Концепция очередного этапа реформирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Работа содержит 1 файл

Концепция очередного этапа реформирования системы образования.docx

— 95.51 Кб (Скачать)

скорректировать параметры Единой тарифной сетки (ЕТС) применительно к сфере образования, увязав их с системой надбавок и  доплат, в том числе=v педагогическим работникам, постоянно повышающим квалификацию, а также за непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях;

усилить ответственность  государственных и муниципальных  органов за своевременное перечисление бюджетных средств в сферу  образования, в том числе за счет создания механизма возмещения работникам этой сферы ущерба в случае задержек выплаты заработной платы.

В среднесрочной  перспективе предстоит:

поднять заработную плату преподавателей по крайней  мере до уровня, отвечающего нормам, заложенным в существующем законодательстве;

усовершенствовать систему пенсионного обеспечения  работников сферы образования, оказать  государственную поддержку в  создании условий для развития дополнительного  негосударственного пенсионного обеспечения  и дополнительного медицинского страхования работников сферы образования  и учащихся;

разработать целевую  программу улучшения жилищных условий  работников образования, в том числе  путем выделения льготных целевых  кредитов на строительство и покупку  жилья;

осуществить комплекс мер по социальной защите и поддержке  учителей сельских школ.

9.2. Адресная социальная  поддержка студентов  и учащихся 

В целях обеспечения  общедоступности всех ступеней образования  в условиях резкого усиления дифференциации доходов семей и ограниченности финансовых возможностей государства  стипендиальное обеспечение должно приобрести адресный характер. Экономически неоправданно и социально неприемлемо  дотировать с помощью стипендий  высокообеспеченные семьи, дети из которых  фактически имеют за счет ряда факторов, в том числе найма репетиторов, наибольший доступ к высшему образованию. В то же время государство призвано гарантировать студентам из малообеспеченных семей реальную возможность получения  образования, что предполагает доведение  размеров стипендии до уровня 50=процентов  от прожиточного минимума для студентов, проживающих в семьях, и 2/3=v для  малообеспеченных иногородних студентов.

Стипендиальный  фонд вуза (ссуза) формируется по ныне действующей схеме и в условиях самостоятельности образовательных  учреждений распределяется в соответствии с порядком, устанавливаемым самим  учебным заведением, при обязательном участии в этом процессе студенческих организаций (коллективов).

Студентам из малообеспеченных семей должны также в преимущественном порядке предоставляться рабочие  места на условиях совместительства в самом учебном заведении, а  по мере возможности также в учреждаемых  с его участием предприятиях и  организациях, с которыми учебное  заведение связано партнерскими взаимоотношениями, в частности, на основе сдачи помещений в аренду.

Указанные меры, равно как и включение профильных учебных заведений среднего профессионального  образования в состав университетских (вузовских) комплексов, позволят обеспечить реальные возможности получения  высшего образования выходцам из малообеспеченных семей, поскольку  в настоящее время именно они  прежде всего формируют контингент студентов техникумов и не могут  позволить себе без материальной поддержки длительных сроков послешкольного обучения.

Для учащихся из семей среднего достатка стипендиальное обеспечение, финансируемое за счет бюджета, будет постепенно дополняться  или замещаться льготным образовательным  кредитованием и целевым страхованием. Введение соответствующих налоговых  льгот должно сопровождаться продуманным  нормативным регулированием с тем, чтобы предусмотреть строго целевое  использование средств и возвратность кредитов.

Наряду с введением  новых мер необходимо сохранить  традиционные меры социальной поддержки  учащихся профессиональных училищ: бесплатное обеспечение питанием и форменной  одеждой, улучшить финансирование соответствующих  расходов.

В интересах  поддержки территориальной мобильности  студентов и учащихся предстоит  в краткосрочной перспективе  разработать нормативные акты, обеспечивающие целевое использование общежитий  учебных заведений и их реальную доступность для студентов и  учащихся из малообеспеченных семей. При  этом необходимо реализовать следующие  принципы:

площадь общежития  учебного заведения не менее чем  на 70=процентов используется по прямому  назначению, т.=е.=для проживания учащихся (студентов);

плата за проживание учащегося в общежитии не превышает 30=процентов от прожиточного минимума;

в случае систематического нарушения указанных условий  общежитие подлежит передаче другим профессиональным учебным заведениям.

Получат развитие дистанционное образование, а также  открытие филиалов ведущих российских вузов в различных городах, что  позволит остановить распространение  такого негативного явления, как  региональная замкнутость высшего  образования и улучшить качество преподавания.

10. Реформирование системы  управления образованием 

Изменения в  государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни  страны требуют коренного улучшения  системы и практики управления образованием.

За последние  годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов  Федерации и органов местного самоуправления в образовательной  сфере. Заложена правовая база академической  самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении  стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных  и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров. Новые  подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных  актах.

Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием=v создание эффективной  системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его  многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.

Исходя из этого  предстоит решить следующие проблемы в области управления сферой образования.

Федеральный уровень:

формирование  национальной образовательной политики и стратегии ее реализации;

правовое регулирование  деятельности системы образования  в целом;

прогнозирование рынка образовательных услуг  и нормативно-правовое обеспечение  его развития;

разработка и  принятие государственных образовательных  стандартов, их информационное и методическое обеспечение;

создание системы  оценки и контроля качества образования, его соответствия образовательным  стандартам;

создание государственной  системы лицензирования и аккредитации; формирование государственного заказа в сфере профессионального образования;

разработка нормативов бюджетного финансирования образования; определение (установление) порядка  финансирования системы образования;

финансирование  образовательных учреждений федерального ведения; определение объема и порядка  предоставления федеральных образовательных  субвенций;

формирование  системы информационного обеспечения  сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение;

регулирование имущественных отношений в системе  образования;

координация деятельности органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов  Российской Федерации;

анализ, поддержка  и активное распространение инновационной  образовательной практики; организация  и содействие выполнению научных  исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования; формирование и обеспечение деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования.

Региональный  уровень:

прогнозирование регионального рынка образовательных  услуг и разработка стратегии  его развития;

нормативно-правовое регулирование деятельности системы  образования в регионе;

разработка и  принятие национально-региональных компонентов  государственных образовательных  стандартов;

формирование  регионального заказа в сфере  профессионального образования;

разработка нормативов бюджетного финансирования образования  на уровне региона;

финансирование  образовательных учреждений ведения  субъектов Федерации;

формирование  региональных систем информационного  обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение;

регулирование имущественных отношений в подведомственных образовательных учреждениях;

координация деятельности местных органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и  управления субъектов Российской Федерации  и федеральными органами управления образованием;

анализ, поддержка  и активное распространение инновационной  образовательной практики; организация  и содействие выполнению научных  исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;

анализ, поддержка  и активное распространение инновационной  переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования;

формирование  и обеспечение деятельности региональных систем подготовки,

привлечение общественности к решению проблем развития образования.

Уровень местного самоуправления:

развитие местного самоуправления через вовлечение широкой  общественности в управление и развитие образования, в решение вопросов деятельности образовательных учреждений;

удовлетворение  специфических образовательных  потребностей населения;

формирование  муниципальной системы образования  с учетом потребностей населения  и запросов локальных рынков труда;

непосредственный  контроль за реализацией конституционных  прав граждан на образование и  обеспечение финансовых, материально-технических, кадровых и других условий, необходимых  для нормальной деятельности учреждений образования;

обеспечение адресной социальной поддержки определенных категорий обучающихся, воспитанников;

создание нормативно-правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование и развитие образовательного учреждения.

Уровень образовательного учреждения:

осуществление образовательной деятельности;

индивидуализация  образовательного стандарта, разработка программ, учебных планов и учебно-методических пособий;

изменение структуры  и объемов профессиональной подготовки с учетом величины госзаказа, заказов  предприятий и семей, а также  прогнозируемой конъюнктуры рынка  труда; разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников (для учебных заведений системы профессионального образования);

формирование  внутренней структуры управления;

формирование  совместно с органами управления образованием органов общественного  управления (по типу попечительских советов);

маркетинг образовательных  услуг;

реализация различных  видов деятельности, в том числе  предпринимательской;

распоряжение  доходами, полученными от осуществления  самостоятельной деятельности;

сдача в аренду имущества, в том числе переданного  учредителем;

привлечение для  обеспечения своей деятельности финансовых ресурсов из различных источников.

Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования