Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения жизнедеятельности всего человечества.
Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Возникновение и развитие института права землепользования 6
1.2 Объекты и субъекты права землепользования 12
1.3 Возникновение и прекращение права землепользования 15
1.4 Права и обязанности землепользователей 29
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 32
2.1 Общие положения о государственных землепользователях 32
2.2 Общие положения о негосударственных землепользователях 38
2.2.1 Правовой режим землепользования физических и юридических лиц 38
2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 46
3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 52
3.1 Проблемы введения частной собственности на сельскохозяйственные
земли в Земельном Кодексе РК 52
3.2 Проблема прав на земельные участки негосударственных учреждений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

юрфак.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

2) особо  охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения, то есть это земли государственных  природных заповедных, государственных  национальных парков, государственных природных резерватов, государственных природных парков, государственных памятников природы, государственных природных зон, государственных природных заказников, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, курорты, земли, используемые для массового отдыха   и туризма   населения, земли, занятые мемориальными

____________________

1 О земле: Закон РК, от 24 янв. 2001 г. № 152-II ст. 26.-Алматы: Юрист, 2003.-С.13

 

парками, археологическими парками, архитектурно-ландшафтными комплексами, сооружениями религиозного культа, полями битв и сражений;

3) предоставленных  для нужд обороны, то есть  предоставленные Правительством  РК для размещения и постоянной  деятельности войсковых частей, военных полигонов, военно-учебных  заведений и иных организаций Вооруженных Сил и других войск, их объектов и сооружений, выполняющих задачи в области обороны;

4) служебного  земельного надела, то есть это  земли, предоставляемые  для  обслуживания жилого дома, возделывания  сельскохозяйственных культур, сенокошения и пастьбы скота.

  Подводя итог можно констатировать, что в условиях вовлечения земель в рыночный оборот земельно-правовая сделка становиться важнейшим способом возникновения права землепользования.

      Возникновение права землепользования возможно также путем перехода в порядке универсального правопреемства. Последнее означает возникновение права землепользования у правопреемника при наследовании по закону или при реорганизации юридического лица.1 Переход права землепользования регламентируется правилами гражданского законодательства, а оформление возникшего права осуществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства.

      Возможны  изменения в содержании и объеме права землепользования. В основе изменений лежат предусмотренные  законом различные юридические факты.

      Юридические факты могут быть связаны: с правовым статусом субъекта вещного права; с  правовым режимом охраны и использования  объекта вещного права; с условиями  и сроками осуществления вещных прав на землю; с пределами действия, объемом вещных прав на землю. Например, выход субъекта обладающим правом постоянного землепользования из гражданства РК   является   юридическим основанием переоформления  принадлежащих ему

_____________________

1 Хаджиев А.Х Земельное право РК / А.Х Хаджиев.- А.: Данекер, 2002.-С.160

прав  в право временного землепользования.

      Принятие  решения о выкупе земельного участка  для государственных надобностей  ведет к изменению объема правомочий землепользователя. Так, с момента  государственной регистрации решения о выкупе землепользователь несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением или реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, являющимся объектом предполагаемого изъятия в порядке выкупа.1

      Радиоактивное       загрязнение     земельного       участка     является   тем 

юридическим      фактом,  с  которым  связывается   возможность    наступления

определенных  изменений в режиме его использования. Так, если на нем не обеспечивается       получение       продукции,      соответствующей  санитарным 

требованиям и нормативам, то этот участок подлежит исключению из сельскохозяйственного  оборота и подлежит консервации, налагается запрет на производство на нем сельскохозяйственной продукции.2

      Объявление карантина означает запрет или ограничение хозяйственной деятельности на определенный период и отражается на содержании, объеме правомочий землепользователя по владению и пользованию земельным участком.3

      Изменение содержания режима землепользования может произойти по многим другим основаниям: установление охранной зоны вдоль земельного участка, изменение целевого назначения, категориальной принадлежности земельного участка; обремение сервитутом и т.д.

      Современное земельное законодательство, провозглашая принцип устойчивости земельных прав, в качестве его важнейших гарантий рассматривает установление исчерпывающего перечня оснований их полного или частичного прекращения.

_____________________

1 О земле: Закон РК, от 24 янв. 2001 г. № 152-II ст. 68.-Алматы: Юрист, 2003.-С.32

2 О земле: Закон РК, от 24 янв. 2001 г. № 152-II ст. 110.-Алматы: Юрист, 2003.-С.48

3   Хаджиев А.Х Земельное право РК / А.Х Хаджиев.- А.: Данекер, 2002.-С.169 

     Перечень  оснований прекращения права  землепользования значительно шире, нежели перечень оснований их возникновения. Юридические факты, влекущие прекращение прав в отличие от правопорждающих, могут иметь не только позитивную, но и негативную направленность. Иначе говоря, если возникновение права на земельный участок основывается исключительно на правомерном действии, то прекращение права может явиться результатом как правомерного, так и противоправного деяния. Полное прекращение права землепользования происходит, когда землепользователь лишается права на предоставленный им земельный участок. Частичное прекращение означает сохранение за землепользователем права  землепользования,  на  определенную

часть принадлежавшего ему земельного участка.

      В  связи  с вовлечением  земель  и прав  на  землю  в  гражданский  оборот 

значительно расширился  перечень оснований прекращения права землепользования. Наделение землепользователя возможностью свободного распоряжения правом на земельный участок предопределило появление новых оснований прекращения данного права. К принципиально новым основаниям прекращения относиться отчуждение право землепользования землепользователем другим лицам.1

      Негосударственные землепользователи, обладающие правом первичного долгосрочного землепользования, вправе отчуждать принадлежащие  им права землепользования посредством совершения различных земельно-правовых сделок: продажи, дарения, завещания и т.д.

      Законодательство  страны, как правило, не предусматривает  каких-либо специальных временных  ограничений относительно возможности  отчуждения права землепользования.

  В силу различных причин (потеря трудоспособности, переезд, неспособность уплачивать земельный налог, ухудшение качества земли и т.д.) возможен добровольный отказ землепользователя от права землепользования. Закон содержит определенные требования к порядку отказа. Землепользователь

_____________________

1 Хаджиев А.Х Земельное право РК / А.Х Хаджиев.- А.: Данекер, 2002.-С.159

должен  объявить о своем решении в  компетентный, орган либо совершить  другие действия, определенно свидетельствующие  о его самоустранении от принадлежавших ему прав. В случае совершения землепользователем действий, определенно свидетельствующие об отказе  своих прав (отъезд, длительное не использование участка и д.р.), этот участок в порядке, определенном Законом «О земле», принимается на учет как бесхозяйное имущество. По истечении одного года со дня взятия на учет соответствующий исполнительный орган может обратиться в суд с требованием о признании земельного участка поступившим в государственную собственность. Бесхозяйный земельный участок, не  признанный  по  решению  суда  поступившим  в  государственную

собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение         оставившим           землепользователем     либо  приобретен в 

землепользование  в силу приобретательской давности. На время нахождения на учете как бесхозяйное имущество такой участок может быть предан во временное землепользование другому лицу.1

      Особенностью  данного прекращения  права является то, что отказ от права землепользования не влечет прекращения прав и обязанностей землепользователя в отношении земельного участка до момента приобретения права землепользования другим лицом. То есть землепользователь не освобождается от уплаты земельного налога, должен обеспечивать сохранность плодородного слоя почвы, предоставлять в государственные органы сведения о состоянии земель и т.д.

      Еще одним новым «рыночным» по содержанию, основанием прекращения права является обращение взыскания права землепользования по обязательствам землепользователя.  Оно выступает одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правового обязательства субъектами земельных правоотношений. Применяется, как правило, в случае залога права землепользования и неисполнение при этом землепользователем своих обязательств  перед  залогодержателем.  Залогодержатель вправе удовлетворить

_____________________

1 Жайлин Г.А. Гражданское право РК / Г.А. Жайлин.- Алматы: Данекер, 2001.-С.165

свои  требования в соответствии со статьей 20 Указа Президента РК «Об ипотеке  недвижимого имущества» от 23 декабря 1995 года.1 Если залог права землепользования совершается исключительно на основе свободного волеизъявления  землепользователя, то обращение взыскания, как результат неисполнения залогового обязательства, возможно и на принудительной основе, в случае отказа землепользователя добровольно передать право землепользования.

      Целый   ряд   прекращения    права    землепользования  выражают  собой 

административно-правовое, принудительное прекращение соответствующих  прав. К ним относятся: изъятие (выкуп) у землепользователя  земельного участка   для   государственных   надобностей;   изъятие   у    землепользователя

земельного   участка,   не   используемого   по  назначению или используемого  с

нарушением  законодательства; конфискация земельного участка у землепользователя в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

      Изъятие (выкуп) земельного участка у землепользователя  для государственных надобностей  проводиться в установленном  законодательством порядке с  учетом  имущественных и земельно-правовых интересов землепользователя.

      Основанием  для изъятия земельного участка  для государственных надобностей  в соответствии с ст. 66 Закона РК «О земле» являются:

1) международное  обязательство;

2) предоставление  земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

3) обнаружение  под участком месторождения полезных  ископаемых (кроме общераспространенных);

4) строительство  дорог, ЛЭП, связи и магистральных трубопроводов, а также

_____________________

Об ипотеке недвижимого имущества: Указ Президента РК, имеющего силу закона, от 23 дек. 1995 г. // Ведомости.- 1995.- № 24.- С.165

других  объектов, имеющих государственное  значение, определяемых Правительством РК;

5) генеральные  планы городов и иных населенных  пунктов, схемы зонирования территории  и иная, утвержденная в установленном  порядке градостроительная и  землеустроительная документация;

6) иные  основания, установленные законодательными  актами.

      Обязательными субъектами процедуры изъятия земель для государственных надобностей являются:

  • уполномоченный орган;
  • заинтересованные в изъятии  земельного участка субъекты (министерства, ведомства, физические и юридические лица);
  • землепользователи изымаемых земельных участков;
  • территориальные комитеты по управлению земельными ресурсами;
  • местные органы архитектуры и градостроительства;
  • территориальные управления охраны окружающей среды;
  • органы санитарно-эпидемиологической службы;
  • органы противопожарной безопасности.1

     Процессуальные  формы осуществления деятельности по изъятию земельных участков для  государственных надобностей урегулированы  как в Законе РК «О земле», так  и в специальном подзаконном  нормативно-правовом акте – Постановлении  Правительства РК от 8 апреля 1996 г. № 403 «Об утверждении положения о порядке изъятия и выкупа земельных участков для государственных надобностей».

      Положение исходит из необходимости обеспечения  устойчивости земельных прав землепользователя, полной защиты их имущественных интересов. Согласно данному положению изъятие земельных участков у негосударственных землепользователей осуществляется в порядке выкупа, в соответствии с гражданским законодательством.

Информация о работе Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей