Концепция очередного этапа реформирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Работа содержит 1 файл

Концепция очередного этапа реформирования системы образования.docx

— 95.51 Кб (Скачать)

5.2. Современные педагогические  технологии 

На новом этапе  реформирования системы образования  необходим переход к новым  педагогическим технологиям и современным  методам образования. Обучающиеся  и особенно студенты техникумов (колледжей) и вузов должны располагать более  значительным временем для самостоятельной  работы. Образовательный процесс  следует переориентировать на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности  в условиях сложного современного мира.

Совершенствование педагогических технологий целесообразно  осуществить в краткосрочной  перспективе по следующим направлениям:

разработать и  внедрить в образовательную практику новые технологии подготовки и переподготовки педагогов, способных работать в  изменяющихся условиях вариативного образования, включая развитие навыков будущих  учителей и преподавателей в области  формирования индивидуальных учебных  планов и образовательных программ, конкретизирующих требования государственного образовательного стандарта и с  учетом индивидуальных образовательных  маршрутов обучающихся;

усовершенствовать деятельность методических служб;

улучшить обеспечение  работников образования профессионально- педагогическими периодическими изданиями, методической и научной литературой;

расширить доступ педагогов к современным компьютерным сетям и базам данных;

осуществить широкую  информатизацию образования и осуществить  внедрение новейших коммуникационных технологий.

Таким образом, задача очередного этапа реформы  в области совершенствования  образовательных технологий состоит  в том, чтобы, опираясь на накопленный  отечественный и международный  опыт, перейти от сложившейся в  прошлом нивелирующей индивидуальность системы единообразного обучения для  всех к современному и качественному  образованию для каждого, а также  интенсифицировать образовательный  процесс, повысив тем самым его  социально-педагогическую и экономическую  эффективность.

в среднесрочной  перспективе:

на основе перехода к прогрессивным образовательным  технологиям (что предполагает высвобождение  рабочего времени преподавателей и  оптимизацию кадрового состава  преподавательского корпуса) добиться реальной взаимосвязи педагогической деятельности с инновационной, учебно-методической и научной работой; создать обязательные и рекомендательные механизмы, обеспечивающие постоянное повышение требований к преподавателям при их приеме на работу, аттестации и конкурсном избрании;

установить порядок, стимулирующий использование внебюджетных средств образовательных учреждений для стимулирования и развития инновационной  деятельности педагогов;

осуществить комплекс мер по подготовке учителей для сельской малочисленной и малокомплектной  школы.

6. Образование и  здоровье 

Радикальные перемены в государственно-политическом и  социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования  не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к  ценностям здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу  не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. По данным специалистов, хронические  заболевания имеют 30 v 35 процентов  учащихся первых классов. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно  возрастает число нарушений зрения и осанки, заболеваний нервной  системы и органов пищеварения.

Такая динамика состояния здоровья v результат не только длительного воздействия  неблагоприятных социально-экономических  и факторов, но и следствие серьезных  недостатков в деятельности образовательных  учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического  воспитания учащихся. На новом этапе  образовательной реформы необходимо не просто переломить тенденцию к  ухудшению показателей здоровья учащихся, но и существенно продвинуться в решении проблем:

превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов  власти и управления всех уровней;

коренного улучшения  организации образовательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной  нагрузки, создания благоприятной бытовой  среды для лиц с ограниченными  возможностями здоровья и особенностями  развития;

создания экономических  условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных  и медицинских подразделений  учреждений системы образования, использования  для оздоровления учащихся возможностей других ведомств и негосударственных  организаций, привлечения внебюджетных средств, развития системы дополнительного  медицинского страхования обучающихся;

разработки научно-методических и организационных основ мониторинга  состояния здоровья обучающихся, информационного  и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования.

С этой целью  необходимо осуществить следующие  меры:

определить принципы взаимодействия всех уровней власти и управления в деле охраны и укрепления здоровья обучающихся; рассмотреть  вопрос о целесообразности создания служб, ответственных за организацию  здравоохранения и физического  воспитания в образовательных учреждениях  на всероссийском и региональном уровнях; разработать и реализовать  вариативные социально-образовательные  программы, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни;

выделить в  Федеральной программе развития образования в России подпрограмму "Образование и здоровье", в  которой определить комплекс мер  по формированию у учащихся ценностей  здорового образа жизни, предусмотреть  их организационное, кадровое и финансовое обеспечение, создать механизмы  общественно-государственной поддержки  реализации этой программы;

разработать циклы  телевизионных и радиопередач, организовать издание популярной литературы для  родителей и усилить поддержку  общественных объединений и движений в этой сфере;

существенно улучшить организаторскую и практическую работу по созданию в образовательных  учреждениях условий, благоприятных  для укрепления здоровья и физического  развития учащихся, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки аудиторными и домашними  заданиями, улучшение питания, надлежащую постановку контроля за соблюдением  медико-санитарных требований;

стимулировать выполнение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное развитие учащихся и студентов, дальнейшее развитие системы валеологических и психологических  служб, центров комплексного сопровождения  развития, школьных, муниципальных, региональных советов по вопросам здоровья;

внести изменения  в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся;

существенно улучшить физическое воспитание учащихся, поднять  его роль в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой  школьников и студентов;

упорядочить работу спортивных учреждений, санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз и  лагерей образовательных учреждений, с учетом потребностей оздоровления учащихся; предусмотреть меры по улучшению  их финансирования из бюджетных и  внебюджетных источников;

принять меры к  более полному учету в организации  медицинского обслуживания учащихся с  учетом специфических условий и  потребностей, включая внедрение  социально и экономически оправданных  программ диспансеризации, профилактики заболеваемости, предотвращения распространения  вредных привычек и зависимостей, эффективной медицинской поддержки  представителей различных групп  риска, а также воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями  здоровья.

7. Реформирование структуры  образования 

В ряду задач  очередного этапа реформирования системы  образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.

Реформирование  содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать  процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:

в дошкольном образовании:

развитие многообразных  организационных форм и институциональных  структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные  учреждения по состоянию здоровья;

в общем образовании:

расширение многообразия общеобразовательных учреждений, в  том числе создание новых видов  образования и типов учебных  заведений;

развитие интеграции образовательных учреждений различных  профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных  комплексов;

перестройку сети учреждений дополнительного образования  детей;

разработку и  внедрение в системе дополнительного  образования детей разнообразных  моделей образовательных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских  и др.);

в профессиональном образовании:

реальную ориентацию на рынок образовательных услуг  и перспективный рынок труда;

оптимизацию организационных  структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского  профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для этого необходимо:

осуществить дифференциацию образовательных учреждений начального профессионального образования  по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и  высокотехнологичных отраслей); государственные v уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству  профессий в соответствии с потребностями  территориальных рынков труда); муниципальные  образовательные учреждения (обеспечение  потребностей в рабочих кадрах для  муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные  образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);

передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования  с федерального на соответствующий  уровень;

реструктурировать по мере готовности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов  Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального  образования по профилям подготовки, произвести укрупнение и объединение  учебных заведений; сформировать региональные и муниципальные колледжи, реализующие  образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего  профессионального образования;

обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений  начального и среднего профессионального  образования и их кадрового потенциалов;

усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального  образования на базе профильных предприятий;

разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального  образования, в том числе предусматривающих  соучредительство, с соблюдением  условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.

Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки  ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа  должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов v воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты  страны v должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение  целевых средств на обновление материально-технической  базы, полное финансирование общежитий  из федерального бюджета. Состав ведущих  вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).

Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования