.
  2. Маша Р.
  3. Дима Н.
  4. Света М.
  5. Гера П.
  6. Петя О.
  7. Таня Д.
  8. Лиля Ф.
  9. Кристина Ж.
  10. Боря В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест «Добро-Зло» (Попов Л.М., Кашин А.П.)

     Блок 1.Выразите, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с нижеприведёнными утверждениями, отметив знаком (галочкой и т.п.) соответствующую клеточку справа в бланке. Тест применяется с 8 лет и старше.

     Утверждения:

  1. У меня есть враги.
  2. Не все люди заслуживают хорошего отношения к себе.
  3. Я к бродягам отношусь нормально.
  4. Преступники заслуживают жестокого наказания.
  5. Я за смертную казнь.
  6. Я настроен на борьбу с врагами.
  7. Люди моего круга общения выгодно отличаются от других, с которыми

 приходится сталкиваться  на улице, в школе и транспорте  и т.п.

  1. Я и мои близкие, в целом, заслуживаем хорошего отношения за недостатки.
  2. Недопустимо применять насилие.
  3. Правило "Поступай с другим так, как хотел бы, чтобы поступали с то -

бой" самое справедливое в общении между любыми людьми.

  1. Для меня главным в незнакомом человеке является то, чем он мне может быть полезен.
  2. В мире есть люди, которые мне мешают.
  3. Я всегда стараюсь соответствовать своим правилам.
  4. Есть такие профессии, которые не достойны меня и которыми я ни за

 что не буду заниматься, но подходят для других людей.

  1. Все люди рождены равными и в равной степени заслуживают счастья.
  2. Заботиться о своём ребёнке - это ответственное дело.
  3. Мне ни кто не поможет, когда мне будет плохо.
  4. Многие люди  лишены  человеческих качеств.

         Блок 2.Отметьте, пожалуйста, ту клеточку рядом с каждым предложением, которая соответствует Вашему отношению к каждому из предложенных утверждений.

Продолжение приложения 2

  1. Я верю в Бога.
  2. Для меня важно материальное обеспечение, а не духовность.
  3. Совершенствование, улучшение человеческой жизни заключается в увеличении полезных вещей, техники, который нас окружают.
  4. Мне нужна большая заработная плата.
  5. Основные денежные затраты я бы тратил на вещи.
  6. В еде я себя не ограничиваю, так как, в принципе, съедобно всё.
  7. Если нет проблем с деньгами, то я не экономлю ни на чём.
  8. Забота о человеке - это не мое.
  9. Дети непременно должны тепло относиться к родителям, ведь родители тратят деньги на их содержание.
  10. Я не хочу ограничивать свои потребности и не хочу оставаться на уровне потребления, на котором нахожусь сейчас.
  11. Рост материального благосостояния - моя главная цель.
  12. Вещи делают мою жизнь комфортнее в большей степени, чем люди, которые часто, наоборот, мешают.
  13. Несмотря на глобальные социальные и экологические проблемы, прогресс техники — самое убедительное доказательство того, что человечество развивается прогрессивно.
  14. Благодаря рекламе (в журналах, на ТВ, на улицах) я много узнаю о товарах, которые могут сделать мою жизнь комфортнее и которые я затем покупаю.
  15. Лишь некоторые виды животных и растений полезны для человека, а большинство - бесполезны и даже вредны.
  16. Я считаю, что надо покупать промышленно обработанные, искусственные продукты, так как они лучше, чем обычные, естественные.

Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема