Концепция очередного этапа реформирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Работа содержит 1 файл

Концепция очередного этапа реформирования системы образования.docx

— 95.51 Кб (Скачать)

Заказ со стороны  предприятий и организаций может  иметь форму долгосрочных контрактов с учебными заведениями на подготовку и переподготовку кадров. В рамках контракта предприятие оплачивает весь цикл обучения определенной группы учащихся, получая тем самым право  отбирать для стажировок и найма  студентов и учащихся старших  курсов, а также заказывать необходимые  специальные курсы и циклы  обучения с учетом имеющихся потребностей.

Объем финансирования подготовки в случае заключения договоров  с предприятиями и физическими  лицами определяется самим учебным  заведением и не регламентируется органами управления образованием. Учебное заведение  также самостоятельно организует конкурсный отбор абитуриентов на места, обеспеченные указанным финансированием.

3.4. Общесистемные организационно-экономические  меры 

В системе целенаправленно  выделяются средства для поддержки  инноваций:

в профессиональном образовании в размере до 10=процентов  от расходов федерального бюджета на образование (инновационный фонд). 50=процентов  средств инновационного фонда будут  находиться в распоряжении Минобразования России, а 50=процентов=v в непосредственном распоряжении вузов;

в общем образовании, начиная с 1999=г., в размере не менее 5=процентов расходов федерального бюджета на образование.

Кроме того, должны аккумулироваться средства для информационного  обеспечения образовательного процесса (поддержка библиотек, создание компьютерных сетей и систем).

Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется создавать  региональные фонды поддержки образовательных  инноваций в размере 1,5=процентов  расходов этих бюджетов на образование.

С целью эффективного использования имущества системы  профессионального образования  каждому учреждению может устанавливаться  норматив доходного использования  его основных фондов, находящихся  в государственной собственности  или в собственности муниципалитета, в размере не более 30=процентов  от их объема. Имеется в виду сдача этих фондов в аренду по ценам местного рынка недвижимости или организация на их базе самим учебным заведением деятельности, направленной на извлечение дохода. Получаемые таким образом средства могут расходоваться исключительно на обеспечение учебного процесса и развитие учебного заведения. Данная мера не относится к учебным заведениям, расположенным в сельской местности. Таким учебным заведениям рекомендуется привлекать внебюджетные средства в первую очередь за счет развития подсобных хозяйств.

В сфере общего образования целесообразно разрешить  образовательным учреждениям сдавать  в аренду принадлежащие им площади, прежде всего вспомогательные: гаражи, подвалы и=т.=д., при условии расходования получаемых средств исключительно  на развитие данного учебного заведения. К решению вопросов о сдаче  в аренду площадей образовательных  учреждений и использовании полученных средств должны в обязательном порядке  привлекаться попечительские и родительские советы.

Для обеспечения  притока в систему образования  внебюджетных средств целесообразно  введение дополнительных налоговых  льгот, стимулирующих платежеспособный спрос юридических и физических лиц на образовательные услуги.

При исчислении подоходного налога с физических лиц совокупный доход, полученный в  налогооблагаемом периоде, следует  уменьшать на сумму осуществленных за этот период:

расходов на оплату услуг, непосредственно связанных  с получением налогоплательщиком или  его близкими родственниками (супругом и детьми), высшего, среднего профессионального  и начального профессионального  или общего образования, при условии, что эти услуги оказаны на территории Российской Федерации образовательным  учреждением, имеющим лицензию и  выдающим диплом государственного образца;

расходов на формирование накопительных образовательных  вкладов или на платежи по специальным  видам образовательного страхования.

Совокупный размер указанных вычетов не может превосходить 150=минимальных размеров оплаты труда  в=год.

При исчислении налога на прибыль предприятий и  организаций следует включать расходы  на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями  профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию в  Российской Федерации, в затраты  на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в течение налогооблагаемого  периода в размере, не превышающем 1,5=процента расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) за этот период.

4. Реформирование содержания  образования 

Реформирование  содержания общего и профессионального  образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной  системы. В конечном счете, посредством  реформирования содержания образования  реализуются его новые ценности и смыслы, последовательно преодолевается унифицированный характер образовательной  системы, обеспечивается гуманистическая  направленность образования, усиливается  учебная мотивация личности, создаются  предпосылки для развертывания  творческих возможностей педагогических работников.

В содержании образовательного процесса нашли более последовательное отображение специфические условия  и потребности субъектов Российской Федерации, национально-культурная самобытность российских народов.

В настоящее  время обучение в основной школе  ведется на 38=языках народов России. Создано новое поколение учебников, прежде всего в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин: если в 1991=году федеральный перечень школьных учебников включал 120=наименований, то в 1997=году=v 567.

В 1996=v 1997=гг. государственным  тестированием на добровольной основе было охвачено свыше 200=тыс. школьников практически всех субъектов Российской Федерации.

Законодательно  закреплена и получила распространение  практика многоуровневой подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Для  системы высшего профессионального  образования разработаны и введены  в действие государственные образовательные  стандарты. Завершается разработка государственных образовательных  стандартов начального и среднего профессионального  образования. С учетом конъюнктуры  формирующегося рынка труда обновлена  номенклатура специальностей и профессий, введены новые направления подготовки специалистов с высшим образованием.

Однако присущие переходному периоду трудности  обусловили известные ограничения  в темпах реформирования образования  и придания реформам комплексного, поступательного и системного характера.

На новом этапе  необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его постоянного обновления. Основополагающая цель состоит в переходе к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему  всю активную жизнь человека. При  этом многообразие и непрерывность  должны выступать не только как перспективные  тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.

Для обновления содержания образования необходимо осуществить следующие меры:

в краткосрочной  перспективе (1998=v 2001 гг.)

в=целом по системе  образования:

разработать за счет средств инновационного фонда  Минобразования России научные основы, методические приемы и организационные  механизмы, обеспечивающие преемственность  государственных образовательных  стандартов всех ступеней и уровней  системы общего и профессионального  образования;

привести содержание образовательных программ в соответствие с современными достижениями науки, техники и культуры, потребностями  и реальными возможностями обучающихся, с запросами личности, общества и  государства при широком использовании  научно-методического потенциала учебно-методических объединений и научно-методических советов;

разработать предложения  о мерах по государственному регулированию  рынка учебной и учебно-методической литературы, предотвращению его монополизации, улучшению обеспечения высококачественными учебниками учащихся и студентов, а также библиотек образовательных учреждений;

кардинально улучшить систему и практику работы с одаренными учащимися и студентами, создать  федеральный фонд поддержки талантливой  молодежи, обеспечить регулярное проведение общероссийских олимпиад и конкурсов  по областям знаний, создать условия  для более широкого участия победителей  отечественных олимпиад в международных  соревнованиях, в том числе за счет средств программы "Одаренные  дети" и средств инновационного фонда Минобразования России;

обновить содержание образования в плане усиления его гуманитарного компонента, улучшить подготовку учащихся и студентов  в области права и экономики, провести конкурсы учебников по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам  за счет средств федерального и региональных бюджетов с привлечением займов Мирового банка;

разработать современную  концепцию воспитания личности в  образовательной системе и приступить к ее реализации, в том числе  посредством создания широкой сети общественных советов по проблемам  воспитания в системе образования; сосредоточить воспитание обучающихся  на формировании гуманистических, социально  значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения;

усилить роль искусства  в содержании образования и эстетического  воспитания обучающихся, в том числе  посредством организации внеучебной воспитательной работы, кружков, клубов и студий; рекомендовать местным  органам управления образованием оказывать  содействие учебным заведениям в  расширении доступности обучающимся  музеев, театров и других объектов культуры;

приступить к  разработке на федеральном уровне комплексов мультимедийных средств, отражающих выдающиеся достижения культуры и искусства  России и мира;

создать условия  для развития различных самодеятельных организаций обучающихся; рекомендовать  советам и администрации образовательных  учреждений, органам управления образованием оказывать всемерное содействие в их работе, в том числе посредством  выделения финансовых средств, помещений, стимулирования сбора спонсорских  средств для деятельности этих организаций, содействия их благотворительной деятельности; разработать образовательные программы  по подготовке менеджеров, специализирующихся в области детских и молодежных неполитизированных общественных организаций;

в рамках Федеральной  программы развития образования  в России в 1998г. с учетом отечественного и мирового опыта создать систему  организационно-методической и финансовой поддержки нововведений в содержании, методах и организации общего и профессионального образования, ориентированную на освоение перспективных  тенденций в развитии образования, науки, техники, культуры и производства, усиление взаимосвязи учебного и  исследовательского процессов;

разработать и  утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных  образовательных учреждениях, определив  механизм их государственно-общественной экспертизы; предусмотреть в бюджетах различных ровней целевые средства на поддержку инновационного движения, создание фондов инновационного развития образования; обеспечить государственную  поддержку на федеральном и региональном уровнях целевых инновационных  программ в сфере образования.

в общем образовании:

разработать и  ввести в образовательную практику государственные образовательные  стандарты основного и среднего (полного) общего образования за счет средств федерального и региональных бюджетов;

осуществить корректировку  федерального базисного учебного плана, имея в виду рациональное сочетание  федерального и регионально-национального  компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной  нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям  и условиям образования в учебных  заведениях различных типов и  видов, предусмотрев при этом возможность  широкой реализации вариативных  образовательных программ;

осуществить за счет средств федерального бюджета  и рекомендовать субъектам Федерации  обеспечить за счет средств региональных бюджетов на образование разработку содержания, средств и методов, обеспечивающих непрерывное воспитание и обучение в новом типе образовательных  учреждений для детей дошкольного  и младшего школьного возраста;

за счет средств  инновационного фонда Минобразования России изменить организационные основы и обновить программно-методическое обеспечение воспитания детей дошкольного  возраста, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;

осуществить за счет средств федерального бюджета  и рекомендовать субъектам Федерации  обеспечить за счет их бюджетов разработку и освоение содержания образования  и методик обучения, ориентированных  на сельские малочисленные и малокомплектные  школы, провести корректировку их учебных  планов с целью усиления практической направленности учебного процесса в  соответствии с изменениями в  укладе сельской жизни; улучшить оснащение  этих школ с учетом задач индивидуализации обучения и развития самообразования  учащихся;

Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования