Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения жизнедеятельности всего человечества.
Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Возникновение и развитие института права землепользования 6
1.2 Объекты и субъекты права землепользования 12
1.3 Возникновение и прекращение права землепользования 15
1.4 Права и обязанности землепользователей 29
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 32
2.1 Общие положения о государственных землепользователях 32
2.2 Общие положения о негосударственных землепользователях 38
2.2.1 Правовой режим землепользования физических и юридических лиц 38
2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 46
3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 52
3.1 Проблемы введения частной собственности на сельскохозяйственные
земли в Земельном Кодексе РК 52
3.2 Проблема прав на земельные участки негосударственных учреждений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

юрфак.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

8) не  нарушать прав других землепользователей;

9) не  допускать снятия плодородного  слоя почвы с целью продажи или передачи ее другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;

10) обеспечивать  предоставление сервитутов в  порядке, предусмотренном Законом. 

      Землепользователи могут иметь другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и договорами о временном землепользовании.

      Землепользователи участка несут все обязанности, обременяющие земельный участок (предоставление сервитутов, уплата налогов и др.), если иное не предусмотрено Законом.

      Целевое назначение и режим использования  земельного участка и другие условия  использования, установленные на основании  нормативно-правового акта, не могут  быть самостоятельно изменены землепользователем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСТОЯННЫХ И ВРЕМЕННЫХ                             ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
 

2.1 Общие  положения государственных землепользователей 

      С момента принятия Указа Президента РК, имеющий силу Закона от 22 декабря 1995 года «О земле» прошло восемь лет. Важным результатом применения данного Указа о земле являлся переход прав на земельные участки, ранее принадлежавшие государственным сельскохозяйственным предприятиям или колхозам, в землепользование работникам таких хозяйств, а также пенсионерам и лицам, занятым в производственной и социально-культурной сферах. В частности, к 2000 году свидетельства об условных земельных долях, которые дают их обладателям право получения земельного участка в натуре в порядке предоставления, получили 2,3 млн. граждан. В итоге основная часть земель сельскохозяйственного назначения  была передана  для использования в предпринимательских целях с образованием или без образования юридических лиц.

      Вместе  с тем практика развития земельных  отношений в Казахстане и опыт применения Указа о земле показали, что регулирование земельных отношений  требует дальнейшего совершенствования, так как некоторые вопросы в Указе о земле были урегулированы без учета специфики сложившейся  ситуации   в  Казахстане.  По  этим   причинам,  а  также  в целях

дальнейшего углубления земельной реформы в  Казахстане Правительством был инициирован  новый проект Закона «О земле» и  после долгих и острых обсуждений был принят  и подписан президентом  РК  24 января 2001 года.

      Новый Закон РК «О земле» в основном исходит  из тех же идей рыночной экономики, которые были закреплены в Указе  о земле. Наряду с этим законом  вводиться ряд новых положений.  

     Многие  из  таких  нововведений   улучшают   регулирование   земельных отношений в Казахстане, делают такие отношение более определенными, а другие могут вызвать неоднозначную оценку у разных представителей общества.

        Наиболее важными и значительными  изменениями являются изменения,  относящиеся к вещным правам  на земельные участки. В частности, Указом о земле предусматривались следующие вещные права на земельные участки: право собственности как частной, так и государственной; право постоянного и временного землепользования (для земель находящихся  в государственной собственности); право пользования (для  земель, находящиеся в частной собственности) и сервитуты. При этом если право временного землепользования могло возникнуть во всех случаях, независимо от субъектного состава и целевого назначения и категории земли, то субъектами права постоянного землепользования могли стать только определенные лица. Так, в постоянное землепользование земли предоставлялись только субъектам, указанные в ст. 40 Указа  «О земле».

      В связи с принятием нового Закона о земле в регулирование данного  вопроса внесены следующие изменения: в отличие от прежнего законодательства, предусматривающего институт постоянного землепользования, как для государственных, так и для негосударственных землепользователей, новым законом институт постоянного землепользования для негосударственных землепользователей  отменен.

      Согласно  его нормам на праве постоянного  землепользования предоставляются      земельные      участки        следующим      государственным

землепользователям:

1) юридическим  лицам, владеющим зданиями (сооружениями, строениями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2) юридическим  лицам, осуществляющим сельскохозяйственное  и лесохозяйственное производство;

3) юридическим  лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;

4) в  иных случаях, предусмотренных  законодательными актами.

      Субъектами  права постоянного землепользования выступают лишь национальные землепользователи. Таковыми не могут быть иностранные  граждане и иностранные юридические лица, а также лица без гражданства. Постоянное землепользование всегда осуществляется в порядке первичного землепользования.

      Теперь  рассмотрим более подробно особенности  правового положения государственных  землепользователей. Отличительной особенностью государственных землепользователей является ограниченное вещное право, то есть наличие права хозяйственного ведения или оперативного управления.

      Появление этих вещных прав связано с существованием планово-регулируемой, огосударствленной экономики.  Государство как собственник основной массы имуществ, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащим ему имуществом и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот «самостоятельные» юридические лица – «предприятия» и «учреждения», закрепляя за ними свое имущество не некоем ограниченном вещном праве.

      Право хозяйственного ведения и оперативного управления  являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах – предприятия и учреждения. Согласно ст. 105 Гражданского кодекса РК учреждением признается организация, созданная и финансируемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных  или иных функций некоммерческого характера.1  В ст. 9 Закона РК «О некоммерческих  организациях»   государственным   учреждением   признается учреждение,   создаваемое государством  в   соответствии   с   Конституцией   и

_____________________

1 Гражданский кодекс РК. Общая и особенная части, ст.105.-Алматы: Юрист, 2000.-С.118

законами  РК или по решению Президента РК, Правительства РК и акимов столицы, областей, города республиканского значения и содержащееся только за счет государственного бюджета, если иное не установлено законодательными актами.1

      Предприятие представляет собой целый имущественный  комплекс, включающий в свой состав наряду с недвижимостью (земельными участками, зданиями, сооружениями) и  движимостью (оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция) обязательственные права требования и пользования и долги (обязанности), а также некоторые исключительные права (на фирменное наименование и тд.)2

      Следует упомянуть также казенное предприятие. Это предприятие, обладающее государственным  имуществом на праве оперативного управления, создаваемое по решению Правительства РК или  местного исполнительного органа (ст. 104 ГК РК).3

      Характер    деятельности    субъектов   прав   хозяйственного   ведения    и

оперативного  управления предопределяет и различия в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям. 

      Теперь  дадим определение праву хозяйственного ведения и оперативного управления. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Республики Казахстан право хозяйственного ведения является  вещным правом государственного предприятия, получившим имущество от государства как собственника и осуществляющим   в   пределах,  установленным  настоящим кодексом и иными

_____________________

1 О некоммерческих организациях: Закон РК от 16 янв.2001 г. №    ст. 9 //Юридическая газета.-2001.-31 янв.

2 Жайлин Г.А. Гражданское право РК / Г.А. Жайлин.-Алматы: Данекер, 2001.-Т1-С.306

3 Гражданский кодека РК. Часть общая, от 27 дек.1994  ст. 104 // Ведомости.-1994.-№23.-С.112

законодательными  актами, право владения,  пользования  и  распоряжения этим имуществом.

      Право оперативного управления является вещным правом учреждения, финансируемого за счет средств собственника и казенного предприятия, получившими имущество от собственника и осуществляющими в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 202 ГК РК).

      Итак, остановимся теперь на принципиальных особенностях правового положения  государственных землепользователей. Отличительной особенностью государственных  землепользователей является то, что они не обладают таким объемом права распоряжения, какими обладают негосударственные землепользователи. Право распоряжения государственных землепользователей сильно ограничено как по содержанию, так и процедуре, связанное главным образом с необходимостью распоряжениями зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке.

     Право землепользования, принадлежащее государственным  землепользователям может быть предметом  взыскания по искам кредиторов, включая  случаи банкротства землепользователей, за исключением обращения взыскания на принадлежащие им здания или сооружения, переданные в залог.  Государственный землепользователь не в праве отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее  ему  право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога.  

      В случае сдачи государственным землепользователем в установленном порядке  в  аренду принадлежащих ему зданий (строений, сооружений) вместе с ним по правилам передается в аренду земельный участок, который занят указанным имуществом и необходим для его эксплуатации в соответствии с установленными нормами.

     Сдача  земельного участка,  на  котором   расположены  здания  (строения

сооружения), в  аренду другому  лицу без  соответствующей    сдачи в аренду,

самого  здания   не допускается.

      Однако  сдача земельного участка в долгосрочную аренду разрешается лишь с согласия государства в лице уполномоченного  органа, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Но не допускается сдача во временное безвозмездное пользование, кроме случаев предоставления земельного участка   в порядке служебного надела.

      Служебный надел является особой разновидностью временного долгосрочного землепользования и предоставляется для обслуживания служебного жилого дома, возделывания сельскохозяйственных культур, сенокошения и пастьбы скота.

      Порядок предоставления и перечень работников, имеющих право на служебный земельный  надел определяется Постановлением Правительства РК от 23 мая 1996 года № 634 «Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел».

      Размеры земельных участков, предоставляемых  в постоянное землепользование, регламентируются  Постановлением Правительства РК от 8 апреля 1996 г. № 401 «Об утверждении норм предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам». Размеры земельных участков, предоставляемых государственным сельскохозяйственным организациям, определяются в порядке землеустройства в соответствии с планами производственной деятельности и программами научно-исследовательских и учебно-опытных работ.

Информация о работе Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей