Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения жизнедеятельности всего человечества.
Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Возникновение и развитие института права землепользования 6
1.2 Объекты и субъекты права землепользования 12
1.3 Возникновение и прекращение права землепользования 15
1.4 Права и обязанности землепользователей 29
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 32
2.1 Общие положения о государственных землепользователях 32
2.2 Общие положения о негосударственных землепользователях 38
2.2.1 Правовой режим землепользования физических и юридических лиц 38
2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 46
3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 52
3.1 Проблемы введения частной собственности на сельскохозяйственные
земли в Земельном Кодексе РК 52
3.2 Проблема прав на земельные участки негосударственных учреждений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

юрфак.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3 

1 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ                   6

1.1 Возникновение  и развитие института права  землепользования                     6

1.2 Объекты и  субъекты права землепользования                                                 12

1.3 Возникновение  и прекращение права землепользования                               15

1.4  Права  и обязанности землепользователей                                                       29

2 КЛАССИФИКАЦИЯ  ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ                                             32

2.1 Общие  положения о государственных  землепользователях                           32

2.2 Общие  положения о негосударственных землепользователях                       38

2.2.1 Правовой  режим землепользования физических  и юридических лиц        38

2.2.2 Правовой  режим иностранных землепользователей                                    46

3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                              52               

3.1 Проблемы   введения частной собственности  на сельскохозяйственные 

     земли  в Земельном Кодексе РК                                                                          52

3.2 Проблема прав  на земельные участки негосударственных  учреждений      55 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   58

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 60 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения  жизнедеятельности всего человечества.

     Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.

     От  того, в каком состоянии находится  земля, насколько эффективно будут  использованы богатые ресурсы ее недр, какое значение придается охране земель, в определяющей степени зависит экономическое и политическое будущее  страны. Поэтому охрана и эффективное, разумное использование земельного фонда страны является приоритетным направлением в деятельности государства, что получило политико-правовое подтверждение в Конституции Республики Казахстан и в Земельном Кодексе РК.

     Своеобразие, специфика земельных отношений  как предмета правового регулирования  еще в советский период обусловили возникновение и развитие самостоятельной  отрасли права. В связи с отменой права исключительной государственной собственности на землю и по мере  вовлечение  земельных ресурсов в гражданский оборот земельные отношения все более приобретают имущественный характер. Все шире стали применяться нормы гражданского законодательства, земельные отношения по ряду позиции постепенно утрачивает свои особенности. Однако, несмотря на это, в целом эта сфера общественных отношений продолжает, и впредь будет сохранять ряд существенных отличий и специфических черт. Земельные отношения не могут быть полностью и адекватно урегулированы гражданским законодательством и другими смежными с ним отраслями. Нормы этих отраслей могут лишь участвовать в формировании земельного права, применительно к новым 

рыночным  условиям.

     Изложенные  факторы предопределили необходимость не только сохранения земельного права в качестве самостоятельной отрасли, но и ее усиления посредством трансформирования в структурный элемент формируемой национальной системы права Республики Казахстан. Значение земельных отношений в социально-экономической, политической жизни общества и государства предопределяет особое место земельного права в системе правовых отраслей.

     Становление новой отрасли земельного права  Республики Казахстан происходит в  процессе радикального изменения и  интенсивного развития земельного законодательства. Безусловно, главной тенденцией развития земельного законодательства является его дальнейшая экологизация.

     Экологически  обоснованное определение целевого назначения земельного фонда, создание развернутой системы правовых норм по обеспечению рационального использования и охраны каждой категории земель является главной задачей.

     Важным  направлением развития земельного законодательства по- прежнему остается создание необходимых  условий для активного вовлечения земли в хозяйственный оборот, формирования полноценного рынка недвижимости в стране, многообразия форм собственности и землепользования.

     Актуальность  данной темы заключается в том  что, она  затрагивает  правовое положение  государственных и негосударственных  землепользователей в весьма динамичный и сложный период проведения рыночных земельных преобразований.

     Дипломная работа представляет собой попытку  раскрытия, на основе изучения новейшего  земельного законодательства содержания и особенности правового положения  государственных и негосударственных землепользователей.

     В законе четко определено, что негосударственным  землепользователям предоставляется  только право временного землепользования, а право постоянного землепользования предоставляется государственным  землепользователям.

     Таким образом, целью данной  работы является анализ и сравнение права постоянного  землепользования для государственных  землепользователей и права временного землепользования для негосударственных  землепользователей на основе современного земельного законодательства.      

     Для достижения этой цели ставятся следующие  задачи:

  • дать подробную характеристику праву землепользования;
  • раскрыть отличительные особенности государственных и негосударственных землепользователей по новому земельному законодательству;
  • осветить некоторые проблемы права землепользования.

     Основные  методы, используемые при написании  работы: анализ, сравнение, сопоставление  и др.

      Методологическую  и теоретическую основу составляют: Конституция РК от 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года, Земельный Кодекс РК от 20.06.2003 г, Гражданский кодекс РК общая  часть от 27 декабря 1994 года и особенная часть от 1 июля 1999 года,   Постановления Правительства РК и иные нормативно-правовые акты,  а также монографии, статьи, сборники научных трудов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

 
    1. Возникновение и развитие института права землепользования
 

     Термин  «право землепользования» введен в  юридический оборот достаточно давно. Его содержание претерпело существенную эволюцию. До принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле  право землепользования было единственным юридическим основанием наделения учреждений, предприятий, организаций и граждан правом владения и пользования землей.1

     Понятие «право землепользования» имело  несколько значений:

1) правовой  институт отрасли  земельного  права;

2) субъективное  право субъекта на совершение  определенных действий;

3) земельное  правоотношение, в процессе которого  реализуются права и              обязанности землепользователя;

4) обязательный, составной элемент права недропользования.

      В Основах и, соответственно, в Земельном  кодексе Казахской ССР  от 16 ноября 1990 г. появился еще один юридический  титул: право землевладения.2 Как новый правовой институт, право землевладения охватывал систему норм, которыми устанавливался объем правомочий землевладельцев, основания возникновения, изменения и прекращения этих правомочий.

      Особенностями права землевладения являлись: распространения  его действия на ограниченную категорию земель – на земли, предоставленные для целей, связанных, главным образом, с введением сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; более широкий диапазон действий правообладателя в отношении использования земельного участка, основанного

на   принципе   самостоятельного    и   свободного    хозяйствования   на   земле; 

_____________________

 О земле:  Основы законодательства Союза  ССР и союзных республик от 28 февр. 1990 г.(утратил силу) // Известия.-1990.-6 марта.

2 Земельный кодекс Казахской ССР от 16 ноябр. 1990 г. ст.40 (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР.-1990.-№47

повышенная      устойчивость,      стабильность     прав   на   землю бессрочный, постоянный характер, отсутствие каких-либо временных ограничений относительно  его обладания и осуществления.

      Законодательство  различало пожизненное  наследуемое  землевладение и 

 постоянное  землевладение. 

      Правом  пожизненного наследуемого землевладения  наделялись граждане для следующих  целей: ведение крестьянского хозяйства; ведение личного подсобного хозяйства; садоводства и животноводства; строительства и обслуживание жилого дома; дачного строительства; традиционных народных промыслов и ремесел. Кроме того, указанное право у граждан возникало в случае получения по наследству или приобретения жилого дома.

      Особенностью  данной разновидностью права землевладения  являлись ограниченность ее субъектного  состава исключительно гражданами Казахстана. При этом обязательным условием наделения указанным правом являлось наличие ценза проживания: постоянное проживание гражданина Казахстана на территории республики не менее пяти лет.1

     В постоянное владение земля предоставлялась  колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства. Здесь просматривались, главным образом, две особенности: по субъектному составу – юридические лица, занимающиеся сельским и лесным хозяйством; по целевому назначению предоставляемых земель – в качестве основного средства и условия сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. 

     Наряду  с вновь введенным юридическим  титулом права землевладения  в Земельном кодексе Каз.ССР  было сохранено и право землепользования. Его содержание охватывало: использование земли в качестве операционного базиса

всеми предприятиями сельскохозяйственного  профиля; землепользование совместных предприятий во всех сферах; все  формы аренды земли.

____________________

1 Земельный кодекс Казахской ССР от 16 ноябр. 1990 г. ст.48 (утратил  силу)  // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР.-1990.-№47

     Анализ  норм института права землепользования, предусмотренного в Земельном кодексе  Казахской ССР, от 16 ноября 1990 года,  позволяет  выявить следующие его особенности: существенное   сужение    сферы    его   действия  в   результате  введения права землевладения;    регулирование,     в основном,     арендных   земельных правоотношений,  а   также   возникающих   вне   сферы сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; в отличие от права землевладения, право землепользование могло быть постоянным или временным (краткосрочное – до 3 лет, долгосрочное – до 10 лет, а по некоторым специальным видам землепользования – до 25лет), следовательно, обладало меньшей степенью устойчивостью.1

Информация о работе Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей