Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения жизнедеятельности всего человечества.
Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Возникновение и развитие института права землепользования 6
1.2 Объекты и субъекты права землепользования 12
1.3 Возникновение и прекращение права землепользования 15
1.4 Права и обязанности землепользователей 29
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 32
2.1 Общие положения о государственных землепользователях 32
2.2 Общие положения о негосударственных землепользователях 38
2.2.1 Правовой режим землепользования физических и юридических лиц 38
2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 46
3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 52
3.1 Проблемы введения частной собственности на сельскохозяйственные
земли в Земельном Кодексе РК 52
3.2 Проблема прав на земельные участки негосударственных учреждений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

юрфак.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

     По  своему содержанию весьма близко к  вторичному землепользованию право  временного землепользования земельным  участком, находящимся в частной  собственности. Его существование  в системе вещных прав на землю напрямую связано с правом частной собственности на землю. В соответствии c Законом «О земле» собственник наделен обширным перечнем правомочий по свободному распоряжению своим земельным участком. В частности, вправе сдавать принадлежащий ему земельный участок во временное пользование на 

основе  договора о временном пользовании  земельным участком. Договор о  временном пользовании земельным  участком заключается  в форме  договора аренды (с арендатором) или  договора о безвозмездном пользовании (с безвозмездным пользователем).

      В Законе «О земле» в качестве особой разновидности временного долгосрочного  землепользования выделен служебный  земельный надел.

      Служебный земельный надел относится к  вторичному землепользованию, поскольку  выделяется из земель, находящихся в землепользовании юридических лиц, где работают лица, имеющие права на надел. Служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников для обслуживания служебного жилого дома, возделывания сельскохозяйственных культур, сенокошения и пастьбы скота. Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, утвержден Постановлением Правительства РК от 23 мая 1996 г. № 634 «Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел».

      Предоставление  земельного участка в порядке  служебного земельного надела осуществляется на основе договора о предоставлении служебного земельного надела, заключаемого между работником и администрацией юридического лица. 

      Правовой  режим служебного земельного надела характеризуется следующими особенностями:

  1. не допускается совершение сделок в отношении права землепользования служебным земельным наделом;
  2. служебные земельные наделы относятся к временному безвозмездному землепользованию и предоставляются на период работы, в связи, с которой они выделены.

     Прекращение трудовых правоотношений является основанием прекращения    права на служебный  земельный надел;

  1. предусматривается сохранение служебного земельного надела:

    а) за работниками, прекратившими трудовые отношения после ухода на пенсию по возрасту или инвалидности;

 

    б) за семьями работников, призванных на действительную срочную службу в  ряды вооруженных сил или поступивших  на учебу – на весь срок нахождения этих работников на действительной службе или в учебном заведении;

    в) за семьями работников, погибших в связи  с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга  и престарелых родителей пожизненно, для детей – до их совершеннолетия;

  1. право на служебный земельный надел в виде участка для обслуживания служебного жилого дома также сохраняется, если в соответствии с жилищным законодательством сохраняется право проживания в служебном жилом помещении;
  2. если на служебном земельном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным земельным наделом прекращается после снятия урожая.

      Таким образом, негосударственные землепользователи  в связи с введением нового Закона «О земле» могут быть только временными землепользователями, что  в значительной степени повлияло на изменение  их правового режима землепользования.

      Следует затронуть также  правовой режим  землепользования оралманов, как субъектов  временного землепользования.

      Самой главной проблемой оралманов  является получение гражданства, так  как пока они не являются гражданами РК,  они не могут пользоваться  правами и обязанностями наравне с гражданами Республики Казахстан. В Казахстане на сегодня эта  проблема решена не полностью, поэтому Агентство по миграции и демографии активно ведет работу в этом направлении.1

        Не обошел вниманием правового  положения оралманов и Закон  «О земле». Согласно ст. 23 данного  Закона оралманам могут предоставляться  земельные участки для ведения  личного  домашнего (подсобного) хозяйства, 

садоводства     и     дачного    строительства.     Данные       земельные     участки

_____________________

1 Акимбеков С.С. Тема для размышления / С.С. Акимбеков // Контитент.-2000.-№16.-С.18

предоставляются на праве временного безвозмездного землепользования из земель сельских населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, земельного фонда и земель запаса.

      После приобретения оралманами гражданства  РК предоставленные земельные участки  переходят в их частную собственность  в порядке и на условиях, установленных  Законом «О земле». То есть они приобретают право владения, пользования и распоряжения земельным участком.

      Предоставление  земельных участков для ведения  товарного сельскохозяйственного  производства оралманам на праве  временного землепользования осуществляется из земель сельскохозяйственного назначения, специального земельного фонда, иммиграционного земельного фонда и земель запаса.  

     2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 
 

      Правовой  статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается как бы из двух частей: правового положения гражданина своего

государства и правового положения иностранца. У лиц без гражданства правовое положение определяется государством, на территории которого лицо пребывает. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, правовой статус своего государства, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В  то же время иностранец подпадает под воздействие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, оказывается под юрисдикцией и должен соблюдать законы и административный правила страны пребывания.

      Проблема  правового статуса иностранца в  стране пребывания возникла не сегодня  и не вчера. Она существует почти  три тысячи лет – с тех пор, как образовались  первые    в   истории   человеческой   цивилизации   государства, население     разделилось    по     территориальному        принципу  и  появились

чужестранцы. Отношение к иностранцам претерпело в мировой истории длительную эволюцию: от почти полной  нетерпимости к ним, восприятия чужестранца как врага – к постепенному преодолению такого предрассудка, от их бесправного, беззащитного положения – к наделению тем или иным объемом прав и обязанностей, правовой защиты.

      Однако  в любом случае регламентирование правового положения иностранцев в конкретном государстве относится к его национальной компетенции, что обусловлено общепризнанным в международном праве принципом государственного суверенитета. При этом государство должно выполнять свои обязательства по двусторонним и многосторонним договорам, касающихся прав иностранцев.1

      На  сегодняшний день Республика Казахстан  признана более ста государствами  и установила с большинством из них  дипломатические отношения.

      При конкретизации понятия населения  в зависимости от характера прав и обязанностей индивидов обычно выделяют четыре основные категории:

1) граждан  данного государства;

2) лиц  с двойным гражданством;

3) иностранных  граждан;

4) лиц  без гражданства.

      Законодательством РК предусмотрено наличие особых категорий иностранцев, которые существуют в одних случаях в силу международно-правовых принципов, а в других – в результате сложившейся практики. В  свою очередь иностранцы делятся на две категории: постоянно проживающих и временно проживающих в Республики Казахстан. Критерием отнесения лица к той или иной категории является не срок пребывания, а степень устойчивости правовой связи иностранца с государством, цель и характер нахождения его на территории Казахстана.  Статус постоянно  проживающих иностранных граждан отличается от статуса временно пребывающих в Казахстане _____________________

1 Лобков А. Закон по отношению к иностранцам / А.Лобков // Мир закона.-2002.- №10.-С. 8

иностранцев. Постоянно проживающими в Казахстане признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданный органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в Республике Казахстан на ином законном оснований, считаются временно пребывающими в Республике Казахстан. Они обязаны выехать из Республики   Казахстан по истечении определенного им срока. При этом каких-либо необходимых сроков пребывания не установлено.

      Закон исходит из того, что факт постоянного  проживания какого-либо лица в стране  существенным образом определяет его  правовое положение. Это касается таких вопросов, как трудовая деятельность, социальное обеспечение, права иностранцев в жилищных отношениях, охрана здоровья, образование. Во всех этих случаях иностранцам за некоторыми исключениями, предоставляются такие же права, что и гражданам Республики Казахстан, и возлагаются такие же обязанности. Это объясняется тем обстоятельством, что именно эта категория иностранцев наиболее тесным образом связана с жизнью общества и потребность  распространения действия законодательства на этих лиц наиболее

велика.1

      10 февраля 2001 года вступил в действие  Закон РК от 24 января 2001 года №  152-II «О земле», заменивший собой одноименный Указ Президента РК, имеющего силу закона от 22 декабря 1995 года № 2717.

Этот  Закон принятие, которого с нетерпением ждали многие казахстанцы, представляет     значительный     интерес    и    для    иностранных    инвесторов,

занимающихся  внешнеэкономической деятельностью. Основополагающей        статьей нового Закона стала статья 15, которая провозгласила, что в Республике Казахстан признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю.

      В пункте 6 статьи 5 Закона закреплено принципиальное положение о том, что «иностранцы,  лица  без  гражданства,  а  также  иностранные  юридические

_____________________

1 Еремеев В.О. Правовое положение иностранных граждан РК /В.О Еремеев // Юридическая газета.-2000.-5янв.-С.5

лица  пользуются правами и несут обязанностями  в земельных отношениях наравне  с гражданами, юридическими     лицами    Республики  Казахстан, если

иное  не предусмотрено  настоящим Законом   или другими законодательными актами».

      Национальными землепользователями являются граждане Республики Казахстан, казахстанские  юридические лица, в том числе  предприятия с иностранным участием.  Напомним, что в соответствии с Закона РК от 8 января 2003 года №373-II « Об инвестициях» предприятия с иностранным участием называется юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РК на территории Казахстана и выступающее в форме иностранного предприятия или совместного предприятия. Иностранным предприятием по этому закону признается предприятие, полностью принадлежащее иностранному инвестору, а совместным предприятием – предприятие, в котором иностранному инвестору принадлежит лишь часть имущества (акции, доли).  

     В      Законе      «О земле»        предусмотрено       возникновение       права

землепользования  других государств на территории Казахстана и размер арендной платы за это  право определяется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Кроме того, земельные участки и право землепользования согласно  пункту 5 статьи 8 Закона могут предоставляться иностранным инвесторам в виде государственных натурных грантов.

      Пункт 2 статьи 87 Закона «О земле» жестко определяет, что «право постоянного землепользования не может принадлежать иностранным землепользователям», то есть они могут пользоваться правом землепользования только на условиях аренды в течение ограниченного срока. В частности, подпункт 3 пункт 4 статья 79 гласит, что «земли сельскохозяйственного назначения предоставляются иностранным лицам и  лицам  без  гражданства  во временное землепользование на условиях аренды сроком до 10 лет».

Информация о работе Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей