Кадровые технологии в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, задачей моей самостоятельной работы является выявление сущности и структуры кадровых технологий, их специфики. Не менее значимым пунктом является рассмотрение методов формирования кадрового состава, а именно оценка, отбор персонала, работа с кадровыми резервами, а также методы поддержания работоспособности персонала. В контрольной работе были использованы как табличные, так и графические методы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Сущность, структура и специфика кадровых технологий……………..3

Оценка и отбор персонала.
Поиск кандидатов……………………………………………………..6
Оценка кандидатов при приеме на работу………………………...8
Методы оценки персонала………………………………………..…9
Конкурсный набор персонала………………………………….......10
Адаптация сотрудников на предприятии……………………......11

Управление карьерой персонала…………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………..18

Практическое задание……………………………………………………20

Опишите основы статуса государственного гражданского и муниципального служащих.
Библиографический список литературы и других источников….….23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

   2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Также затрагиваются вопросы общего представления о компании, политике организации, оплаты труда, дополнительных льгот, охраны труда и соблюдения техники безопасности, службы быта и т.д.

   После прохождения общей программы  ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Здесь рассматриваются такие вопросы как функции подразделения; рабочие обязанности и ответственность; требуемая отчетность; процедуры, правила, предписания; представление сотрудников подразделения.

   3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации.

   4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев.  

   
  1. Управление  карьерой персонала.

   Каждый  человек в той или иной мере планирует свою карьеру, свое будущее, ориентируясь на потребности, способности, реальную оценку имеющихся социально-экономических условий и т.п. Естественно, что составной частью управления персоналом является оказание помощи работнику в реализации его жизненных целей как важного условия мотивации его поведения в трудовой деятельности.

     Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

   Это процесс  сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста9.

   По  скорости переходов (например, число переходов за 3, 5 и 10 лет трудовой жизни) карьера может быть охарактеризована как нормальная или стремительная.

   Также различают карьеру профессиональную и внутриорганизационную. Профессиональная карьера - это становление работника  как квалифицированного специалиста в своем деле, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника. Внутриорганизационная карьера - последовательная смена стадий развития карьеры, продвижение в профессиональном и должностном плане в пределах одного предприятия.

   Цели  управления профессиональной карьерой со стороны организации это:

   - эффективное использование профессиональных способностей персонала в интересах дела, достижения целей и решения задач организации;

   - своевременное обеспечение организации необходимым ей количеством персонала с соответствующим профессиональным опытом;

   - создание эффективных стимулов для трудовой мотивации и профессионального развития персонала;

   - обеспечение относительно стабильного состава персонала.

   Управление  карьерой включает в себя несколько  основных стадий: планирование, контроль, оценку эффективности.

   1. Планирование карьеры состоит в определении целей развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение квалификации, требуемой для занятия желаемой должности, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для занятия целевой должности.

   Основанием  для составления плана развития карьеры служат следующие показатели, характеризующие производственную деятельность и поведение работника:

  • мотивация на карьеру;
  • качественный и эффективный труд в течение ряда последних лет;
  • заключение аттестационной комиссии или руководителя организации;
  • профессиональная компетентность и эрудиция (подготовка);
  • заключение или рекомендация другой организации, если работник поступил (переведен) на работу из нее;
  • психологическая пригодность к требуемой производственной деятельности.

   При этом рекомендуется планировать  карьеру не менее чем на 5 и  не более чем на 10 лет, так как  адаптация к новой должности (особенно руководящей) происходит в течение 2-5 лет, а через 10 лет могут существенно  измениться условия труда и т. д.

   Разработка  плана развития карьеры начинается с ознакомления работника с возможными путями его должностного продвижения, профессионального развития, а также с иерархической структурой организации. Эти данные работнику предоставляют сотрудники службы управления персоналом. Работник должен определить собственные профессиональные интересы и пути их реализации, направленность должностного перемещения. После этого ему нужно сопоставить собственные возможности с требованиями к интересующим его должностям и определить, является ли данный план развития карьеры реалистичным. Если да, то следует продумать, что ему необходимо для реализации этого плана. На данном этапе сотрудник нуждается в квалифицированной помощи со стороны службы управления персоналом и собственного руководителя

   Реализация  плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого сотрудника. Основными ее условиями являются:

  • результаты работы в занимаемой должности;
  • профессиональное и индивидуальное развитие;
  • эффективное партнерство с руководителем;
  • завоевание авторитета в организации.

   Реализация  плана развития карьеры также  в значительной степени зависит  от руководителя, который формально  и неформально оценивает работу сотрудника в занимаемой должности и его потенциал. В свою очередь службы управления персоналом всемерно способствуют выполнению планов развития карьеры отдельных сотрудников, осуществляя общее управление профессионально-должностным продвижением в организации. С этой целью составляются общие планы управления карьерой, в которых отражены основные направления деятельности кадровых служб:

   1. Прогнозирование вакансий и планирование  замещения должностей. На основе  анализа возрастной структуры  и профессионального состава  работников, их распределения по стажу работы в организации, среднестатистических данных об увольнении определяются возможные источники замещения вакансий.

   2. Отбор кандидатов на вакантные  должности. Выявляются кандидаты  на замещение вакантных должностей, определяются критерии и методы  отбора, сроки проведения конкурсов, назначаются ответственные за их проведение.

   3. Организация профессионального  развития сотрудников, предусматривающая:

   - профессиональное обучение, переподготовку на базе профильных учебных заведений и повышение квалификации сотрудников с указанием форм и сроков подготовки;

   - расширение сферы деятельности;

   - инструктаж, наставничество, ротацию;

   - меры по повышению квалификации, организуемые службой управления персоналом (лекционные занятия, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры и др.);

   - самообразование;

   - специальную подготовку по самоорганизации карьеры (семинары, консультации, собеседования и т. д.).

   4. Стимулирование должностного продвижения  обеспечивается повышением привлекательности перехода на более сложную и ответственную работу, в том числе формированием материальных и социальных (ролевых, служебно-правовых) различий в статусе работников в зависимости от их квалификации и должностного уровня.

   5. Совершенствование организационной  структуры. Обеспечиваются своевременный пересмотр организационной структуры и состава подразделений, гибкий подход к формированию штатной численности и должностного состава в целях создания возможностей для карьерного продвижения.

   6. Осуществление должностных (карьерных)  перемещений:

   - формирование работы с резервом на продвижение (специальная подготовка, стажировка, ротация и т. п.);

   - планирование персональных назначений на должность10.

   Служебно-квалификационное продвижение является составной  частью перемещения кадров на предприятии.

   Продвижение специалистов и служащих может быть:

  • горизонтальным, когда работник растет как специалист, последовательно повышая и углубляя знания по избранной специальности и продвигаясь из одной квалификационной категории в другую;
  • вертикальным - продвижение по иерархии должностей линейных руководителей производства;
  • вначале горизонтальным, а затем вертикальным: сформировавшийся специалист или служащий на определенной ступени профессиональной деятельности переключается на вертикальный путь продвижения - становится руководителем соответствующего функционального подразделения.

   В основе перемещения кадров лежат  различные причины. По степени предсказуемости различают планируемые перемещения, прогнозные, спонтанные.

   Планируемыми могут быть процессы перемещения работников (прием, увольнения, продвижения в другие подразделения), вызванные изменениями в системе разделения труда и структуре управления (реорганизация, переход на новые виды продукции и т.д.); продвижения работников, повысивших свою квалификацию или состоящих в резерве на освободившуюся вышестоящую должность; перемещения по горизонтали работников, зачисленных в резерв, для приобретения разностороннего опыта; уход работников на пенсию.

   Прогнозируемые процессы - это часть увольнений, обусловленных текучестью, профессиональной мобильностью и др.

   К спонтанным процессам относятся увольнения работников, обусловленные ситуационными факторами или смещением с должности.

   Подбор  руководителя или продвижение специалиста  на более высокую должность проводятся, как правило, не спонтанно в связи  с неожиданно открывшейся вакансией. В основе служебно-квалификационного продвижения руководителей и специалистов лежит формирование резерва кадров и специальная работа с включенными в него лицами.

   Основные  задачи формирования кадрового резерва состоят в обеспечении:

   - своевременного заполнения вакантных рабочих мест новыми работниками;

   - преемственности и устойчивости управления предприятием и его подразделениями;

   - назначения на должности компетентных, способных работников;

   - деловой учебы претендентов на должность, постепенного накопления ими необходимого опыта на новой для них должности.

   Выполнение  этих задач возможно, если продвижение  базируется на научном подходе к подбору руководителей, основными элементами которого можно назвать плановость, объективность оценки деловых и личных качеств, соответствие этих качеств новой должности, увязка обучения и повышения квалификации с характером работ на новой, более высокой должности и др.

   Основными критериями при подборе кандидата  в резерв являются: соответствие уровня образования и профессиональной подготовки, наличие опыта практической работы с людьми, организаторских способностей, личностных качеств, характерных для руководителя данного уровня, состояния здоровья, возраст и др.

   После утверждения персонального состава кадрового резерва составляются индивидуальные планы работы на год с каждым работником, предусматривающие обучение или повышение квалификации в необходимом направлении, приобретение опыта в той или иной области деятельности. Работник информируется о включении в состав резерва на выдвижение, что должно стимулировать его к достижению лучших результатов, к систематической работе над собой для реального занятия более высокой должности.

   Одной из основных форм работ по подготовке кадрового резерва является повышение  квалификации специалистов. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны.

Информация о работе Кадровые технологии в управлении