Инвестирование посредством лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели, перед работой поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы лизинговых операций, определить назначение и функции лизинга, охарактеризовать его основные виды и принципы финансирования;
рассмотреть методологию расчетов лизинговых платежей;
изучить особенности нормативно-правового регулирования лизинга в РФ

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты лизинговых операций 6
1.1 Сущность и виды лизинга 6
1.2 Особенности законодательного регулирования лизинговой деятельности в РФ. Расчет лизинговых платежей 11
1.3 Особенности развития лизинга в РФ 22
2 Анализ эффективности лизинга как формы финансирования инвестиционной деятельности ОАО «Приморский кондитер» 29
2.1 Экономическая характеристика предприятия и особенности его деятельности 29
2.2 Расчет экономической эффективности финансирования проекта посредством лизинга 39
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Инвестиции посредством лизинга.doc

— 455.00 Кб (Скачать)

ЛВг = ЛП / Т

(1.9)


где

ЛВг –  размер ежегодного взноса, руб.;

ЛП –  общая сумма лизинговых платежей, руб.;

Т – срок договора лизинга, лет.

Расчет размера ежеквартального  лизингового взноса, если договором  лизинга предусмотрена ежеквартальная выплата, осуществляется по формуле:

 

ЛВк = ЛП / (Т  х 4)

(1.10)


где

ЛВк – размер ежеквартального  лизингового взноса, руб.

 

Расчет размера ежемесячного лизингового взноса, если договором  предусмотрена ежемесячная выплата, осуществляется по формуле:

ЛВм = ЛП / (Т  х 12)

(1.11)


где

ЛВм – размер ежемесячного лизингового взноса, руб. 

 

Для нормального ведения  лизинговых сделок необходимы условия, при которых срок лизинга, определяемый сроком амортизации, должен быть не дольше срока кредитования. В связи с тем, что наша экономика находится в активной стадии развития и сроки кредитования еще не достигли сроков амортизации имущества, синхронизация сроков кредитования и амортизации возможно только за счет ускоренной амортизации.

Исторически ускоренная амортизация послужила одной  из основных причин для развития лизинга в США, делая его конкурентоспособным по сравнению с арендой ил кредитом. До сих пор этот инструмент используется как в США так и в Европе для стимулирования инвестиционной деятельности, одной из форм которой является лизинг [29, 22].

Европейский подход к ускоренной амортизации отличается некоторым своеобразием применительно к каждой стране и варьируется от отмены ускоренной амортизации вообще (в Италии) до абсолютно либерального подхода, когда коэффициент ускоренной амортизации определяется самими сторонами договора лизинга в зависимости от срока финансирования (такой подход используется, например, в Швеции, Польше). В последнем случае, соответственно, чем длиннее срок финансирования, тем меньше коэффициент ускоренной амортизации [29, 23].

Размер ускоренной амортизации (коэффициент) безусловно зависит от типа оборудования. В этой связи имеется четкая тенденция к предоставлению особого вида льгот по ускоренной амортизации применительно к энергосберегающему, экологическому или особо бесшумному оборудованию, а также тому типу оборудования, которое относят к инновационному. Лидером здесь выступает Франция, но в других странах такой подход тоже имеет место.

Финансовый кризис 2008-2009гг. явно привел к обращению к ускоренной амортизации как к методу стимулирования экономического роста. В ряде стран появились специальные краткосрочные программы на 2009-2011 годы, предусматривающие повышение норм списания по отдельным видам оборудования. Например, в Германии введено 25%ное списание по движимому имуществу на период 2009-2010 годы, а Нидерланды установили в 2010 году для вновь приобретенного или вновь изготовленного оборудования и машин амортизацию сроком в 2 года при условии, что такое оборудование/машины   введены в эксплуатацию c 01 января 2012 года. При этом всякий раз вводя такие льготы, правительства соответствующих стран подсчитывают, сколько бюджет не получит налогов, и сознательно идут на это, рассчитывая в конечном итоге получить более мощный долгосрочный экономический эффект [29, 23].

В отличие от методик расчета лизинговых платежей, принципиально иную основу имеет анализ эффективности лизинга. Такой анализ строится на сравнении лизинга с альтернативными вариантами финансирования капиталовложений.

В отличие от методик расчета лизинговых платежей, принципиально иную основу имеет анализ эффективности лизинга. Такой анализ строится на сравнении лизинга с альтернативными вариантами финансирования капиталовложений. До настоящего времени отечественными авторами написан ряд работ по оценке эффективности лизинга. Наиболее известные из тех, которые были опубликованы [9]: Киселевым  И. Б.  в работе «Методы расчета арендных ставок по лизингу»; описанная в книге В. Д. Газмана — «Лизинг; теория, практика, комментарии», и В.А. Шатравиным.

Одним из первых в России (в 1991 году) расчет платежей по лизингу представил И. Б.Киселев. На примере расчета платежей по возвратному лизингу, с участием банка в роли лизингодателя, проводится сравнение годовых арендных платежей с долгосрочной ссудой. В этом сравнении предполагается калькуляция затрат по обоим видам финансирования.

Автор считает, что результаты расчетов зависят от следующих условий:

  1. Срок аренды;
  2. Общая норма амортизационных отчислений;
  3. Банковский процент по долгосрочным ссудам;
  4. График погашения ссуды;
  5. Налог по установленной ставке (налогообложению по установленной ставке подлежат уплачиваемые проценты по долгосрочной ссуде и суммы в погашение долгосрочного кредита);
  6. Процентная ставка по лизингу (соответствует процентной ставке по долгосрочному кредиту);
  7. Комиссия за дополнительные расходы лизингодателя по организации лизинга (представляются в виде процентной надбавки определяемой стоимостью лизингового имущества);
  8. График осуществления платежей по лизингу;
  9. Стоимость опции покупки в конце срока лизинга (соответствует остаточной стоимости оборудования по балансу);
  10. Ставки налогообложения и процентов по долгосрочной ссуде остаются неизменными на протяжении всего срока действия лизингового договора.

Достоинством предлагаемой методики можно считать сравнение  результатов калькуляции затрат по кредитному и лизинговому финансированию, скорректированных на величину налогообложения. По мнению Киселева  И. Б., такой расчет представляет особую сложность. Предложенное сравнение результатов калькуляции затрат, скорректированных на величину налогообложения, по сути, есть первая в российской экономике попытка оценить эффективность лизинга относительно кредита.

За последующие 10 лет переведено несколько зарубежных и разработаны отечественные методики сравнения стоимости лизинга и кредита, однако общепризнанной среди них нет. Тем не менее, в расчет эффективности лизинговых операций принимаются:

    • срок окупаемости;
    • степень риска;
    • ожидаемые темпы инфляции;
    • перспективы налогообложения.

В настоящее время  процесс управления лизингом, как правило, автоматизирован. Расчеты лизинговых платежей, условия проекта и оценка его эффективности – все это возможно провести комплексно и детально.

 

1.3 Особенности развития лизинга в РФ

 

Периодом формирования российского рынка лизинга в  современном виде можно считать 1998 – 1999гг., хотя первые лизинговые компании были созданы в самом начале 90-х годов ХХв. Некоторые успешно работают и в настоящее время: «Балтийский лизинг», «Московская лизинговая компания».

Год от года российский рынок становится профессиональнее – растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателями из разных отраслей и разных регионов. Сегодня на российском рынке можно выделить следующие виды лизинговых компаний в зависимости от их учредителей [26, 509]:

  • компании, созданные при российских банках;
  • компании, созданные при иностранных банках;
  • лизинговые компании в рамках финансово-промышленных групп;
  • компании, созданные государственными структурами;
  • лизинговые компании при производителях (поставщиках).

Малый и средний бизнес становится все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, из-за того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, во-вторых, в связи с активным появлением и развитием малого и среднего бизнеса.

Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский лизинговый рынок. Объем новых сделок на рынке лизинга сократился в 2009г. на 56% по сравнению с 2008 годом в результате смещения акцента в работе лизингодателей на  урегулирования проблемных контрактов

Сумма вновь заключенных сделок по итогам 2009 года составила 315 млрд. руб., и впервые с 2002 года оказалась  меньше объема полученных платежей за год. Объем лизингового портфеля в целом по рынку сократился на 31% и составил около 960 млрд. руб. [27, 3]

Улучшение в лизинговой отрасли наступило уже в 2010 году, при позитивной ситуации в экономике и отсутствии внешних шоков.

Стремительный рост рынка лизинга  в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых  сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом.

Объем лизингового бизнеса в 2010г. вырос в 2,3 раза (рисунок 2). Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.

Источник: [40] 

Рисунок 2 - Объем лизингового бизнеса в 2010г.

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями  филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний  и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг» [39].

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году – «ВЭБ-Лизинг»,  «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок [39].

Сегментом-лидером по объему заключенных  сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (рисунок 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно [39].

В сегменте железнодорожной техники  лидером является компания "ВТБ-Лизинг" (75 млрд руб. новых сделок).

Источник: [39] 

Рисунок 3 - ТОП-10 ведущих сегментов рынка по доле в объеме нового бизнеса

Несмотря на активизацию  филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (рисунок 4, 5). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов [39].

Рисунок 4 - Географическое распределение объема новых сделок за 2010г.

 

Источник: [39] 

Рисунок  5 - Географическое распределение объема новых сделок за 2009г.

Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010г. составили  компании «ТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу [19, 98].

Российский рынок лизинга  в 2011 году продолжил стремительный  рост, вновь продемонстрировав кратное  увеличение объемов сделок. Сумма  заключенных контрактов на рынке  лизинга в 2011 году выросла на 79% по сравнению с 2010 годом; в то время как в 2010 году темпы прироста составляли 130%. Объем нового бизнеса достиг 1,3 трлн руб., а совокупный лизинговый портфель по состоянию на 01.01.2012 увеличился на 57,6%, составив 1,86 трлн руб. [26, 510].  

В 2011 году активно заключались  договора по лизингу автотранспортных средств (рис.6), что окончательно подтвердило окончание кризиса и уверенность в своей платежеспособности.

 

 

Рисунок 6 - Объемы лизинга в России и стоимость лизинга автотранспортных средств в 2004-2011 гг.

Источник: [39] 

 Анализируя региональные особенности лизингового бизнеса, можно отметить те же тенденции и трудности, что и по стране в целом. Так, в течение 2010 года лизинг Дальнего Востока также испытал определенные изменения. Доля новых сделок в ДФО на рынке российского лизинга снизилась с 4,4 % до 2,7% [19, 100]. Такое падение показателей произошло за счет существенной активизации лизинга в Москве и Санкт-Петербурге.

Четверку лидеров по портфелю сделок на Дальнем Востоке  за 2010 г. возглавили [19, 100]:

    • Универсальная лизинговая компания (4,51 млрд руб. – 2010 г., 3,9 млрд.руб. – 2009 г.),
    • Сбербанк Лизинг (2,08 млрд руб. – 2010 г., 1,2 млрд руб. – 2009 г.),
    • ДельтаЛизинг (1,9 млрд руб. – 2010 г., 1,14 млрд. руб. – 2009 г.),
    • «ВТБ-Лизинг» (1,61 млрд. руб. – 2010 г.).

 

Обобщая результаты анализа  теоретических основ и особенностей развития лизинга в России, можно  констатировать, что лизинг выступает как реальный способ решения финансовых проблем для предприятий малого и среднего бизнеса в вопросе нехватки оборотных средств. В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Динамичное развитие лизинга отмечается на региональном уровне.

Информация о работе Инвестирование посредством лизинга