Модели и типы коммуникаций в современных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть модели и типы коммуникаций на примере современной организации, ОАО СМК «Югория-Мед». Так же выявить проблемы коммуникаций в данной компании, и после разработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникаций на основе проведенного анализа.
Для достижения, указанной цели необходимо поставить и решить несколько задач:
1. Раскрыть сущность коммуникаций.
2. Изучить модели и типы коммуникации.
3. Провести полный анализ коммуникаций в СМК «Югория-Мед».
4. Систематизировать собранную информацию.
5.Сделать выводы и предложить средства для улучшения коммуникаций в современных организациях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Коммуникации в современных организациях 6
1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в современных организациях 6
1.2. Модели коммуникаций 7
1.3. Типы коммуникаций 13
1.3.1. Классификация коммуникаций 13
1.3.2. Особенности типов коммуникаций 15
1.4. Роль коммуникаций в современных организациях 17
1.5. Коммуникативные барьеры 19
Глава 2. Анализ коммуникаций в ОАО СМК «Югория-Мед» 23
2.1. Характеристика компании «Югория-Мед» 23
2.2. Модели и типы коммуникаций, используемые в данной компании 24
2.3. Проблемы коммуникаций и меры по их устранению в ОАО СМК «Югория-Мед» 28
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию коммуникаций в современных организациях 31
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Модели и типы коммуникаций в современных организациях.docx

— 82.44 Кб (Скачать)

1 этап. общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, характеризовалось локальностью и замкнутостью.

2 этап. связан с появлением письменности, коммуникации стали более надежными,  иметь единство значений и знаний, устраняли разногласия в отношении к нормам и ценностям, письменность помогла надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений, обеспечила интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.

3 этап. усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, начался изобретением И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.

4 этап. стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

Если созданные Г. Лассуэлом  и Т. Ньюкомбом модели коммуникационных взаимодействий носили социальный и  социально-психологический характер, выделяя на приоритетное место социальные процессы общения и взаимодействия участников коммуникации, то Г. Маклуэн  в духе его концепции делал упор на технические средства исследуемого процесса.

4. Аутопотетическая модель. Немецкий социолог Никлас Луман разработал аутопотетическую коммуникационную модель. В его понимании аутопотетическая система - это система, отличающаяся оперативной закрытостью, а каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальная система приобретает свои специфические свойства:

  • самоограничения, т. е. к различению самой себя и окружающей среды;
  • возможность самовоспроизводства;
  • самоорганизации;
  • само референции (само представления).

Если психическая система (например личность) самоорганизует себя, т. е. приходит к самопониманию посредством  сознания, то социальная система (общество) согласно Н. Луману осуществляет этот процесс посредством коммуникации.

Каждая из охарактеризованных моделей коммуникации способна выполнить  свою специфическую роль в осуществлении  коммуникационного процесса. Чтобы  сам этот процесс был эффективным  с точки зрения подготовки, принятия и реализации управленческих решений, руководителю полезно знать основные черты каждой из описанных моделей  и уметь применять их в соответствующих ситуациях и на соответствующем уровне управления.

Знание этих моделей снижает  вероятность возникновения неэффективных  коммуникаций и тем самым создает  необходимые предпосылки и условия  для осуществления эффективных  коммуникаций, приводящих к успеху управленческой деятельности.

1.3. Типы коммуникаций

1.3.1. Классификация  коммуникаций

 

Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по       степени формализации [11, с. 98 – 100].

По типу объектов:

-организация – внешняя  среда;

-межуровневая (восходящая);

-межуровневая (нисходящая);

-горизонтальная;

-руководитель – подчиненный;

          -руководитель – рабочая группа.

По степени формализации:

-формальные коммуникации;

-неформальные коммуникации.

Формальная коммуникация стандартизирует взаимоотношения  между коммуникатором (передающим информацию) и реципиентом (принимающим информацию) в организации, строго регламентируемые организационными нормами, правилами, основными ценностями. Эти связи обладают высокой устойчивостью и надежностью и направлены на достижение                         организационных целей.

Неформальная коммуникация возникает в том случае когда              формальные связи не могут удовлетворять  потребности членов социальных групп в организации. Данные связи обладают меньшей устойчивостью и направлены в основном на достижение целей малых социальных групп и отдельных личностей. Так, неформальные связи используются для              информационного обеспечения взаимодействия между подразделениями   (горизонтальные деловые связи), для удовлетворения потребностей членов организации в общении, взаимодействия с лидерами, комфортности по       отношению к групповым нормам. Неформальные связи не носят               иерархического характера, но могут быть как горизонтальными (в               подавляющем большинстве), так и вертикальными (например, дружеское    общение между лидером и рядовым членом группы). Один из каналов        неформальной коммуникации — распространение слухов. Таким образом ,информация передается намного быстрее, чем по каналам формального     сообщения.

Помимо перечисленных  видов в организации выделяют вербальную (письменную и устную) и  невербальную (визуальную) коммуникацию.

Коммуникация организации  с внешней средой в современных           российских условиях направлена на рыночный и институциональный уровни. Основной целью такого рода коммуникации является создание баланса   между входом и выходом организации как системы и информационное   обеспечение этого баланса. Такая коммуникация, как правило,                   ориентирована на различные адресные аудитории (рядовых потребителей, поставщиков, конкурентов, общественные организации или группы           давления, государственные органы исполнительной и законодательной     власти и т. д.). Помимо обеспечения баланса решаются также следующие    задачи: создание имиджа организации на местном, государственном и     международном уровнях; обеспечение связи с имеющимися и                      потенциальными потребителями (например, с помощью рекламы);             воздействие на разработку законов, постановлений, касающихся                  деятельности данной организации (например, используя лоббирование).

Эффективность коммуникационных процессов в организации зависит  от многих факторов: уровня и масштабности поставленных задач,                организационной структуры, организационной  культуры, квалификации     менеджеров, стиля лидерства и др.

1.3.2. Особенности  типов коммуникаций

 

Межличностная коммуникация осуществляется в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, и  готовность каждого партнера к адекватному  поведению. [9, с. 124 –126] Панфилова А.П.  различает пять типов коммуникации: познавательную, убеждающую,        экспрессивная, суггестивную, ритуальную. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также  коммуникативные формы и средства [Приложение 1] .

Основным различием системы  межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

Среди различных типов  коммуникаций, помимо личностной,           межличностной, массовой и специализированной (деловой,                         профессиональной, политической и т.д.), особого внимания заслуживают   визуальная, мифологическая и перформансная  коммуникации   [6, с. 367 – 368]. Это объясняется тем, что специалист по связям с общественностью работает в особо организованной среде.

Визуальная коммуникация – это передача информации посредством  жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять   человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной     коммуникации в том, что она понятна большинству.

Мифологическая коммуникация основывается на мифах.                    Миф, представляет определенную грамматику      поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф  разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность. Миф актуален и      сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и интернет, конструируя реальность, формируют свое мифологическое           пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или               мифические герои продолжают оказывать влияние на юношеское сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

Перформансная (performance –  представление, спектакль)                 коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы – важная составляющая жизни  любого общества. Они несут в себе символически выраженные      коммуникативные сообщения. Перформансная  коммуникация часто            характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под  ее влиянием происходят не только культурные, но и политические                   мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.

В общем, перечисленные типы коммуникации позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера.

1.4. Роль коммуникаций  в современных организациях

 

В самом широком смысле роль коммуникаций на предприятии - осуществление  изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь  процветания предприятия. Говоря о  роли коммуникаций в организациях, следует выделить ряд определенных функций, который он в них выполнят [3, с. 47 – 49].

Существует две основные функции коммуникации:

1. Информационная функция. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

2. Личностная функция. Заключается во взаимодействии личностей в значительной степени осуществляющейся благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.

В научной литературе, большинство зарубежных и отечественных ученых считают, что процессу коммуникации присущи определенные специфические функции.

1. Социальная функция. Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей, формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те, или иные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.

2. Экспрессивная функция. Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу предрасположенность к контакту. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.

3. Прагматическая функция. Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корректировке.

4. Интерпретативная функция.  Она служит, прежде всего, для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

При изучении функционального  аспекта коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.

Социально-ролевой уровень  коммуникации связан с выполнением  ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как  правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно  между близкими, знакомыми или  незнакомыми людьми.

На уровне делового общения  идет совместное сотрудничество, поэтому  целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются  с точки зрения того, насколько  хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет  свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого  уровня характерны психологическая близость, доверительность.

Информация о работе Модели и типы коммуникаций в современных организациях