Исследование систем управления на примере Лукойла

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа предприятия, выявление проблемы на предприятие, а так же анализ выявленной в ходе исследования проблемы. Объектом исследования является крупнейшая мировая вертикально-интегрированная компания, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии – ЛУКОЙЛ

Содержание

1. Введение 3

2. Характеристика организации 4

3. Модель управления компании ЛУКОЙЛ 6

4. Характеристика системы управления ЛУКОЙЛА 8

4.1. Тип поведения объекта 9

4.2. Тип управления организацией 10

4.3. Принцип управления организации 11

5. Постановка проблемы 13

6. SWOT-анализ отдела 14

7. PEST+M анализ 18

8. План исследования 20

8.1. Причинно-следственная диаграмма Ишикава ("рыбий скелет") 20

8.2. Статистические методы 21

8.3. Метод «мозгового штурма» 22

9. Методы исследования организации 23

9.1. Проблема №1: инвестиции 23

9.2. Проблема №2: персонал 25

9.3. Проблема №3: транспортировка 30

9.4. Проблема №4: оборудование 31

10. Заключение 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ИСУ.docx

— 89.18 Кб (Скачать)
 

     Стандартное отклонение основной измеритель рискованности  акций. Если стандартное отклонение компании выше стандартного отклонения РТС, это говорит о том, что  акции компании ЛУКОЙЛ нестабильны.

     Коэффициент Бета показывает нам, насколько компания чувствительна к изменениям рынка. Если коэффициент бета < 1, то это  говорит о том, что компания ЛУКОЙЛ достаточно чувствительна к рыночным изменениям.

     Из  таблицы, мы можем видеть, что акции  ЛУКОЙЛ также нестабильны на рынке, что может являться следствием снижения уровня инвестиционной привлекательности  и как результат, снижение уровня реализации продукции на 5 %.

       Здесь мы можем видеть график  зависимости индекса РТС и  акции компании ЛУКОЙЛ. Что свидетельствует  о нестабильности акций компании  ЛУКОЙЛ на рынке. 

     

9.2. Проблема №2: персонал

     Анализ  структуры кадров ЛУКОЙЛа по категориям

Категории персонала 2007г. 2008г. 2009г. Откло

нение

(+, -)

Отношение

2009г. к

2007г. в %

кол-во, чел уд. вес, % кол-во, чел уд. вес, % кол-во, чел уд. вес, %
Всего работников 1448 100 1561 100 1670 100 222 115,33
Руководители 98 6,77 112 7,17 120 7,19 22 122,45
Специалисты 344 23,76 376 24,09 412 24,67 68 119,77
Служащие 99 6,84 140 8,97 162 9,7 63 163,64
Рабочие 907 62,64 933 59,77 976 58,44 72 107,61
 

     Как видно из данных таблицы, большую  долю персонала занимают рабочие-62,64% в 2007 г, в последующие годы их доля понижается и в 2009 г составляет 58,44%. Это объясняется спецификой производства, так как основным видом деятельности является добыча нефти и газа. Удельный вес руководителей на предприятие в 2007 г был равен 6,77%, в 2008 году уменьшилась до 7,17%, а в 2009 г стала 7,19%. Причиной такого изменения может быть повышение квалификации. Категория специалистов за 3 года имеет тенденцию к увеличению, так в 2007 г она составляет 23,76%, в 2008 г 24,09 %, а в 2009 г 24,67%.

     Динамика  численности служащих тоже имеет  тенденцию к увеличению. В 2007 году их удельный вес равен 6,84%, в 2008 году этот показатель увеличился на 2,13%,а  в 2009 году он составил 9,7%. Так же по данным таблицы видно, что на одного представителя  руководящего состава приходится 9 рабочих и на одного специалиста  приходится 3 человека (в отчетном году). Далее изображена схематически структура  кадров.  

 

     Анализ  структуры кадров ЛУКОЙЛа по стажу  работы

Распределение персонала по стажу работы, кол-во, чел: 2007г. 2008г. 2009г. Откло

нение

(+, -)

В среднем  за 3 года
кол-во, чел уд. вес, % кол-во, чел уд. вес, % кол-во, чел уд. вес, %
До 1 года 334 23,1 336 21,5 371 22,2 37 347
1 – 2 лет 226 15,6 260 16,7 281 16,8 55 255,6
2 – 5 лет 184 12,7 184 11,8 196 11,8 12 188
5 и более  704 48,6 781 50 822 49,2 118 769
Всего 1448 100 1561 100 1670 100 222 1559,6

 

     Наибольшая доля работников на предприятие работают на протяжение 5 и более лет. В 2007 г. – 48,6%, в 2008 г. – 50%, в 2009 г. – 49,2%. Это говорит о хороших условиях труда и достойной оплате труда на предприятии. Доля работающих менее 1 года также велика. В 2007 г. – 23,1%, в 2008 г. – 21,5%, в 2009 г. – 22,2%. Из этого можно сделать вывод о привлекательности предприятия как объекта трудоустройства.

     От 1 до 2 лет на предприятие работает 226 человек (15,6%) в 2007 г., 260 человек (16,7%) в 2008 г., 281 человек (16,8%) в 2009 г.

     На  протяжении 2-5 лет работают в 2007 г. – 184 человека (12,7%), в 2008 г. – 184 человека (11,8%), в 2009 г. – 196 человек (11,8%).

     Рассчитав отклонение, мы видим, что наибольшее отклонение наблюдается у работников, стаж работы которых на предприятии 5 и более лет, отклонение составило 118 человек, скорее всего это связано  с переходом сотрудников в  новую категорию. В целом по предприятию  можно сделать вывод, что работников устраивают условия труда предлагаемые в ЛУКОЙЛе 

     Схематически  структура кадров по стажу работы

 
 
 
 
 

     Анализ  движения и постоянства кадров ЛУКОЙЛ

Показатель 2007г. 2008г. 2009г. Отклонение

(+, - )

Отношение 2009г. К 2007г., %
Списочный состав работников на начало года, чел. 1357 1448 1561 204 115,03
Принято работников, чел. 242 256 238 -4 98,35
Выбыло  работников, чел. 151 143 129 -22 85,43
В том числе:  
По  собственному желанию 84 98 79 -5 94,05
За  нарушение трудовой дисциплины 6 9 11 5 183,33
По  соглашению сторон 28 20 25 -3 89,29
Прочее 33 16 14 -19 42,42
Списочный состав работников на конец года, чел.  
1448
 
1561
 
1670
222 115,33
Количество  работников проработавших весь год, чел. 1206 1305 1432 226 118,74
Среднесписочная численность работников, чел. 1421 1526 1642 221 115,18
Коэффициент оборота по приему 0,17 0,17 0,14 -0,03 85,11
Коэффициент оборота по выбытию 0,11 0,09 0,08 -0,03 73,93
Коэффициент текучести кадров 0,06 0,07 0,05 -0,01 86,54
Коэффициент постоянства состава  0,85 0,86 0,87 0,02 102,76
Коэффициент замещения 0,06 0,07 0,07 0,002 103,66
Коэффициент общего оборота 0,28 0,26 0,22 -0,053 80,82
 
 
 

     Проанализируем движение кадров на предприятие: Трудовые ресурсы предприятия в результате систематического приема и увольнения все время изменяются. Эти изменения называются оборотом рабочей силы и являются наиболее общим показателем ее динамики.

     Рассмотрим  изменение количества принятых работников на предприятие. Этот коэффициент скачкообразен. В 2007 г. принято было 242 работника, в 2008 г. количество принятых увеличилось на 14 человек, но в 2009 г. этот показатель уменьшился на 14, и составил 238 человек. Темп роста составил 98,35%.

     Далее проанализируем численность уволенных  работников, она имеет тенденцию  к уменьшению. В 2007 г. уволено было 151 работник, в 2008 г. количество уволенных  уменьшилось на 8 человек, и в 2009 г. этот показатель уменьшился на 14 , и  составил 129 человек. Отклонение за 3 года составило (-22 человека). То, что численность  уволенных работников с каждым годом  сокращается, говорит о хороших  условиях труда и достойной оплате труда на предприятии.

     Теперь, имея все вышеизложенные цифры, можно  провести анализ полученных коэффициентов:  

     Коэффициент оборота по приему в 2007 г.- 2008 г. составлял 0,17. В отчетном году снизился на 14% и  составил 0,14. Темп роста за 3 года составляет 85,1%. Коэффициент выбытия кадров за период имеет тенденцию к снижению. В базисном году он составлял 0,11, в  следующем году сократился до 0,09, и  в отчетном году составил 0,08. Коэффициент по приему за 3 года превышает коэффициент по выбытию. Это положительная тенденция, возможно, это объясняется довольством работников своей работой, заработной платой или социальной защитой.

     Коэффициент постоянства кадров возрастает из года в год. В 2007 г. показатель составлял 0,85, а в 2009 г. 0,87. Темп роста составил 102,76%

     Коэффициент замещения имеет тенденцию к  увеличению. В 2007 г. показатель составлял 0,06, а в 2009 г. 0,07. Темп роста составил 103,66%

     Коэффициент текучести кадров. В 2007 г. показатель составлял 0,06 , в 2008 г. увеличился на 16,6% , а в 2009 г. сократился на 17,7 % в сравнении  с предыдущим годом. Темп роста составил 86,54%.

9.3. Проблема №3: транспортировка

     Основные  регионы нефтедобычи ЛУКОЙЛа  удалены от основных рынков сбыта  нефти и нефтепродуктов. В связи  с этим доступ к этим рынкам зависит  от степени развитости транспортной инфраструктуры, а также от возможности  доступа к ней. В связи с  этим стоимость транспортировки  нефти и нефтепродуктов является важным макроэкономическим фактором, влияющим на нашу чистую прибыль.

     Транспортировка нефтепродуктов в Российской Федерации  осуществляется с использованием железнодорожного транспорта и через сеть нефтепродуктопроводов, принадлежащую компании ОАО АК «Транснефтепродукт». Владельцем железнодорожной инфраструктуры в России является ОАО «Российские  железные дороги». Обе компании принадлежат  государству. Помимо транспортировки  нефтепродуктов ОАО «Российские  железные дороги» оказывает нефтяным компаниям услуги по транспортировке  нефти. Основную часть нефтепродуктов компании ЛУКОЙЛ  транспортируется железнодорожным транспортом.

     Доступ  к экспортной трубопроводной сети компании «Транснефть» предоставляется нефтяным компаниям на поквартальной основе в соответствии с объемами добытой  и транспортированной по трубопроводам  за последнее время нефти и  ожидаемыми направлениями ее экспорта. В то же время ЛУКОЙЛ испытывает ограничения по экспорту нефти из России в связи с ограниченными  пропускными возможностями российской транспортной инфраструктуры на наиболее прибыльных экспортных направлениях. Кроме того, нефть, транспортируемая через систему магистральных  трубопроводов (нефть марки «Юралс»), является смесью нефти разного качества. В связи с этим ЛУКОЙЛ, добывающий более качественную нефть, не могут получить дополнительную прибыль от ее продажи, используя транспортную систему «Транснефть».

     По  данным Федеральной службы государственной  статистики Российской Федерации, средний  рост тарифов в течение года, закончившегося 30 сентября 2007 г., составил: на транспортировку  нефти трубопроводом – 9,9%, на транспортировку  нефтепродуктов трубопроводом – 16,0%, на железнодорожные перевозки – 7,7%.

9.4. Проблема №4: оборудование

По проблеме оборудования было решено организовать «мозговой штурм», для того чтобы  определить может ли проблема оборудования влиять на снижение уровня реализации продукции.

Метод «мозгового штурма»:

План:

  • Для проведения «мозгового штурма» была сформирована команда из пяти человек (Рожкова Ксения, Казимиренок Валентина, Самарина Диана, Костко Валерия, Мурашова Яна)
  • Организация «мозгового штурма» прошла согласно всем правилам.
  • После «мозгового штурма» ведущий (Мурашова Яна) произвел анализ высказанных идей

В ходе проведения «мозгового штурма» было выявлено, что проблема оборудования может прямым образом влиять на снижения уровня реализации продукции:

Информация о работе Исследование систем управления на примере Лукойла