Исследование систем управления на примере Лукойла

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа предприятия, выявление проблемы на предприятие, а так же анализ выявленной в ходе исследования проблемы. Объектом исследования является крупнейшая мировая вертикально-интегрированная компания, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии – ЛУКОЙЛ

Содержание

1. Введение 3

2. Характеристика организации 4

3. Модель управления компании ЛУКОЙЛ 6

4. Характеристика системы управления ЛУКОЙЛА 8

4.1. Тип поведения объекта 9

4.2. Тип управления организацией 10

4.3. Принцип управления организации 11

5. Постановка проблемы 13

6. SWOT-анализ отдела 14

7. PEST+M анализ 18

8. План исследования 20

8.1. Причинно-следственная диаграмма Ишикава ("рыбий скелет") 20

8.2. Статистические методы 21

8.3. Метод «мозгового штурма» 22

9. Методы исследования организации 23

9.1. Проблема №1: инвестиции 23

9.2. Проблема №2: персонал 25

9.3. Проблема №3: транспортировка 30

9.4. Проблема №4: оборудование 31

10. Заключение 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ИСУ.docx

— 89.18 Кб (Скачать)
  • количественные показатели (тонны)
  • качественные показатели (количество сделок)
  • стоимостные показатели (рубли, доллары)
  • временные показатели (недели, месяцы)
  • показатели продуктивности (объем выпускаемой, продаваемой  продукции)
  • показатели  функционирования  (ресурсоемкость, оперативность)
  • показатели качества труда (своевременность выполнения установленных планов)

    Диапазон  возможных значений

  • «5» - условие срабатывает полностью, замечаний нет;
  • «4» - есть отдельные недоработки, но они быстро корректируются на оперативном уровне;
  • «3» - условие срабатывает как 50:50, т.е. оно частично функционирует, а другая часть не выполняется или не сделана совсем;
  • «2» - условие «буксует», выполнение его явно неудовлетворительное, хотя попытки в его реализации есть;
  • «1» -  явный промах и отсутствие действий в этом вопросе.

Смена состояний

     Переход - это отношение между двумя  состояниями, показывающее, что объект, находящийся в первом состоянии, должен выполнить определенные действия и перейти во второе состояние, как  только произойдет указанное событие, и будут удовлетворены указанные  условия. Пока переход не сработал, объект находится в исходном состоянии; после срабатывания он находится  в целевом состоянии. Например, когда  объект получил обработку параметров, он из состояния ОЖИДАНИЯ переходит  в состояние КОМАНДА. 

Можно ли считать объект управления детерминированным? Стохастическим?

     По-моему  мнению, объект (отдел поставки и  реализации продукции) является стохастическим (при одних и тех же входах - разные выходы) Так как при влиянии  внешних и внутренних условий, объект может менять свои выходы! Например, отдел добычи нефти в компании ЛУКОЙЛ добывала определенной количество нефти в течение года (одни и  те же входы на протяжении года), но цены на транспортировку увеличились, соответственно на выходе отделу поставки и реализации продукции пришлось добавить стоимость транспортировке  к готовому продукту.

4.1. Тип поведения объекта

Возможны следующие  режимы движения системы:

  • равновесный, когда система находится все время в одном и том же состоянии;
  • периодический, когда система через равные промежутки времени проходит одни и те же состояния;

     Если  система находится в равновесном  или периодическом режиме, то говорят, что она находится в установившемся или стационарном режиме.

     По  моему мнению, стационарный режим  не является подходящей характеристикой  для типа поведения отдела поставки и реализации продукции в компании ЛУКОЙЛ. Как уже говорилось ранее, отдел на вряд ли может достигать  одни и те же состояния, да еще и  через равные промежутки времени, в  данной отрасли. Так как отрасль  подвержена как внешним, так и  внутренним воздействиям.

     Переходный  режим - движение системы между двумя периодами времени, в каждом из которых система находилась в стационарном режиме; Стационарный режим несвойственен для данного отдела, по этому тип поведения отдела поставки и реализации продукции не может быть характеризован переходным режимом.

     Эргодический  режим - система проходит все пространство состояний таким образом, что с течением времени проходит сколько угодно близко к любому заданному состоянию. Так как и состояния системы могут меняться, то сложно охарактеризовать объект эргодическим режимом.

     Исходя  из классификации типов поведения  объекта, ближе всего к отделу поставки и реализации продукции  в компании ЛУКОЙЛ апериодический режим.

     Апериодический  режим — система проходит некоторое множество состояний, однако закономерность прохождения этих состояний является более сложной, чем периодические. Так как много различных внешних и внутренних влияний на объект управления, то наверняка объект проходит множество состояний не через одинаковые промежутки времени. 

4.2. Тип управления организацией

Основные  типы задач управления:

  • Задача стабилизации заключается в поддержании некоторых выходных величин ОУ вблизи неизменных заданных значений Х, несмотря на действие возмущений М. Задачи стабилизации входят в цели отдела поставки и реализации продукции в компании ЛУКОЙЛ, так например, отдел старается продавать определенное количество продукции в год, что задано по плану компании. И несмотря на какие - либо внешние или внутренние возмущения, отдел старается не отходить от плана.
  • Задача слежения решается в тех случаях, когда закон изменения во времени заданного состояния ОУ заранее не известен, а определяется в ходе самого процесса функционирования ОУ в соответствии с некоторым внешним сигналом. Например, отдел поставки и реализации продукции в компании ЛУКОЙЛ наметил по плану увеличение продаж на 30%, но внезапно случился кризис, и естественно, отделу пришлось пересмотреть объем своих продаж на данный год. Так что задачи слежения тоже входят в задачи отдела поставки и реализации продукции в компании ЛУКОЙЛ.
  • Задача оптимального управления заключается в нахождении и реализации такого варианта управления, при котором некоторая величина J, называемая критерием эффективности функционирования ОУ, принимает наивыгоднейшее значение. Под оптимальным управлением понимают такую совокупность управляющих воздействий, совместимую с наложенными на систему ограничениями, которая обеспечивает наилучшее в каком-то смысле значение J. Оптимальное управление тоже присуще отделу поставки и реализации продукции в компании ЛУКОЙЛ, так как каждый раз отдел старается найти более выгодное для них условия поставок и продаж.
  • Программное управление - поддержание выходных показателей вблизи заданных значений, зависящих от времени. Наверняка, отдел поставки и реализации продукции старается выпустить точно такой же объем продукции, либо превысить этот показатель за год (т.е. определенный период времени)

4.3. Принцип  управления организации

     Принцип управления по возмущению - принцип компенсации. Отклонение регулируемой величины зависит не только от возмущающего воздействия, но и от управления. Принцип управления по возмущению основывается на том, что система управления наблюдает за возмущающими факторами и, учитывая их, строит алгоритм управления так, чтобы действие этих факторов на систему компенсировалось

     Принцип управления по отклонению (принцип обратной связи). Этот принцип является одним из наиболее ранних и широко распространенных принципов управления. В соответствии с этим принципом система управления наблюдает за объектом, на который воздействуют возмущающие факторы. В результате, в поведении объекта возникают отклонения. Система управления отслеживает наблюдаемые параметры (переменные) и на основе наблюдений создает алгоритм управления. Особенность этого принципа заключается в том, что система управления начинает действовать на объект только после того, как факт отклонения уже свершился. Это и есть "обратная связь".

     Принцип разомкнутого управления. Сущность принципа состоит в том, что алгоритм управления строится только на основе заданного алгоритма функционирования и не контролируется по фактическому значению управляемой величины.

     Я бы отдала предпочтение принципу обратной связи. Так как в этом принципе нет заложенной программы, которая будет действовать на систему, несмотря на разные возмущающие факторы, как это происходит в принципе разомкнутого управления. В принципе обратной связи, мы сначала отслеживаем всевозможные отклонения, а лишь затем, при помощи заданного алгоритма стараемся впоследствии избежать данных возмущающих факторов.

      5. Постановка проблемы

Отдел поставки и реализации продукции

Проблема: снижение уровня реализации продукции на 5 %

Набор  показателей,  характеризующих  состояние объекта:

  • количественные показатели (тонны)
  • качественные показатели (количество сделок)
  • стоимостные показатели (рубли, доллары)
  • временные показатели (недели, месяцы)
  • показатели продуктивности (объем выпускаемой, продаваемой  продукции)
  • показатели  функционирования  (ресурсоемкость, оперативность)
  • показатели качества труда (своевременность выполнения установленных планов)

6. SWOT-анализ отдела

Сильные стороны Слабые  стороны
  • Высокая доходность на рынке
  • Международный опыт
  • Высокий имидж компании
  • Высокое качество товарной продукции и технологий
  • Способность адаптироваться к новым рыночным условиям
  • Большая нацеленность на работу с нефтепродуктами, чем у конкурентов
  • Развитая распределительная сеть
  • Высококвалифицированные кадры
  • Высокие затраты на поставки в северные регионы
  • Недостаток сбытовой сети и персонала
  • 0тсутствие достаточной и надежной управленческой информации
  • Сравнительная нехватка региональных представителей по сбыту
Возможности Угрозы
  • Растущая доступность высококачественных нефтепродуктов
  • Заметный рост бытового и промышленного сектора
  • Повышенное внимание потребителей к качеству продуктов и сервису
  • Законодательство, способное стимулировать спрос на качественные виды топлива
  • Расширение дистрибьюторской сети в слаборазвитые регионы
  • Снабжение независимых потребителей
  • Наступление альтернативных энергоносителей
  • Новые участники рынка, предпочитающие высокодоходный нефтяной бизнес
  • Непредсказуемость приватизационной политики
  • "Размытость" экологических требований
  • Высокое налоговое бремя
  • Давление со стороны акционеров, требующих повысить норму дохода от инвестиций
  • Активность конкурентов, уменьшающая доходы в южном регионе
 

К набору показателей,  характеризующих  состояние объекта, также можно добавить:

  • кадры, персонал отдела
  • распределительная сеть
  • потребители
  • акционеры
  • конкуренты
  • налоги
  • законодательство
  • ГОСТ стандарты
  • альтернативные энергоносители
  • управленческая информация
  • международный опыт
  • рыночные условия
  • экономические факторы
  • политические факторы
  • международные факторы
  • рыночные факторы
  • правовые факторы
  • социальные факторы
  • маркетинг

     Теперь  на основе SWOT-анализ отдела мы можем  провести оценку степени влияния  сильных, слабых сторон, возможностей и угроз  на бизнес компании. То есть влияние всех положительных факторов (сильных сторонни возможностей) на бизнес компании оценивается путем  выставления плюсов (от одного до трех), а влияние отрицательных —  при помощи минусов (от одного до трех). Если влияние какого-либо фактора  было оценено как нулевое, значит, учитывать его при разработке стратегии в настоящий момент не имеет смысла, и данный фактор должен быть исключен из дальнейшего  анализа. Во-вторых, факторы нужно  провести ранжирование по убыванию степени  их влияния на бизнес.  
 
 
 

Сильные стороны Слабые  стороны
  • Высокая доходность на рынке (+++)
  • Международный опыт (+++)
  • Высокий имидж компании (+++)
  • Развитая распределительная сеть (+++)
  • Высокое качество товарной продукции и технологий (++)
  • Способность адаптироваться к новым рыночным условиям (++)
  • Большая нацеленность на работу с нефтепродуктами, чем у конкурентов (++)
  • Высококвалифицированные кадры (++)
  • Высокие затраты на поставки в северные регионы (---)
  • Недостаток сбытовой сети и персонала (---)
  • 0тсутствие достаточной и надежной управленческой информации (---)
  • Сравнительная нехватка региональных представителей по сбыту (--)
Возможности Угрозы
  • Расширение дистрибьюторской сети в слаборазвитые регионы (+++)
  • Растущая доступность высококачественных нефтепродуктов (++)
  • Повышенное внимание потребителей к качеству продуктов и сервису (++)
  • Законодательство, способное стимулировать спрос на качественные виды топлива (++)
  • Заметный рост бытового и промышленного сектора (+)
  • Улучшение внешнеполитических отношений через дополнительные экономические проекты (+) 
  • Высокое налоговое  бремя (---)
  • Давление со стороны акционеров, требующих повысить норму дохода от инвестиций (---)
  • Активность конкурентов, уменьшающая доходы в южном регионе(---)
  • Наступление альтернативных энергоносителей (--)
  • Новые участники рынка, предпочитающие высокодоходный нефтяной бизнес(--)
  • Непредсказуемость приватизационной политики (--)
  • "Размытость" экологических требований (--)

Информация о работе Исследование систем управления на примере Лукойла