Шпоры по "Организации труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа сдержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Организация труда".

Работа содержит 1 файл

шпоры по организации труда.docx

— 105.79 Кб (Скачать)

            Профессиональное обучение на  производстве охватывает подготовку  новых рабочих, переподготовку  и обучение вторым профессиям, повышение их квалификации.

            Подготовка новых рабочихна производстве осуществляется в форме индивидуальной и групповой подготовки на рабочих местах и курсовой системы обучения на учебно-производственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбинатах. На предприятиях подготовка молодых рабочих проводится под руководством не освобожденных от основной работы квалифицированных рабочих, в учебно-курсовых комбинатах — под руководством мастеров производственного обучения.

            Переподготовка преследует цель  обучения рабочих новым профессиям  в соответствии с требованиями  научно-технического прогресса.

            Обучение вторым профессиям направлено  на расширение производственного  профиля рабочих, на возможность  совмещения профессий в целях  повышения производительности труда,  повышения его содержательности  и привлекательности.

     Современное производство требует постоянного  роста профессионального мастерства рабочих, совершенствования их знаний, навыков, умений. Этому способствует система повышения квалификации рабочих, которая осуществляется путем  обучения на производственно-технических  курсах, курсах целевого назначения (или  овладения новой техникой и технологией), на курсах бригадиров и др. Большое  значение приобретает в современных  условиях переподготовка работников в  соответствии с требованиями рынка  труда. Эту работу организует Федеральная  служба занятости населения. 
 
 

     16  Понятие режима  труда и отдыха. Виды режимов. Нестандартные режимы. Режим – определяется порядок чередования времени работы и перерывов на отдых. Если режим работы разработан на основе учета колебания работоспособности человека – то это рациональный режим. Виды режимов: 1) внутрисменные – основной вид режима, который дает больше всего возможность экономить. Время обеденного перерыва не входит в рабочий день. Виды внутрисменного отдыха: а) время для отдыха и приема пищи (обед от 30 минут до 2 часов); б) внутрисменные перерывы на отдых (входят в продолжительность рабочего дня от 15 до 30 минут за смену); в) время на отдых и личные надобности. 2) суточные – чередование продолжительности смены и межсменного периода на отдых. Интервал межсменный должен быть не менее двукратной продолжительности смен. 3) недельные – зависит от типа рабочей недели (5:2; 6:1); 4) месячные – зависит от кол-ва рабочих и выходных дней. 5) годовые – с учетом отпуска (продолжительность трудового и соц-ого отпусков). В зависимости от сменности режимы бывают: 1) односменные, 2) многосменные. От порядка предоставления выходных дней: 1) с постоянными выходными днями, 2) со скользящими выходными днями. От характера и организации технологического процесса: 1) режим с раздробленными рабочими днями, 2) режим со стандартными рабочими днями. В зависимости от степени стандартизации отдельных элементов режима труда и отдыха: 1) стандартные режимы (6 рабочих дней) равны установленному стандарту. 2) нестандартные режимы: режим с раздробленными рабочими днями, многосменный рабочий день, скользящий режим, гибкий режим, режимы вахтовой работы. Гибкий режим труда и отдыха – режим в котором часть рабочего времени (20-25 % от нормы рабочего времени) организуется по усмотрению работника, а оставшаяся часть по усмотрению нанимателя. Исходя из такого подхода в гибком режиме выделяют: 1) свободное время: начало и окончание работы. 2) фиксированное время: работник обязан находится на рабочем месте (75-80%). Это благоприятный режим. Существуют режимы благоприятные и неблагоприятные.

     Рациональный  режим труда и отдыха заключается  в организации рационального  использования рабочего и нерабочего времени в течение смены, недели, месяца, года.  
 

     18 Первую группу элементов условий труда составляют санитарно-гигиенические элементы, получившие свое название в связи с тем, что они нормируются и количественно оцениваются методами санитарно-гигиенических исследований. В эту группу включают все элементы, образующие предметную внешнюю среду: микроклимат, состояние воздушной среды (запыленность, загазованность), освещения, производственные излучения, шум, вибрации. Почти все элементы, входящие в эту группу нормируются путем стандартов, санитарных норм и требований.

     Вторую  группу составляют психологические  и физиологические элементы, обусловленные  содержанием трудовой деятельности, различными нагрузками на двигательный аппарат, нервную систему и психику  человека в процессе труда. К ним  относятся физическая и нервно-психические  нагрузки, монотонность, темп и ритм работы.

     Третью  группу составляют эстетические элементы, формирующие у человека отношение  к среде протекания труда сточки зрения ее художественного восприятия. Они воздействуют на формирование определенного эмоционального состояния. Сюда относят: архитектурно-конструкторско-художественное оформление экстерьера и интерьера, производственного оборудования, оснастки рабочих мест и производственной одежды, озеленение и прочее.

     Четвертую группу составляют социально-психологические  элементы, характеризующие психологическое  состояние работников и коллектива, формирующиеся под влиянием социально  психологических факторов и создающие  соответствующий психологический, эмоциональный настрой работника. Элементы этой группы весьма трудно оценить  количественно, на них нет норм и  тем более стандартов. Но изучение данных элементов с помощью социологических  исследований создает объективную  основу для их измерения.

     Комфортные  условия на рабочем месте - это  условия, обеспечивающие высокую работоспособность  человека и сохранение его здоровья.

     Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия  труда, при которых сохраняется  не только здоровье работающих, но и  обеспечивается высокий уровень  работоспособности.

     Оптимальные нормативы установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового  процесса. Для других факторов условно  за оптимальные принимаются такие  условия труда, при которых неблагоприятные  факторы отсутствуют либо не превышают  уровни, принятые в качестве безопасных для населения. 
 
 

     19 Способы изучения  процессов труда

       Хронометраж  -  это изучение  и измерение  отдельных,  циклически  повторяющихся элементов операции, отдельных элементов операции.

     Его проводят на работах, которые  характеризуются  частой повторяемостью и  постоянством  степени  влияния  факторов на время  их выполнения.

       Основной задачей хронометража  является выявление факторов, влияющих  на продолжительность каждого  элемента исследуемой операции  с целью проектирования ее  рациональной   структуры в  целом и нормальной продолжительности  отдельных ее элементов.

         При помощи хронометража определяют  только действия, входящие в состав  оперативной работы, т.к. из всех  видов производительной работы  циклически повторяется только  она.

     Хронометраж разделяют  на  индивидуальный  и  групповой (бригадный) в зависимости  от численности наблюдаемых рабочих.

     С  помощью  индивидуального  хронометража  определяют  затраты  времени  отдельными  исполнителями,  что  позволяет  изучить  работу с  максимальной степенью ее детализации.

     При групповом  хронометраже один наблюдатель  изучает  работу  группы рабочих, выполняющих  одну  производственную  операцию. Его применяют  для изучения состава группы и рационального  распределения  в  ней  работы  между рабочими. Выделяют сплошной и выборочный хронометраж.

     При непрерывном хронометраже проводят непрерывное  изучение  и  замеры длительности  всех  элементов  операции в их технологической

     последовательности.

     При выборочном хронометраже изучают  и  амеряют  продолжительность не всей оперативной работы, а только отдельных ее элементов.

     Фотографию  подразделяют на индивидуальную, групповую и бригадную.

         Индивидуальная Фотография, при  помощи которой изучают потери  рабочего времени у одного  исполнителя. При помощи групповой  фотографии изучают потери рабочего  времени у исполнителей, обслуживающих  один агрегат. Менее распространенной  является бригадная фотография. В отличие от индивидуальной  и групповой фотографии в бригаде  фиксируют потери рабочего времени  не все ее члены, а один  человек.

     В карте бригадной фотографии указывают  не только потери  рабочего времени, их причину и продолжительность, но и  сколько  человек  из  бригады  одновременно простаивало.

     В зависимости от объекта исследования различают фотографию рабочего времени  рабочих и  рабочего времени служащих.

     Служащие  последовательно учитывают все  затраты  рабочего времени в течение  всего рабочего  дня,  особенно  те,  которые  не  связаны с их

     непосредственными обязанностями. Это связано с  тем, что трудовой процесс служащих имеет скрытые фазы, которые могут  быть выявлены только при участии  в изучении самого исполнителя.

         В день проведения фотографии  инструкторы периодически помогают  членам своей группы правильно  и оперативно  вести записи  данных о  перерывах в работе, а после окончания  наблюдения  -  сформулировать  и   оформить

     предложения по  улучшению организации труда. Затем инструкторы собирают заполненные  карточки и сдают их в администрацию  предприятия.

         На основе предложений участников  фотографии составляют проект  плана мероприятий по улучшению  организации труда и обслуживания  рабочих мест.

     Фотохронометраж представляет собой комбинированный способ изучения рабочего  времени,  основанный  на  совмещении  хронометража  и фотографии рабочего времени. Сущность его в том, что фотография рабочего времени в отдельные периоды времени дополняется хронометражем.

         Существенным преимуществом перед  раздельным проведением хронометража  и ФРВ является то, что за  один и тот же период времени  можно  получить  данные и  о целесообразности использования   сменного времени, и о структуре  оперативного  времени и рациональности  приемов  при  выполнении  основной

     работы.

         Этот  метод имеет  особо   важное   значение   при изучении времени исполнителей, занятых в течение смены на нескольких видах работ, характеризующихся цикличностью   повторения,   когда   заранее невозможно установить время и последовательность их выполнения.

         В зависимости от целей наблюдения,  количества  наблюдаемых объектов, числа  наблюдателей  и  характера  производственного   процесса,   выделяют

     индивидуальный, групповой, дублированный и комплексный  фотохронометраж.

         Индивидуальный фотохронометраж, который   изучает работу одного исполнителя, применяется,  когда требуется повышенная  точность   замеров

     времени и большая степень детализации  рабочего процесса.

         Основное назначение группового    фотохронометража- изучить согласованность   работы   членов   бригады,   степень   их   загруженности,

     организацию работы, выявить  причины  и  продолжительность  потерь рабочего времени, исследовать  другие вопросы, не требующие точных замеров времени.

         Дублированное  наблюдение  подразумевает,  что  за  рабочим   процессом  наблюдают одновременно два хронометражиста.  При этом оба  наблюдателя   могут

     работать  самостоятельно или один из них фиксирует  время, а другой  описывает трудовые приемы.

         Комплексные наблюдения дают  возможность выявить взаимосвязь  отдельных производственных   процессов, изучить производственный  ритм    работы, определить степень  рационального   использования  машин, разработать конкретные  мероприятия по улучшению работы  и росту  производительности  труда. При этом виде наблюдения  группа наблюдателей изучает  работу  бригады, цеха, отдела  или предприятия в целом,  позволяя  охватить всю совокупность производственных  процессов или их значительную  часть. 
 
 

     20 Сущность нормирования  труда - установление объективной величины затрат рабочего времени в конкретных условиях. Для различных видов и характера полезного труда эти затраты находят свое выражение в нормах труда: норме времени, норме выработки, норме обслуживания, норме производительности оборудования, нормативе численности работников.

     Люди  в практической деятельности по созданию потребительных стоимостей всегда имеют  дело с конкретным полезным трудом. Поэтому предметом нормирования труда является процесс конкретного  полезного труда, т.е. сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию потребительных стоимостей, необходимых ему для жизни.

     Содержание  нормирования труда определяется его  предметом - процессом труда. Оно  должно отражать все стороны процесса труда, рабочую силу, средства труда  и предметы труда в их взаимной связи и зависимости. Поэтому  нормирование труда включает:

Информация о работе Шпоры по "Организации труда"