Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:13, доклад
Б. Зайцевым написаны "Преподобный Сергий Радонежский". "Алексей Божий человек" и "Сердце Авраамия", "хожения" "Афон" и "Валаам", множество статей и очерков о Патриархе Тихоне и отцах церкви, о Сергиевом Подворье и Парижском богословском институте, в учреждении которых он принимал участие, о церковной жизни русской эмиграции и роли русских святынь в духовной жизни писателей прошлого века. Наверное, никто из русских писателей так много и так конкретно не писал о роли церкви, о христианском мироощущении человека на протяжении ряда десятилетий: где-то с 17-18 годов до 1972 года - года смерти писателя.
Интересно
в данном аспекте
Сам Алданов определил свое отношение к Павлу во вступлении к роману "Заговор": "Император Павел по характеру не был тупым, кровожадным извергом, каким его не раз изображали историки русские и иностранные. От природы человек одаренный и благородный, он стал жертвой душевной болезни, по - видимому, очень быстро развившейся в последние месяцы его царствования. Неограниченная власть самодержца превратила его личную драму в национальную трагедию" (4, с.7). Надо отметить, что причину трагедии в неограниченной власти царя вообще, а в данном случае - Павла, видел и Мережковский. Но его не интересовала внутренняя трагедия Павла. Поэтому и сцена его убийства (пьеса "Павел I", составляющая первую часть трилогии "Царство Зверя"), по нашему мнению, проигрывает аналогичной сцене в романе Алданова "Заговор".
Известно, что
Алданов обращался и к
Надо отметить
и еще одну особенность
Говоря о
языке и стиле алдановских
произведений, необходимо отметить
использование некоторых
Интересна с данной точки зрения и оценка алдановского стиля и художественного метода, сделанная В.Сириным (Набоковым) в рецензии на роман "Пещера": "Интересно и поучительно наблюдать приемы алдановского творчества. С прозрачной простотой слога, лишенного ложных прикрас (удивительно: слова у него даже не отбрасывают тени), как - то гармонирует строгая однообразность подступов: автор пользуется одной и той же дверью, скрытой в стене библиотеки, для вхождения в ту или другую чужую жизнь" (62, с.472). По нашему мнению, это определение довольно полно характеризует особенности алдановского творчества.
Таким образом,
подводя итоги анализа
в выражении их Алданов развивал традиции русской литературы. Его эстетические взгляды, в отличии от его своеобразной философии истории, не отличались резко от эстетических взглядов большинства русских писателей. С другой стороны, его понимание особенностей национального русского характера не нарушает общую картину его мировоззрения и его эстетическую концепцию. Очень важной, на наш взгляд, частью его публицистического наследия является глубокое исследование творчества Льва Толстого. Алданов анализирует не только эстетические взгляды великого русского писателя и его мировоззрение, но и художественные приемы, особенности стиля Толстого.
Конечно,
и в эстетических взглядах
Алданова присутствует
Анализ алдановского
публицистического и
Это был роман итогов пережитого, роман, как и «Солнце мертвых» И.Шме-
лева о трагедии русской интеллигенции. М.Осоргин хорошо знал противоречия
русской эмиграции, понимал он и то, что суровые условия выживания заставили
образованного человека и в России, и в других странах жить жизнью простого
человека, оказаться в самом низу, чтобы оттуда, снизу, работая чистильщиком
снега, башмачником, торговцем, чернорабочим, увидеть свое время, свой народ
и себя во всей исторической сложности и вселенских параметрах. Поэтому
«Сивцев вражек» — роман не только о революции и интеллигенции, но и роман
о жизни, любви и русском человеке.
Художественная выстроенность романа налицо. Написан он в стиле нового
реализма, реализма модерн, когда пересекаются пространственные планы и точ-
ки зрения и происходит перекодировка аукториального и акториального повест-
вования, дискурса. Ключ к структуре произведения уже задан первой фразой:
«В беспредельности вселенной, в солнечной системе, на Земле, в России, в
Москве, в угловом доме Сивцева Вражка, в своем кабинете сидел в кресле уче-
ный-орнитолог Иван Александрович. Свет лампы, ограниченный абажуром, па-
дал на книгу, задевая уголок чернильницы, календарь и стопку бумаг. Ученый
же видел только ту часть страницы, где изображена была в красках голова Ку-
кушки»39.
Если перевести вербальную систему в чертеж, то мы получим большой круг
Космоса, внутри которого другие, все более сужающиеся наименования про-
86
странства (Земля, Россия, Москва, Сивцев Вражек, дом, кабинет), вплоть до точ-
ки, до части страницы, на которой была изображена голова кукушки. Но имеется
в произведении и другое движение: от зерна, брошенного в землю, до солнца,
«из точки, где спряталось живое сознание,… вспорхнула мысль и ласточкой
унеслась к небу» (с.72). Малое и большое, макромир и микромир, жизнь обыва-
телей земли, будь то человек или птица, муравей, старый дом и жизнь вселенной
существуют в
постоянной соподчиненности и
вопрос, который занимал Осоргина, отвечает не только роман, но и сам автор
его: «Человек — это то центр мира, то ничтожная песчинка. Нужно найти какой-
то тон, нужно поймать какую-то любовную ноту, которая должна эту "песчин-
ку" возродить внезапно в высокое достоинство Человека»40.
Другая
особенность архитектоники
ского романного повествования, когда каждая глава посвящена какому-либо од-
ному герою. Этот принцип портретного описания позволяет писателю сосредо-
точить внимание
на психологических
явить влияние человеческой натуры, характера на его судьбу, на исторические
обстоятельства. Герои романа — студенты, приятели внучки профессора Тани
— Эрсберг, Стольников, Вася Болтановский, философ Астафьев, инженер Про-
тасов, композитор Эдуард Львович, чекист Брикман, денщик Григорий и т. д. У
каждого свой склад личности, взгляды, убеждения, поступки. Одним словом,
роман выдержан в жанровых границах социально-психологического повествова-
ния.
Одновременно
«Сивцев вражек» освещает
ции и гражданской войны, но через судьбы, биографии своих героев, что тоже
можно отнести к традиционному началу в социально-историческом повествова-
нии. И все эти многообразные сюжетные линии, их перекодировка имеют свою
художественно-философскую значимость, которая высказана и образно, и пря-
мо, устами одного из персонажей, и в авторских отступлениях, буквально про-
шивающих художественную ткань. М.Осоргин имеет свою точку зрения на апо-
рию природы и культуры, он противопоставляет человеческие (исторические)
законы и природные (космические), но стремится найти их единство и равнове-
сие и в природе, и в истории.
Человек не соглашается с природой, когда она враждебна жизни на земле,
поэтому он создает культуру выживания. Человечество право, стремясь силой
ума и даром творчества преобразовать хаос в космос. Но человек и не прав, ко-
гда нарушает законы природы, прерывает ее естественные циклы. По природ-
ным установлениям новое растет, старое отмирает, будь то светила, человек или
старый дом на Арбате. Но человек изменяет установленный космический поря-
док, развязывает войны и берет себе на вооружение природный же закон силы,
изменяя своему культурному статусу.
Одна из ключевых сцен романа — диалог Васи Болтановского и старого
профессора о войне и социальных катаклизмах. Вася в силу молодости своей
Информация о работе Христианские мотивы в творчестве Б. Зайцева в 1920-е годы