Концепция очередного этапа реформирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Работа содержит 1 файл

Концепция очередного этапа реформирования системы образования.docx

— 95.51 Кб (Скачать)

В среднесрочной  перспективе (2002 v 2005 гг.) структурная  перестройка позволит:

устранить диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой перспективного спроса на них со стороны общероссийского  и региональных рынков труда;

завершить формирование сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги;

обеспечить развитие новых видов образования и  типов образовательных учреждений;

перепрофилировать учебные заведения, которые не отвечают долгосрочным потребностям общества и  потребностям граждан;

организовать  на всех уровнях управления образованием совместно с органами службы занятости  населения систематическую работу по определению структуры и объема спроса на образовательные услуги населения  и рынка труда;

привести в  соответствие с международными академическими традициями, практикой и нормативными актами ЮНЕСКО организационно-правовые основы деятельности в средних специальных  учебных заведениях, имея в виду их отнесение к неуниверситетскому уровню высшего образования;

обеспечить дальнейшее развитие интеграции образовательных  учреждений среднего и высшего профессионального  образования, в том числе путем  объединения там, где это целесообразно, разнопрофильных высших и средних  специальных учебных заведений  в университеты и университетские  учебные округа;

поощрять развитие научно-образовательных, научно-образовательно- производственных комплексов с целью  мобилизации и рационального  использования интеллектуальных и  кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции образования, науки и  производства;

развернуть сеть учреждений дистанционного образования, создать правовую, нормативную и  методическую базы их функционирования и развития;

обеспечить значительное расширение возможностей системы дополнительного  профессионального образования, в  том числе путем развития внутрифирменной  подготовки, расширения переподготовки кадров для негосударственного сектора  и т.д.;

сформировать  отвечающие современным потребностям личности, общества и государства  региональные межотраслевые центры повышения квалификации и переподготовки кадров.

Существенный  вклад в развитие рынка образовательных  услуг вносят негосударственные  образовательные учреждения. В целях  дальнейшего развития этого сектора  образования необходимо:

в краткосрочной  перспективе (1998 v 2001=гг.):

принять необходимые  законодательные акты, стимулирующие  и регламентирующие развитие негосударственных  образовательных учреждений;

в среднесрочной  перспективе (2002 v 2005=гг.):

осуществить постепенное  выравнивание возможностей для всех учебных заведений, прошедших государственную  аттестацию и получивших государственную  аккредитацию, в конкурсном получении  государственного (федерального и регионального) заказа на образование. Это потребует  усиления контроля за исполнением государственных  образовательных стандартов;

обеспечить равенство  доступа общеобразовательных школ независимо от формы собственности  к подушевому финансированию при  условии соблюдения ими требований государственных образовательных  стандартов. Реализация этого права  должна быть достигнута через систему  государственной аккредитации общеобразовательных  организаций.

8. Научно-исследовательская  и инновационная  деятельность в  системе образования 

Реализация очередного этапа реформы системы образования  требует разработки всего комплекса  теоретических и практических проблем  образования. Необходимо также обеспечить развитие научно-исследовательской  и научно-инновационной деятельности образовательных учреждений, превратить вузовский сектор российской науки  в крупную подсистему интегрированного научно-технического комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с  конкурентоспособными разработками коммерческого  характера.

8.1. Научно-исследовательская  и инновационная  деятельность в  профессиональном  образовании 

Эффективное развитие современного образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство  главной составляющей научно-технического потенциала v исследователей за счет отбора, подготовки и участия в НИР  перспективных и талантливых  студентов и молодых специалистов. В то же время этот процесс позволяет  развивать научно-педагогический потенциал  высшей школы, обновлять содержание учебных программ и курсов, технологий и методов обучения. Дальнейшая интеграция науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных на преодоление возникшей  в ряде областей искусственной разобщенности  вузовского, отраслевого и академического секторов научных исследований. Для  этого необходимо уже в краткосрочной  перспективе создать условия  для:

развития фундаментальных  исследований, которые будут проводиться  в высших учебных заведениях, совместно  с институтами РАН и=РАО, а=также  отраслевых академий наук;

формирования  сети научно-образовательных центров, которые войдут в составы университетских (вузовских) комплексов;

использования в учебном процессе материальной базы отраслевых научно-исследовательских  институтов и институтов системы  РАН и=РАО (использование на взаимовыгодной основе лабораторных комплексов, экспериментальных  установок, оборудования, компьютерной техники, компьютерных сетей, мастерских и т.п.);

активного включения  студентов в практику научной  работы в различных подразделениях отраслевых и академических институтов, совместно создаваемых центрах;

эффективного  привлечения академических и  отраслевых институтов и их подразделений  в качестве базовых кафедр вузов.

Необходимо разработать  целевую программу поддержки  уникальных научных и учебно-научных  объектов высшей школы (обсерваторий, полигонов, научных библиотек, музеев и т.=п.). В связи с этим поручить Минобразованию России разработать  перечень указанных объектов. Особое внимание должно быть обращено на воспроизводство  научно-педагогических школ в естественных и инженерных науках.

В период до 2001 года необходимо исходить из сохранения уровня бюджетного финансирования вузовской  науки неизменным. В силу этого  улучшение ситуации в сфере научных  исследований можно добиться, прежде всего, за счет реструктурирования финансовых потоков и концентрации средств  на приоритетных направлениях.

С этой целью  для поддержки инноваций в  профессиональном образовании необходимо специально аккумулировать средства (инновационный  фонд) v в размере до 10=процентов  от расходов федерального бюджета на образование. Средства инновационного фонда должны распределяться исключительно  на конкурсной основе:

50 процентов  инновационного фонда должны  поступать непосредственно образовательным  учреждениям пропорционально объему  государственного заказа и распределяться  внутри этих учреждений ректорами  согласно решениям ученых советов: 

50 процентов  централизуется Минобразованием  России и частично распределяется  между вузами в виде грантов,  при этом роль экспертных советов  могут выполнять соответствующие  федеральные научно-методические  советы по направлениям образования. 

В целом необходимо поэтапно перейти на контрактную  систему выполнения научных исследований в вузах страны. В условиях происшедшего сокращения средств, выделяемых на финансирование науки в высшей школе и инновационную  педагогическую деятельность (создание новых методов и технологий обучения, включая освоение используемых в  мировой практике, и адаптацию  их к российским условиям, разработку новых программ, курсов и учебных  планов, написание новых учебников, учебно-методических пособий и материалов), контрактная политика должна стать  эффективным инструментом селективной  поддержки творческих научных коллективов, развития конкуренции в сфере  научных исследований.

Одновременно  с созданием инновационного фонда  целесообразно также создать  фонд развития информационного обеспечения  системы образования, предназначенный  для финансирования развития библиотек, систем информационного обеспечения, телекоммуникационных сетей, оплаты каналов  связи. Средства на эти нужды должны выделяться каждым учреждением профессионального  образования в объеме не менее 10=процентов  от внебюджетных средств.

8.2. Инновационная деятельность  в общем образовании 

Для обновления содержания общего образования особое значение имеют инновационные образовательные  программы, инновационное педагогическое движение, в значительной степени  интегрирующие психолого-педагогические и методические исследования с экспериментальной  педагогической практикой. Для их правовой и экономической поддержки, повышения  роли в реформировании содержания и  структуры образовательной системы  необходимо:

разработать и  утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных  образовательных учреждениях, определив  механизм их экспертизы,

выделять, начиная  с 1999=г., из средств федерального бюджета  на образование не менее 5=процентов (800=млрд.=руб. в=ценах 1997=г.) на поддержку  и развитие инноваций в общем  образовании;

рекомендовать субъектам Федерации и муниципалитетам  предусмотреть в их бюджетах целевые  средства на поддержку инновационного движения, а также создание фондов инновационного развития образования  в размере не менее 1,5=процентов  от их расходов на образование.

Значимую роль в развитии педагогической науки  и инновационной педагогической деятельности призвана играть Российская академия образования (РАО). В этой связи  целесообразно:

в целях дальнейшей интеграции научной и образовательной  деятельности РАО и повышения  качества образования обеспечить создание комплекса образовательных и  научно-образовательных учреждений по всем ступеням системы непрерывного образования для отработки инновационных  педагогических технологий, развития психолого-педагогических исследований, а также методических разработок и практической апробации полученных результатов;

считать необходимой  поддержку указанных мер дополнительным государственным финансированием;

повысить эффективность  взаимодействия РАО с вузовской  наукой в разработке актуальных проблем  образования;

рекомендовать Минобразованию России активно привлекать РАО, а также другие профессиональные объединения и ассоциации к решению  стоящих перед сферой образования  научных и практических задач.

9. Социальные гарантии  в сфере образования 

Дальнейшее осуществление  реформы диктует необходимость  значительного улучшения социального  самочувствия педагогов, всех участников образовательного процесса. Назрела  потребность корректировки существующих и выработки новых государственных  социальных гарантий для работников учреждений образования и учащейся молодежи, пересмотра механизмов их реализации с учетом рыночных отношений и  задач рационального использования  имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Необходимо восстановить роль оплаты труда работников образования  как основного источника доходов, обеспечивающих им достойную жизнь, и создать социально-экономические  условия, гарантирующие доступность  всех уровней образования представителям малообеспеченных слоев населения.

9.1 .Социальная  поддержка работников  системы образования 

Для реализации стоящих задач необходимо в краткосрочной  перспективе:

обеспечить выполнение реальной программы поэтапной реализации норм действующего законодательства, определяющих особенности социального  положения и льготы педагогических и других работников общего и профессионального  образования;

разработать механизмы  поэтапного повышения реальных доходов  работников образования за счет индексации заработной платы и социальных выплат с учетом роста потребительских  цен, тарифов, увеличения расходов на оплату медицинского обслуживания, пенсионного  обеспечения, коммунальных и других услуг;

Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования