Миссия и цели организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить миссию и цели организации.
В соответствии с целью обозначим задачи:
Рассмотреть организацию как систему, а именно: раскрыть сущность экономической организации, дать общую характеристику миссии и целям организации;
Изучить организационную культуру организации, а именно: охарактеризовать организационную культуру и результативность деятельности организации, раскрыть особенности формирования организационной культуры российских компаний;
Дать общую характеристику миссии и целям организации ЗАО «Суджанский мясокомбинат», а именно: рассмотреть финансово-экономическую характеристику предприятия ЗАО «Суджанский мясокомбинат» и раскрыть миссию и цели организации ЗАО «Суджанский мясокомбинат».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1. Организация как система …………………………………………….
Сущность экономической организации ………………………...
Общая характеристика миссии и целей организации ………….
Глава 2. Организационная культура организации …………………………...
Общая характеристика организационной культуры и результативности деятельности организации ……………………………
Особенности формирования организационной культуры российских компаний ………………………………………………..
Глава 3. Общая характеристика миссии и целей организации ЗАО «Суджанский мясокомбинат» ………………………………………………………
Финансово-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Суджанский мясокомбинат» …………………………………...
Миссия и цели организации ЗАО «Суджанский мясокомбинат» ………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………..
Библиография ………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 372.00 Кб (Скачать)
fy">     Естественная  модель свидетельствует о том, что организация объективно функционирует как составная часть всеобщей природы и самоорганизуется в ней сообразно целям своего развития.

     Политическая  модель организации заключается в выработке и согласовании политики ее деятельности, что достигается путем переговоров. В центре жизнедеятельности организации находятся взаимодействия личных и групповых интересов субъектов целеполагания.

     Организация как «дело» имеет свою логику функционирования, которая подчинена исключительно «делу» (например, мафия, партийные организации, религиозные секты и т.п.).

     Приведенные модели, с одной стороны, отражают только отдельные стороны организаций вообще, а с другой – могут сочетаться одновременно в отдельно взятой организации.

     Но  при всей кажущейся заданности, организации  имеют собственную логику развития, направленную на преодоление противоречий между планомерностью и спонтанностью, индивидуальным и общим, разделением и объединением.

     Итак, для экономической организации характерно вертикальное и горизонтальное разделение труда. Существуют организации в следующих формах: юридическое лицо; неюридическое лицо, незарегистрированное в государственном органе; неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе; неофициальная организация. 

    1. Общая характеристика миссии и целей организации
 

     Любая организация имеет свои внутренние элементы (миссию, цели, стержневые цели и ценности, людей и квалификации, системы, стратегию, культуру, структуру, процессы бизнеса) и внешнее окружение (см. рис. 2) [1, с. 86].

Рис. 2. Основополагающие элементы организации 

     Важным  звеном в структуре элементов  организации является миссия.

     Миссия  организации  это образ компании, предназначение компании, ее кредо, выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. В миссии должна быть заключена философия управления, а формулировка миссии должна представлять собой установку для всего персонала компании. Она должна быть короткой, точной и понятной для всех работающих.

     В формулировке миссии необходимо отразить: запросы потребителей, сотрудников, собственников и общества; главную цель; продукт, который производит предприятие; технологии, которые использует предприятие; следует указать, на каких рынках работает, какие ценности проповедует; а также принципы деятельности. Миссия – это то, ради чего существует организация. Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства организации на вопросы: «Кто мы? Что производим? Куда движемся?»

     Миссия  должна включать в себя общественно  значимые приоритеты, соответствовать высшим идеалам общества. Известный японский предприниматель К. Татеиси отмечал: «Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Г.Форд так сформулировал свою миссию: «Я хочу производить для людей самые надежные и дешевые автомобили». Миссия влияет на имидж, привлекает покупателей, влияет на деловую среду, придает организации определенность и индивидуальность. Она предъявляет требования к сотрудникам.

     Если  проанализировать миссии известных  компаний, то можно сделать вывод  о том, что организация, которая  учитывает общественно значимые интересы государства, получает большие преимущества [2, с. 86-87].

     Миссия  должна иметь гуманный характер. «Благосостояние – для всех!» – провозгласил Л. Эрхард, начиная свои реформы в послевоенной и разрушенной Германии. И провел их успешно, постоянно разъясняя населению, какие трудности им вместе надо преодолеть. «Приватизация – любой ценой!» – провозгласил А. Чубайс и быстро реализовал сказанное, но население не ощутило позитивных результатов и не поддержало реформу.

     Кроме общества в целом, на миссию оказывают  влияние: рынок, потребители, руководители организации, сотрудники, собственники акций, партнеры, местное сообщество. Миссия пересматривается в соответствии с изменениями, происходящими в компании. Миссия должна быть понятна и доведена до каждого работающего в компании, так как в современном конкурирующем мире бизнеса для выживания компании нужна коллективная воля. Каждый работник, являясь элементом системы, должен хорошо понимать, куда движется система, знать, на каком отрезке траектории своего развития она находится в настоящий момент, и представлять тенденции развития.

     Примеры формулировок миссий различных компаний:

  • «Предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения» – автомобильная компания Дженерал Моторс. Ее дочерняя компания Шевроле – «Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков».
  • «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех» или «Своим трудом улучшим нашу жизнь и создадим лучшее общество!» – корпоративный девиз японской компании Омрон Татеиси электронж.
  • «Чистота, качество, сервис, быстрота» – лозунг-миссия компании Макдональдс.
  • «Ежечасно, пунктуально по всем направлениям» – лозунг немецкой железнодорожной компании Дойче Бан.
  • «Мы любим людей и землю» – Санье электрик.
  • Гуманная электроника. Технология – на службу человечеству!» – Мацусита электрик.

     Стратегия – один из рычагов осуществления миссии и достижения целей.

     Мировой опыт компаний показывает, что многочисленные стратегии призваны обеспечить результат с помощью трех основных стратегических направлений: организационная эффективность; инновация (обновление) продукции; близость к потребителю.

     Организационная эффективность. Компании, следующие по этому направлению, разрабатывают стратегии, которые снижают производственные затраты, постоянно меняют функциональную и организационную структуры с целью повышения эффективности.

     Инновация (обновление) продукции. Компании, следующие этому направлению, сосредоточены на стратегии постоянного обновления продукции, услуг, поиска инноваций. Примерами компаний, пользующихся этой стратегией, могут служить «Сони», «ЗМ», «ИБМ», «Сименс» и др.

     Близость  к потребителю. Это важнейшая стратегия для компаний, зависящих от потребителей. Для них важен сервис, лестный для клиентов, завоевывающий потребителя. Потребитель пользуется услугами этой фирмы, даже если цены там значительно выше. У таких фирм появляются «ярые фанаты», которые продвигают товары или услуги компании. Легендарное «Нет проблем!» тоже относится к этому классу стратегий [1, с. 91].

     В свою очередь тактика опирается  на процессы бизнеса, структуру и системы, которые действуют в организации.

     Процессы  бизнеса  это основные процессы, обеспечивающие создание продукта или услуги. Например, в небольшом медицинском центре ключевыми процессами будут: прием больного, определение диагноза, лечение, выписка с последующим наблюдением. Для промышленного предприятия основные процессы – поиск оригинальной идеи; разработка соответствующего типа продукции; производство продукции (производство может состоять из множества разных технологий); сбыт готовой продукции. Процессы бизнеса – важнейший элемент любой организации. Но чтобы не стать тормозом в эволюции организации, они должны меняться в соответствии с изменением внутренних и внешних условий.

     Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Структура характеризует конкретную систему (организацию) со стороны ее строения. Элементами формальной структуры являются подразделения (команды, отделы, отделения) и управленческая иерархия. Структура определяет, может ли компания быть быстродействующей и гибкой. Как и стратегии, организационные структуры имеют множество вариантов. В условиях неопределенности и постоянных изменений любая структура будет временной.

     Системы – это хорошо отработанные процедуры, стимулирующие функционирование и развитие организации. Если в организации хорошо работают системы планирования, контроля, информации, мотивации и признания, обучения кадров, то можно говорить об успешной организации.

     Некоторые известные западные авторы выделяют пять важнейших систем, без наличия которых организация не способна к устойчивому развитию:

  1. Система ответственности. Чтобы цели организации были достигнуты, каждый человек должен четко знать, за что он отвечает.
  2. Системы данных, информация. В существующем сегодня информационном пространстве эффективное управление информацией и распределение ее – важнейшая основа для принятия эффективных решений. Системы данных кроме непосредственно самой информации включают методы ее предоставления.
  3. Обратная связь. Необходима для оценки сделанного, для выявления отклонений от заданных параметров, для выявления проблемы и ее решения.
  4. Признание. Когда людям показывают их хорошие стороны, их самооценка повышается, и они способны преодолеть свои слабости.
  5. Обучение. Обучение является ключевой стратегией для успешной организации.

     Люди  и квалификации – важнейший ресурс любой организации. Прежде чем определить типы людей, нужных вашей организации, необходимо определить стержневые квалификации для процессов бизнеса и достижения поставленных целей. Стержневые квалификации вносят неравнозначный и уникальный вклад в создание итогового продукта, идущего к потребителю, и при этом служат источником конкурентного преимущества. Стержневые квалификации для каждой конкретной компании специфичны. Например, стержневая квалификация «Хонды» (двигатели и силовые поезда) дает ей явное преимущество в производстве автомобилей, мотоциклов, газонокосилок и генераторов. Именно благодаря специалистам по двигателям автомобиль «Хонда» потребляет бензина намного меньше, чем другие автомобили того же класса. Стержневая квалификация компании «ЗМ» (производство клеящей ленты) обеспечила ее конкурентоспособность в производстве ленты, чувствительной к давлению (магнитной ленты, фотопленки, клейкой бумаги для заметок и пр.). Для высшего учебного заведения стержневыми квалификациями являются профессорско-преподавательский состав, для ресторана – повара и т.д.

     Носителями  стержневых квалификаций являются люди. Существует четыре ключевых момента в отношении к человеческим ресурсам:

    • комплектование и наем на работу;
    • обучение и развитие;
    • тренировка и оценка;
    • планирование карьеры.

     Культура  внутренней жизни организации – это образ жизни, мышления, действия. Понятие организационной культуры в последние годы переосмыслено. Оно трактуется на основе двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации и с точки зрения национальных культур. Этот последний аспект имеет особое значение в современных условиях интернационализации и глобализации бизнеса. Культура есть «способ, которым мы выполняем работу». Она проявляется в поведении и речи людей в организации, основывается на совместных взглядах и убеждениях ее членов.

     Каждая  организация преследует определенные цели.

     Цели  организации – это конкретные намерения о реализации миссии. Миссия не должна остаться только лозунгом, декларацией, а должна реализовываться через конкретные цели. Цель есть тот желаемый конкретный результат, на достижение которого направлены усилия организации.

     Выбор цели организации – наиболее ответственный  момент в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия и тактика организации, разрабатываются планы и прогнозы, оцениваются результаты. Цель – это тот самый стержень, вокруг которого и формируется организация как единая система. Среди множества целей надо уметь выбрать, увидеть стержневые цели и ценности, то, что действительно архиважно и без чего организация не сможет реализовать свою миссию. Опрос менеджеров, работающих в крупных дистрибьюторных фирмах, показал, что основными ценностями для своих фирм они называют: честность, необходимость прибыли и удовлетворение потребителя Стержневыми ценностями для парков Диснея являются: безопасность, вежливость, зрелищность, эффективность. Не будь эти ценности тщательно продуманы, люди оказались бы предоставлены сами себе. Лицо, отвечающее за последний пункт, не должно переоценивать значение эффективности и подвергать риску реализацию трех вышестоящих ценностей.

     Выработка стержневых целей и ценностей  имеет глубокий смысл: они должны учитывать меру социальной и этической ответственности организации перед обществом. Например, при развитии нефтедобывающего комплекса на Самотлоре (Тюменская область, Нижневартовск) стержневой целью должна была бы стать охрана окружающей среды, но этого не произошло, и общество получило еще одну территорию с кризисной экологической ситуацией. Цель надсистемы (общества, региона) была игнорирована интересами системы (корпорации, отрасли).

Информация о работе Миссия и цели организации