Инвестиционная политика:состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционные ресурсы занимают позиции ведущего источника развития национальной экономики, обеспечения темпов экономического роста. Интерес к проблеме регулирования инвестиционного процесса вызван учётом как этого обстоятельства, так и того, что негативные тенденции в инвестиционной политике стали представлять уже явную и серьезную угрозу экономической безопасности России. Разрушение системы инвестирования, существовавшей прежде в рамках централизованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки.

Содержание

1. Введение. 2
2. Кризис в России 2008-2011 годы. 2
2.1. Хроника. 2
2.2. Потребительские ожидания в России в III квартале 2011 года 4
3. Инвестиционная политика 2008-2010 годы. 7
3.1. Механизм реализации инвестиционной политики 7
3.2. Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ 9
3.3. Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата 13
3.4. Инвестиционно–инновационная деятельность 14
4. Инвестиционная политика 2011 год: состояние и перспективы. 15
4.1. Состояние экономики на сегодняшний день(Статья «Россия: лечебное голодание», РБК…10.2011) 17
4.2. Перспективы. 19
4.2.1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. 19
5. Заключение 21
6. Список литературы. 22

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 783.50 Кб (Скачать)

     

В данной ситуации инвесторы ждут более точных аналитических  прогнозов на 2012 год и, так как  кризис затронул валюту всего мира, то инвесторы пережидают экономическую проблему, откладывая часть своих сбережений в рублевом эквиваленте.

Состояние экономики на сегодняшний день(Статья «Россия: лечебное голодание»,

РБК…10.2011)

 

     

Почуяв неладное, россияне еще летом бросились  скупать валюту. "Наш портфель вкладов в евро в августе вырос на 11%, в долларах – на 4%, а в рублях – только на 1%", – приводит пример начальник управления розничных пассивных и комиссионных продуктов Абсолют Банка Елена Новикова. Не верят в рубль и спекулянты: их стараниями за август доллар прибавил в весе 1,41 рубля, а евро – 2,12 рубля.

     

В сентябре рубль  вновь начал восстанавливаться, но очевидно, что он покатится вниз, стоит только упасть нефтяным котировкам. По расчетам Citi, снижение нефтяных цен  на 10% делает рубль слабее на 4%. Например, при цене на нефть 80 долларов за баррель (именно эту цену Citi считает наиболее вероятной после 2012 года) курс упадет до 35 рублей за доллар, а если нефть рухнет до 50 долларов, то курс будет около 40 рублей за доллар. Правда, Игорь Николаев из ФБК отмечает, что мы вряд ли увидим в ближайшие месяцы такую же резкую девальвацию, какая была три года назад. Золотовалютных резервов в размере свыше 530 млрд долларов хватит, чтобы удержать рубль от резкого обесценения вплоть до президентских выборов, уверен экономист. Притормозит и инфляция: не случайно индексация тарифов естественных монополий перенесена с 1 января на 1 июля. Но это вовсе не значит, что кризис – если он разразится – будет малозаметным. Наоборот, на этот раз легко отделаться не получится. Резервный фонд за три года похудел в 4,5 раза – с 3,5 трлн (на 1 сентября 2008 года) до 772 млрд рублей (на 1 сентября 2011-го). И это притом, что потребность в "подушке безопасности" у России сегодня гораздо выше, чем раньше. Бюджет 2008 года был сбалансирован при стоимости нефти 60–70 долларов за баррель. В августе же 2008-го правительство разработало первый трехлетний бюджет. Его сверстали из расчета, что нефть будет стоить 71 доллар за баррель в 2010 году и 68 долларов в 2011-м. Но наступил кризис, и государство стало наращивать расходы. Теперь этот год нам удастся закрыть без дефицита бюджета, только если среднегодовая цена на нефть будет около 120 долларов.

     

То, что после  выборов россиянам придется затянуть пояса, было очевидно и безо всякой второй волны. Сокращение рабочих мест, зарплат – сценарий кризиса мы помним очень хорошо. Достанется всем. "Когда речь идет о том, как влияют нефтяные цены на прибыль компании, нет особой разницы, говорим ли мы о нефтегазовом секторе или о каком-либо другом, – полагает главный аналитик по стратегии "Citi Россия" Кингсмилл Бонд. – Так, при падении цен на это сырье на 10% доходы нефтяного сектора снизятся, по нашим прогнозам, на 10%, а банковского – на 11%".

     

У грядущего  сценария есть и положительные моменты. Помнится, три года назад экономисты уверяли, что кризис дает России шанс слезть с нефтяной иглы. Но, быстро закончившись, он так и не сыграл своей очистительной роли. Сейчас мы получаем второй шанс. "В этот раз у нас, похоже, будут те самые два-три года, чтобы научиться жить по-другому", – говорят экономисты в кулуарах.

 

Перспективы.

     

Стратегия инновационного развития Российской Федерации  на период до 2020 года.

     

Подготовленная  Минэкономразвития Стратегия инновационного развития до 2020 года предполагает, что  через девять лет страна сможет претендовать на 10% мирового рынка интеллектуальных услуг, а доля инновационного сектора в ВВП вырастет до 20%. Эксперты настроены скептично: пока чиновники не научатся разумно тратить бюджет и не откажутся от лоббирования псевдонаучных интересов, Россия будет развиваться лишь инерционно.

     

При переходе на инновационную социально ориентированную  модель развития к 2020 году Россия займет 5—10% рынка высокотехнологичных  и интеллектуальных услуг по пяти-семи позициям и в два раза повысит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17—20%).

     

У России впереди три варианта инновационного будущего. Первый — инерционное импортоориентированное технологическое развитие. Согласно ему все внимание должно быть направлено на поддержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на технологический прогресс. Инновационная политика должна проводиться через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также организационное содействие.

     

Ключевыми задачами Стратегии являются:

     

1. Наращивание  человеческого потенциала в сфере  науки, образования, технологий  и инноваций. Эта задача включает  повышение восприимчивости населения  к инновациям – инновационным  продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.

     

2. Резкое, кратное  повышение инновационной активности  существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби» и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения.

     

3. Повышение  «инновационности» государства  – максимально широкое внедрение  в деятельность органов государственного  управления современных инновационных  технологий, формирование «электронного  правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

     

4. Формирование  сбалансированного, устойчиво развивающегося  сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную  структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

     

5. Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

     

Государство при  реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:

     

- концентрация  усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной  предпринимательской активностью,  преимущественная ориентация на  восполнение «провалов рынка»;

     

- тесное взаимодействие  государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

     

- прозрачность  распределения бюджетных средств  и оценки достигнутых результатов;

     

- ориентация  при оценке эффективности организаций  науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

     

- стимулирование  конкуренции, преодоление монополизма  в секторе генерации знаний  как ключевой мотивации для  инновационного поведения.

     

1 этап (2011–2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.

     

Ключевая проблема в настоящее время – невосприимчивость  бизнеса к инновациям, низкий приоритет  инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую» либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

     

2 этап (2014–2020). Этап  будет характеризоваться повышением  доли частного финансирования  в общем объеме внутренних  затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых  ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).

     

На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки. На этом этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

     

Продолжается  увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий как основы формирования последующих технологических  укладов и на реализацию крупных  целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.

     

Национальная  инновационная система: модель координации

     

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов  инновационной системы внутри и  между ее основными блоками – сектором исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе, а также инструментами региональной инновационной политики – главный резерв повышения эффективности НИС. Стратегия развития России до 2020 года будет принята в 2012 году.

     

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной  научно-технической и инновационной  политики:

     

·  создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

     

·  создание эффективной инновационной системы;

     

·  развитие институтов использования и правовой охраны результатов

     

исследований  и разработок;

     

·  модернизация экономики на основе технологических инноваций.

     

Программы за счет средств федерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.

     

Главными целями указанных проектов являются:

     

-усиление позиций  отечественных товаропроизводителей  на рынках товаров и услуг; 

     

-снижение издержек  производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения);

     

-увеличение  доли продукции высокой степени  переработки; 

     

-повышение эффективности  использования сырьевой базы;

     

-обеспечение  гибкости производства.

     

Привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпуска продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов.

     

Существенную  роль в реализации указанных проектов играет система внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

     

Заключение 

     

Инвестиционная  политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического  развития России. Приток инвестиций в  экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

     

Успешно функционирующая  инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого  и стабильного экономического роста.

     

В общем плане  государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих  рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Информация о работе Инвестиционная политика:состояние и перспективы