Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:16, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение формирования стратегии маркетинга фирмы, на примере одного из ведущих коммерческих банков России, Центральной и Восточной Европы — ЗАО ВТБ 24.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования стратегии маркетинга фирмы;
- дать общую характеристику ЗАО ВТБ 24;
- разработать стратегии маркетинга и способы её реализации;
- разработать план по оптимизиции маркетинговой деятельности банка ЗАО ВТБ 24;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ФИРМЫ…..……………………………………………………….6
1.1. Сущность, цели и задачи маркетинга банка………………………………6
1.2. Стратегия маркетинга банка………………………………………………12
1.3. Планирование и способы развития банковских услуг…………………..27
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКА ЗАО ВТБ 24…...………………………………36
3. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ФИРМЫ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ...46
3.1. Основные направления маркетинговой политики в ЗАО ВТБ 24……...46
3.2. Стратегические направления и перспективы развития ЗАО ВТБ 24……54
3.3. Экономико-математическое моделирование……………………………...63
4. МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА В БАНКЕ……………………………………………………………………..……...75
4.1. Резерв для совершенствования……………………………………………..75
4.2. Мероприятия по оптимизации деятельности банка……………………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….91
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ФИРМЫ…..……………………………………………………….
1.1. Сущность, цели и задачи маркетинга банка………………………………6
1.2. Стратегия маркетинга банка………………………………………………12
1.3. Планирование и способы развития банковских услуг…………………..27
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКА ЗАО ВТБ 24…...………………………………36
3. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ФИРМЫ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ...46
3.1. Основные направления маркетинговой политики в ЗАО ВТБ 24……...46
3.2. Стратегические направления и перспективы развития ЗАО ВТБ 24……54
3.3. Экономико-математическое моделирование……………………………...63
4. МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА
В БАНКЕ…………………………………………………………………
4.1. Резерв для совершенствования…………………………………
4.2. Мероприятия по оптимизации деятельности банка……………………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В сфере услуг банки
одними из первых обратились к маркетингу
и стали активно использовать
вначале отдельные элементы маркетинга,
а затем и концепцию маркетинга
и стратегического планирования
Российские банки, как никогда, испытывают необходимость в стратегиях развития, что обуславливается их неконкурентностью по отношению к иностранному банковскому капиталу, массовый приход которого неизбежен в ближайшей перспективе.
Стратегия маркетинга - это основа, которая воплощают в жизнь план маркетинга. А он в свою очередь, создаёт определённый ряд действий, которые направлены на успешное завершение какой-либо из стратегии маркетинга. И очень важно, чтобы все проделанные действия имели не просто результат, а положительный результат. На сами стратегии могут иметь влияния различные факторы, а так же они есть, не только взаимосвязаны, но ещё и динамичны.
В основном то, какой результат будет иметь стратегия, зависит от того, насколько серьёзно подойти к её разработке. Необходимо устанавливать чёткие цели, и глубокий анализ товара, фирмы и так далее, поэтому, лучше всего поручить такое дело профессионалам, которые сделают всё быстро и эффективно. Зачастую фирмы не могут с точностью распределить свои финансовые ресурсы, которые необходимы для удовлетворения всех потребностей рынка. Исходя из этого, необходимо всё рассчитать так, что бы хватило, как на потребности, так и на саму стратегию.
Главное разработку маркетинговых
стратегий доверить профессионалам,
которые выполнят всё на высшем уровне.
Сама разработка таких стратегий, предусматривает
собой: оценку рыночного потенциала,
составление плана
Все эти моменты при разработке маркетинговой стратегии очень важны, поэтому необходимо всё просчитывать до малейших нюансов.[23]
Все вышеперечисленное показывает актуальность выбранной нами темы.
Объектом диплоной работы является банк ЗАО ВТБ 24.
Предметом диплоной работы является маркетинговая деятельность в банке ЗАО ВТБ 24
Целью настоящей работы является изучение формирования стратегии маркетинга фирмы, на примере одного из ведущих коммерческих банков России, Центральной и Восточной Европы — ЗАО ВТБ 24.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования стратегии маркетинга фирмы;
- дать общую характеристику ЗАО ВТБ 24;
- разработать стратегии
- разработать план по оптимизиции маркетинговой деятельности банка ЗАО ВТБ 24;
Структура и содержание дипломного проекта:
Диплом состоит из четырех глав, введния и заключение. В первом разделе рассмотрены теоритические основы формирования стратегии маркетинга фирмы. Сущность, цели и задачи маркетинга, стратегия маркетинга, планирование и способы развитя банковских услуг.
Во втром разделе диплономой работы дано подробное описание созадния банка ВТБ 24, состав првления банка, количество офисов в России и так далее.
В третьем разделе рассмотрена стратегия маркетинга фирмы и способы её реализации на примере банка ЗАО ВТБ 24. Маркетинговая политика банка, стратегические направления банка и его перспективы развития. И в последнем подразделе третьего раздела проведено экономико-математическое моделирование для следующих показателей: объем приыбли, количество офисов по всей России, затраты на рекламу.
В четвертом разделе на основе анализа деятельности банка разаработаны мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности банка. Выявлены сильные и слабые стороны ВТБ 24. Так же разаработаны мероприятия по оптимизации деятельности ЗАО ВТБ 24.
При исследовании организации маркетинга в ВТБ 24 (ЗАО) я использовала информацию, размещенную на официальном сайте банка www.vtb.ru. Информационную базу исследования составляют источники, на которых строится работа:
1) научные источники (монографическая и учебная литература);
2) статистические источники;
3) периодическая печать и электронные ресурсы;
4) финансовая (бухгалтерская) отчетность, управленческая документация, а также учредительные и другие локальные нормативные документы;
5) нормативно - правовые акты и другие официальные документы.
В целом данный дипломный проект дает представление о стратегии маркетинга, о способах планирования маркетинга в коммерческих банках, а также об организации комплекса маркетинга на примере ВТБ 24 (ЗАО).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ФИРМЫ
1.1. Сущность, цели и задачи маркетинга банка
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. Под термином «банковская продукция» подразумевается любая услуга или операция, совершенная банком.
Реализация товаров и услуг – важнейшая задача в деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Без этого бизнес обречен на неудачу. Банковское дело не предоставляет в этом исключения. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка, рост получаемой прибыли. Отсюда огромное значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменяются в последнее время под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и модифицируемых отношений между банками и их клиентурой.
Существует множество научных определений маркетинга, их обилие объясняется несколькими причинами. Одна из них — различия в самих подходах к маркетингу. Так, с одной стороны, он рассматривается как управленческая концепция («образ мышления»), своеобразная «философия» предпринимательства. Другим распространенным подходом к маркетингу является его раскрытие как «образа действий», т.е. как системы практических приемов и мер, направленных на достижение успеха на рынке .[30,C.57]
К числу важнейших факторов, обусловивших появление и развитие банковского маркетинга, относят:
- либерализацию и
универсализацию банковской
- появление финансово-кредитных институтов небанковского типа;
- изменения в технологии между банками и небанковскими кредитными институтами;
- повышение значимости качества банковского обслуживания клиентов;
- развитие информационных
технологий и средств
- расширение региональной и национальной среды деятельности финансово-кредитных институтов;
- ограничение ценовой
конкуренции на рынке банковски
- развитие конкуренции внутри банковской системы.
Маркетинг – это стратегия и философия, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до низовых звеньев. Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому необходимо столь тщательное изучение рынка, анализа изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.[8]
Банковский служащий становится продавцом финансовых продуктов. В процессе общения с каждым клиентом он призван определить конкретные формы финансового обслуживания, в которых клиент нуждается, разъяснить ему необходимость и выгодность каждой сделки.
Маркетинг становится одним из важных стратегических факторов успеха в банковском деле наряду с общим управлением, финансами и технологией. Поначалу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, а лишь в 80-е гг. сформировалась концепция банковского маркетинга. И сегодня на Западе банки входят в число крупнейших рекламодателей, а искусство управления, то есть концепция маркетинга прочно вытеснила традиционные «банковские» методы управления.[22,С.7]
Философия маркетинга качественно меняет отношения банка и клиента. Если раньше банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских продуктов, то сегодня он должен разрабатывать новые виды услуг, которые специально адресованы конкретным группам клиентов — крупным корпоративным фирмам, мелким предприятиям, отдельным категориям физических лиц. При этом в центре внимания банка должны всегда находиться реальные потребности клиентов. Если на данный продукт нет реального спроса, то его не следует предлагать, а тем более навязывать потребителям. Тактика «силового давления» (high pressure selling) может дать временный эффект и привести к увеличению оборотов банка, но, в конечном счете, банк потеряет клиентов. Так как деятельность банка базируется на повторяющихся операциях, его усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить и расширить клиентуру, стать центром финансового обслуживания людей на многие годы. Именно поэтому банк должен ориентироваться на удовлетворение действительных, а не вымышленных потребностей, дать клиенту то, что он действительно желает. Только так можно удержать клиентуру в условиях конкурентной экономики.
Банковская деятельность является одной из самых технологически сложных. Именно поэтому становление этой сферы бизнеса сильно затянулось. Долгое время лидером оказывался тот банк, который быстрее внедрял у себя ту или иную услугу. Банки обратили внимание на технологии взаимодействия с клиентами существенно позже остальных сфер бизнеса.
Основные цели маркетинга банка можно представить следующим образом.
Ориентация на эти четыре цели и является основным мотивом маркетинга. Таким образом, маркетинговый подход предполагает, что в процессе работы перед банком ставится следующая задача: удовлетворить клиента путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.
Основные задачи маркетинга в банке
1. Обеспечение рентабельности работы банка в постоянно меняющихся условиях денежного рынка.
2. Гарантирование (обеспечение) ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание имиджа банка.
3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.
Исходя из задач, банковский маркетинг оперирует такими количественными, качественными и социальными показателями, как:
- количество клиентов;
- объем депозитов;
- объем кредитных вложений;
- объем инвестиций;
- размеры совершаемых банком операций и услуг;
- показатели доходов и расходов банка;
- данные о скорости оборота средств;
- объем затрат на совершение операций;
- сроки обработки документов;