Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 06:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть модели и типы коммуникаций на примере современной организации, ОАО СМК «Югория-Мед». Так же выявить проблемы коммуникаций в данной компании, и после разработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникаций на основе проведенного анализа.
Для достижения, указанной цели необходимо поставить и решить несколько задач:
1. Раскрыть сущность коммуникаций.
2. Изучить модели и типы коммуникации.
3. Провести полный анализ коммуникаций в СМК «Югория-Мед».
4. Систематизировать собранную информацию.
5.Сделать выводы и предложить средства для улучшения коммуникаций в современных организациях.
Введение 3
Глава 1. Коммуникации в современных организациях 6
1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в современных организациях 6
1.2. Модели коммуникаций 7
1.3. Типы коммуникаций 13
1.3.1. Классификация коммуникаций 13
1.3.2. Особенности типов коммуникаций 15
1.4. Роль коммуникаций в современных организациях 17
1.5. Коммуникативные барьеры 19
Глава 2. Анализ коммуникаций в ОАО СМК «Югория-Мед» 23
2.1. Характеристика компании «Югория-Мед» 23
2.2. Модели и типы коммуникаций, используемые в данной компании 24
2.3. Проблемы коммуникаций и меры по их устранению в ОАО СМК «Югория-Мед» 28
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию коммуникаций в современных организациях 31
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1. 38
При обмене информацией могут возникать специфические коммуникативные барьеры [2, с. 134 –138]. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Межличностные барьеры:
1. Барьер восприятия. Восприятие действительности каждым человеком различно всегда носит субъективный характер. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силу избирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми.
2. Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Семантические барьеры часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Семантические барьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять обмен информацией.
3. Невербальные преграды. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация голоса, плавность речи, паузы и так далее. К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах – согласие).
4. Плохая обратная связь. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.
5. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.
Организационные барьеры:
1. Искажение сообщений – одна из преград в организационных коммуникациях. При движении информации внутри организации смысл сообщений может несколько искажаться в силу некоторых причин:
2. Информационные перегрузки возникают тогда, когда руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, как правило, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Могут возникнуть проблемы из-за различия в понимании важности сообщений.
3. Неудовлетворительная структура организации. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. Могут вызвать проблемы неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач. Несомненно, при обмене информацией мешают конфликты между различными людьми, группами или отделами.
Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что для эффективного протекания коммуникаций в организациях необходимо тщательно и внимательно контролировать этапы передачи информации. Предотвращать возможности её искажения. Руководителям следует подробно изучить модели и типы коммуникаций, разработанных учеными, и так же в дальнейшем применять их на практике в организации.
ОАО СМК «Югория-Мед» - страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в области обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, а также страхования лекарственного обеспечения. «Югория-Мед» является дочерним обществом ОАО «Государственная страховая компания «Югория» и членом Группы страховых компаний «Югория», в которую также входит дочерняя Страховая компания «Югория - Жизнь» [8].
Основные направления деятельности ОАО СМК «Югория-Мед»:
С 28 февраля 2005 года ОАО СМК
«Югория-Мед» является членом «Межрегионального
Союза Медицинских
Основными элементами коммуникаций в «Югория-Мед» являются: отправитель, сообщение, канал и получатель. Однако на каждом этапе коммуникационного процесса в отдельно взятой организации есть свои особенности.
Особенностью исследуемой организации является то, что она имеет специфические функции, вытекающие из названия организации и ее организационно-правовой формы: государственная и некоммерческая.
Коммуникационный процесс начинается с идеи сообщения (приказа, постановления, решения). Какое сообщение следует сделать предметом обмена, решает отправитель. Отправителем будем считать руководителя. На этом этапе отправитель решает, какую точку зрения следует передать получателю. Но чтобы обмен информацией прошел эффективно, необходимо учесть множество ситуационных факторов характеризующих обстановку в целом, воспринимающую сторону и возможные последствия коммуникационного процесса. Так, например, если руководитель хочет обменяться информацией о результатах работы подчиненного, то он четко понимает, что речь идет о сильных и слабых сторонах личности работника. В таких случаях он не говорит только хорошо или только плохо, а придерживается дипломатической линии.
На втором этапе руководителю необходимо превратить идею в сообщение, т.е. закодировать ее с помощью символов – слов, интонации, жестов. Типу символов соответствует канал передачи информации. Характерными каналами является передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, электронная почта, реже всего - видеоконференции. Нужно заметить, что в «Югория-Мед» , независимо от канала передачи сообщения, самым распространенными являются официальные коммуникации (прямые разговоры, письменные приказы), а также неформальные коммуникации, происходящие непосредственно через общение между сотрудниками отделов.
Для того чтобы быть уверенным в том, что информация поступила к получателю, нередко в организации «Югория-Мед» пользуются двумя - тремя каналами передачи. Так, напримep, переданное по телефону сообщение подтверждается письменным приказом. Без крайней необходимости многоканальные связи не употребляются, чтобы не увеличивать потоки бумаг. Они предназначены, прежде всего, для усиления контроля над выполнением работы, акцентированием важности предлагаемого задания, правильной интерпретации сообщения получателем. Нередко канал передачи сообщения зависит от самой информации, содержащейся в нем.
Информация, которая используется
в организации для
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
По аспектам коммуникационного
управления информация может быть экономическая,
организационная, социальная, техническая.
Кроме того, информация, заложенная
в сообщении, может содержать
разную степень срочности и
Коммуникационные процессы в «Югория-Мед» можно охарактеризовать следующим образом:
1. По субъекту и средствам
коммуникаций больше всего
2. По форме общения,
коммуникации в организации
3. По каналам общения,
наряду с формальными
4. По пространственному расположению каналов или организационному признаку коммуникации в «Югория-Мед» происходят по горизонтальному признаку из-за малого количества структурных единиц, но периодически возникают и вертикальные коммуникации.
Каждый месяц начальники отделов в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих докладчиков, так и рядовых работников, которые находятся у них в подчинении. Предварительно их просьбы и пожелания обсуждаются с их начальниками. Таким образом, в организации организованы восходящие вертикальные коммуникации.
Информация о работе Модели и типы коммуникаций в современных организациях