Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работы.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

 

         Блок 3.Перед Вами анкета, которая позволяет определить некоторые особенности Вашего характера. Отметьте, пожалуйста, ту клетку напротив каждого утверждения, которая выражает степень Вашего согласия.

  1. Я могу признать себя побежденным, даже если вижу, что противник не прав.
  2. В споре я всегда прав.
  3. Если я сделал что-то не так, то долго сожалею об этом.

Продолжение приложения 2

  1. Если мне нужно добиваться своей цели, я пользуюсь любыми средствами.
  2. Обнаруживая в себе что-то отрицательное, стремлюсь от этого избавляться.
  3. Я без труда могу обозвать человека, если он препятствует достижению моей цели.
  4. Я могу обвинить другого, если даже знаю, что он не виноват.
  5. С другими людьми я поступаю так, как хотел бы, чтобы поступали со мной.
  6. Я всегда могу сдержать свои эмоции.
  7. Мне смешно, когда люди просят не трогать дорогих им идеалов прошлого.
  8. В свершении какого-либо поступка мне важно знать об этом мнение других людей.
  9. Я стремлюсь приобрести определенное признание в коллективе.
  10. Если это необходимо, то я говорю комплименты любому человеку.
  11. Я считаю, что постоянная критика самого себя только вредит моим успехам.
  12. Я люблю за кого-нибудь поручиться.
  13. Я доверяю людям.
  14. Я долго не прощаю человека, если он был несправедлив ко мне.
  15. Я готов помочь каждому, кто в этом нуждается.
  16. Ради личного успеха я могу сказать что угодно про другого человека.
  17. По возможности я стремлюсь ограничить себя во всем.
  18. Я раздражаюсь и могу устроить сцену, если мой друг(подруга) ищет расположения у лиц противоположного пола.
  19. Во мне в равной степени уживаются достоинства и недостатки.
  20. То, что принадлежит мне, я не хотел бы никому отдавать, даже если это мне вовсе не нужно.
  21. Ради интересов близких мне людей я могу пожертвовать своими интересами и даже жизнью.
  22. Я терпеливо жду, если кто-то задерживается по неизвестной для меня причине.
  23. Я могу пообещать что-либо, заранее зная, что не выполню обещания.

 

Продолжение приложения 2

  1. Я считаю, что должен получать знаки уважения в такой мере, в какой заслуживаю этого.
  2. Ради завоевания признания или личного успеха в жизни готов поклясться в чем угодно.
  3. В большинстве случаев я испытываю угрызения совести после совершенных мною плохих действий или принятых решений.
  4. Я считаю, что в дискуссиях, споре с другим человеком необходимо прежде всего тактично относиться к собеседнику.
  5. В споре я могу оскорбить человека.
  6. Я хочу прославиться любой ценой.
  7. Я должен быть уважаем другими не менее, чем какой-либо известный человек.
  8. В общении с другим могу упрекнуть его, что он туго соображает, врун, псих, больной и т.д.
  9. Если я вижу, что человек искренне раскаивается, то не считаю нужным его наказывать.
  10. Если я вижу, что мои знакомые начинают получать больше признания, чем я, то внутренне желаю, чтобы они потерпели неудачу.
  11. Я не обещаю что-либо, если не уверен, что исполню обещание.
  12. Для меня хорошим человеком является тот, кто дает мне хорошие деньги, делает дорогие подарки.
  13. Если со мной случается несчастье, я считаю, что виноват прежде всего сам.
  14. Я предпочитаю говорить правду, даже если это и неприятно другим.
  15. Если на меня оказывают сильное влияние, то я, как правило, уступаю, хотя это и противоречит моим принципам.
  16. Не люблю, когда мои знакомые отпускают шутки по моему адресу.
  17. Я не сдержан в словах, действиях, в эмоциях по отношению к другому человеку, если он противоречит мне.
  18. Я каждый день проживаю на земле так, как будто это мой последний день.

 

 

 

 

Продолжение приложения 2

Бланк по тесту «Добро-Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин)

№ утверждения

Согласен

Несогласен

Блок 1

     
     
     
     
     
     

Блок 2.

     
     
     
     
     
     
     

Блок 3

     
     
     
     
     
     

 

Приложение 3

 

Методика М.Рокича «Ценностные  ориентации»

 

Бланк тестируемого____________________________________________  

 

Список А (терминальные ценности):

 

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

 

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

 

– здоровье (физическое и психическое);

 

– интересная работа;

 

– красота природы  и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

 

– любовь (духовная и  физическая близость с любимым человеком);

 

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

 

– наличие хороших  и верных друзей;

 

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

 

– познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

 

– продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

 

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

 

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

 

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках);

 

– счастливая семейная жизнь;

 

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в  целом);

 

– творчество (возможность  творческой деятельности);

 

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

 

 

Продолжение приложения 3

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

 

– воспитанность (хорошие  манеры);

 

– высокие запросы (высокие  требования к жизни и высокие притязания);

 

– жизнерадостность (чувство  юмора);

 

– исполнительность (дисциплинированность);

 

– независимость (способность  действовать самостоятельно, решительно);

 

– непримиримость к недостаткам  в себе и других;

 

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

 

– ответственность (чувство  долга, умение держать свое слово);

 

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать  обдуманные, рациональные решения);

 

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

 

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

 

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед  трудностями);

 

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать  другим их ошибки и заблуждения);

 

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

 

– честность (правдивость, искренность);

 

– эффективность в  делах (трудолюбие, продуктивность в  работе);

 

– чуткость (заботливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Методика «Ситуации  морального выбора» (Автор А.А.Хвостов)

 

        Инструкция. В набор включены  ситуации, основанные на заповедях,  имеющих отношение к социальным  отношениям: «не убей», «не укради»,  «почитай отца и мать», «не  прелюбодействуй», «не клевещи», «не  завидуй». Включены также некоторые  заповеди Нового Завета: «будь милосердным», «прощай врагам твоим» (не мсти), «не соблазняй малых сих», «не разводись с женой (или с супругом)», «не прелюбодействуй даже в воображении», и наиболее общепринятые нравственные нормы: «уважай старших по возрасту и учителей», «будь верным своему слову», «не бросай своих детей», «не лги», «не доноси», «не оставляй близкого человека в беде», «не нарушай законы», «возвращай долги».

        При подсчете показателя «индекс  нравственности» ответу испытуемого  в каждой ситуации присваивалась одна из трех категорий:

1) позитивный моральный  выбор - полное соответствие моральному  стандарту - 2 балла;

2) негативный моральный  выбор - отрицание морального  стандарта, мнение о необязательности  его выполнения - 0 баллов;

3) промежуточные варианты - уклончивые, неопределенные ответы, отсутствие ответа на данный вопрос - 1 балл.

        Индекс нравственности подсчитывается  как средний балл, полученный  за позитивные и уклончивые  решения по всем ситуациям  морального выбора.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

                                                                                                          

Упражнение "5 шагов"                                              

 

 

 

Смысл упражнения — повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соот­носить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться  как в круге (для 6—12 участни­ков) , так и при работе с классом. Среднее время на игру — 30—40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает  группе определить какую-либо  интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже — совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулирова­ла группа, выписывается на доске (или на листочке).

2. Ведущий предлагает  группе определить, что за вооб­ражаемый  человек должен достичь эту  цель. Участники должны назвать  его основные (воображаемые) характери­стики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успевае­мость в школе, материальное положение и социальный ста­тус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее все делятся  на микрогруппы по 3—4 человека.

5. В каждой микрогруппе  организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оп­тимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые опти­мальные пять этапов. На все это отводится 5—7 минут.

6. Представитель от  каждой группы кратко сообщает  о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в группо­вом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Продолжение приложения 5

 

7. При общем подведении  итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значи­тельным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достиже­ния профессиональной цели. Важно также определить, на­сколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической си­туации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2—3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно  сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить  общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение 6

 

 

 

Игра «Суд над  безработным»

 

Цель игры: помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема