Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:13, доклад
Б. Зайцевым написаны "Преподобный Сергий Радонежский". "Алексей Божий человек" и "Сердце Авраамия", "хожения" "Афон" и "Валаам", множество статей и очерков о Патриархе Тихоне и отцах церкви, о Сергиевом Подворье и Парижском богословском институте, в учреждении которых он принимал участие, о церковной жизни русской эмиграции и роли русских святынь в духовной жизни писателей прошлого века. Наверное, никто из русских писателей так много и так конкретно не писал о роли церкви, о христианском мироощущении человека на протяжении ряда десятилетий: где-то с 17-18 годов до 1972 года - года смерти писателя.
жаждет перемен,
приключений, он говорит:
« —
Тут, профессор, весь мир
— такие начнутся дела… прямо жутко и весело.
— Жутко, да не больно весело. Убьют тебя — матери твоей не больно весе-
ло будет… Ты кровь учти, кровь. Цена какая» (с.60).
Иван
Александрович формулирует
основу развития жизни и в природе, и в социуме: «насильственных вторжений в
мировую эволюцию природа не терпит; она мстит за это, и жестоко мстит»
(с.60).
В романе сталкиваются сторонники природного принципа эволюции и адеп-
ты революционной идеи насилия. Аргументом в этом споре являются покале-
ченные жизни (Стольников), уродливые судьбы (палач, захлебнувшийся кро-
вью), разрушенная система жизни. Писатель обращается к логике фактов, харак-
теров, поведений в рамках социально-исторического, социально-психологиче-
ского повествования; и аллюзии, намеки, прямые обращения к текстам Тургене-
ва, Чехова, Достоевского образуют, как и в романе «Белая гвардия», художест-
венный интертекстовый слой.
Идеологическая
направленность архитектоники
аргументом: Осоргин вводит в повествование философскую и культурологиче-
скую категорию правды.
В исследовании Ю.С.Степанова отмечено, что в русском культурном созна-
нии произошло переосмысление понятий правда и истина. По Далю в XIX в. и
ранее истина была связана с миром земным, преходящим, а правда — с небес-
ным, вечным. В XX столетии эти понятия как бы поменялись местами, что обу-
словлено развитием научного, рационального мышления. Наука выдвинула
представление об объективности истины, а лексема правды заключает в себе
субъективную точку зрения: «истина — одна, а правд — много»41.
Автор «Сивцева вражка» опирается на это новое противопоставление, сфор-
мулированное в названии статьи Н.Бердяева в сборнике «Вехи» — «Философ-
ская истина и интеллигентская правда». В романе рассматривается субъективное
содержание правды, т. е. взгляды героев на смысл и сущность человеческой ис-
тории, человеческого бытия, возникают постоянно споры о правде, особенно в
связи с правом власти и человека у власти на насилие. Автор тоже открытым
текстом, в отступлении под названием «Пятая правда», прослеживает историч-
ность понятий о правде на Руси: «от боярина Кучки и до наших дней считано на
Москве пять правд» (с.229). Пятая правда, правда революции, включает в себя
фразеологию, идиомы новояза («пускать по городу с вещами», «ликвидировать»,
«ставить к стенке», «выводить в расход» и т. д.). Революционные неологизмы,
по мысли писателя, должны были выразить и утвердить веру быстрого действия
правды Лубянки.
М.Осоргин,
обобщая свои образные решения,
политических пристрастий. Вопрос о правде и неправде революции освещается
им с третьей позиции, поскольку автор «Сивцева вражка» понимает справедли-
вость и относительность справедливости как «белых», так и «красных». Пожа-
луй, нет ни в исторической, ни в художественной литературе более точного вы-
вода, чем тот, который сделал М.Осоргин на страницах своего романа:
«Бесчестен был бы народ, если бы он не выдвинул защитников идеи родины
культурной, идеи нации, держащей данное слово, идеи длительного подвига и
воспитанной человечности.
Бездарен
был бы народ, который в
бы опыта полного сокрушения старых и ненавистных идолов, полного пересоз-
дания быта, идеологий,
экономических отношений и
(с.268, курсив мой. — Л.Д.).
Вот так, признать за революцией право народа на творчество, за контррево-
люцией право чести защитить традиции и культуру!
Прямое
публицистическое выступление
ным художественным изображением народной правды, в основе которой лежат
религиозно-нравственные принципы, и не только воспитанные, но и присущая
русскому духовному складу человечность. Такими в романе выступают простые
русские люди — зеленщик Федор, дворник Николай, денщик Григорий, который
ухаживает, как нянька, за офицером-инвалидом. Его поведение заставляет крас-
ноармейцев отказаться от своих действий: «Тоже и мы люди» (с.148). Григорий
после смерти Стольникова уходит из Москвы, теперь он странник, сохраняющий
свою народную, человеческую правду. Его образ напоминает лесковских героев,
что усиливается и несобственно прямой речью в повествовании, появляется не-
повторимая интонация сказа: «на выносливых плечах уносил Григорий свою
старую веру, свою человеческую правду — из земли разврата к киевским угод-
никам, а то и дальше, куда заведет прямая дорога прямого и крепкого в вере че-
ловека» (с.163).
Таким образом, М.Осоргин, возрождая старое понятие правды-истины, за-
щищает и природу, и культуру, если они не противоречат нормам нравственно-
сти, той, которая была дарована Богом и выстрадана всей историей человечест-
ва. Автор «Сивцева вражка», оставаясь верным типу художественного рациона-
лизма мышления, как и М.Булгаков, обогащает образную аналитику тем, что его
роман приобретает различные жанровые модификации, опирается на разнооб-
разные культурные символы и знаки. Тем самым произведение становится этап-
ным в процессе
движения эстетической и философской
мысли 20-х годов.
Информация о работе Христианские мотивы в творчестве Б. Зайцева в 1920-е годы