Государственное финансирование инвестиционных проектов на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть понятие, содержание и виды источников финансирования инвестиционных проектов;

-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;

-рассмотреть финансирование в рамках целевых программ и в рамках государственных внешних заимствований;

-рассмотреть возвратный и безвозвратный характер финансирования, а также смешанное финансирование, а также практику применения государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 5
1.1.Понятие и содержание инвестиционного проекта 5
1.2.Источники финансирования инвестиционных проектов 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 13
2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов 13
2.2. Финансирование в рамках целевых программ 15
2.3.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований 16
2.4. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 21
3.1.Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации 21
3.2.Применение государственного финансирования инвестиций в Республике Башкортостан 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

гогсударственное финансирование инвестиционных проектов.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Это укрепило правовую базу обеспечения  финансирования и снижения риска неплатежей, дало возможность для  более крупного долгосрочного финансирования.[11,c.77]

2.4. Возвратный и безвозвратный характер  финансирования, смешанное финансирование

 

     Государственная поддержка инвестиционных проектов может носить как возвратный, так и безвозвратный характер финансирования.

     На  возвратной основе средства из федерального бюджета предприятиям и организациям-застройщикам для капитального строительства выделяются Министерством финансов РФ в пределах сумм кредитов, выделяемых Центральным банком РФ, в установленном действующим законодательством порядке.

     Предприятия и организации-застройщики для  получения необходимых сумм обращаются в финансовые органы и другие органы управления соответствующих министерств и ведомств с необходимыми обоснованиями эффективности инвестиционных проектов, их реализуемости и возможности возврата получаемых кредитов. [16,c.15]

     После рассмотрения и продолжительного решения заявок предприятия и организации-заемщики заключают с Министерством финансов РФ или соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) кредитные договоры, согласно которым заемщикам на их расчетные счета в соответствующие обслуживающие банки через территориальные государственные казначейства перечисляются необходимые средства.

     Принципиальное  отличие государственного финансирования инвестиционных проектов на возвратной основе от банковского кредитования состоит в льготном получении выделяемых средств. Процентная ставка за пользование государственным кредитом существенно ниже процентной ставки за пользование банковским кредитом.

     Финансирование  инвестиционных проектов  осуществляемых за счет общих средств федерального, территориальных и местных бюджетов, производится через уполномоченные государственные органы управления соответствующих уровней. Со стороны федерального бюджета таким органом выступает Министерство финансов РФ  которое в соответствии с бюджетными распределениями выделяет уполномоченным Правительством РФ органам государственного управления соответствующие финансовые средства,  подлежащие расходованию через федеральные территориальные казначейства.

     Государственное участие в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых акционерными обществами на правах совладения создаваемой собственностью направлено на поддержку проектов, имеющих важное значение для экономики, а также на сохранение государственного контроля над соответствующими секторами экономики. Указанное участие осуществляется в пределах государственных бюджетных ассигнований на инвестиционные цели и в рамках государственных инвестиционных программ. [16,c.16]

     На  безвозвратной основе осуществляется финансирование капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

       Правительством РФ утверждается  перечень строек и объектов  для федеральных государственных  нужд При этом финансирование  осуществляется как в полном  объеме в соответствии со сметной стоимостью строительства, так и частично при максимальном привлечении собственных и заемных средств унитарными предприятиями федерального, территориального, муниципального уровня либо негосударственными коммерческими организациями.

     При оформлении финансирования капитальных  вложений за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе предприятия-застройщики представляют в обслуживающие их банки и в соответствующие территориальные органы Федерального казначейства, следующие документы:

     -титульные списки вновь начинаемых строек и объектов 
с разбивкой капитальных вложений по годам;

     -уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на соответствующий год по переходящим стройкам;

     -генеральные контракты (договоры подрядов) на строительство предприятий, объектов на весь период строительства с указанием формы расчетов с подрядчиками за выполненные работы;

     -сводные сметные расчеты стоимости строительства;

     -заключения по проектно-сметной документации государственной вневедомственной и государственной экологической экспертизы.

     Федеральные органы власти, уполномоченные Правительством РФ государственные заказчики ежемесячно представляют в Министерство финансов РФ информацию об использовании выделенных им средств.

     Финансирование  строек за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов производится в соответствии с бюджетными распределениями территориальными и местными финансовыми органами путем перечисления денежных средств на расчетные счета предприятий и организаций-заказчиков.

     Смешанное финансирование осуществляется на возвратной и безвозвратной основе. Такое финансирование может производиться за счет средств федерального бюджета и собственных средств организации. Капитальные вложения вносятся инвесторами на счета банков по договоренности сторон.

     Финансирование  инвестиционной деятельности организации может осуществляться через целевые комплексные программы (ЦКП). Программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем в области экономического, экологического, социального и оборонного развития страны.[15, ст.68] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Практика применения государственного финансирования инвестиций в российской Федерации и Республике Башкортостан

3.1.Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации

 

     Инвестиции  в России происходят за счет внутреннего  и внешнего притока средств. На уровень  внутреннего притока оказывают  влияние коммерческая прибыль, амортизационные  отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.

     Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. На снижение уровня инвестиций оказало  значительное воздействие последствия финансового кризиса, а также внешнеполитическое положение России: конфликт между Грузией и Южной Осетией.

       Среди внутренних факторов, которые  привели к снижению роста инвестиционного  притока, наиболее существенными  оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2008г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий.

     Снижение  темпов и объемов производства и увеличение импорта наблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.

     Успешное  развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем  отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.[12,c.11]

     Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

     Согласно  данным Росстата (см. рис.1), рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2009 г. по сравнению с 21,1% в 2008 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2008 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2008 г. до 1.9% в третьем квартале 2009 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения. 

     

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал

     Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом  году сохранились в области положительных  значений (в том числе прирост  инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,3%).

       Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы  на ближайшие годы сохраняют  энергетики. В феврале правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2010 год и даже на период 2011 и 2012 годов. По мнению кабинета министров, эти программы сформированы "исходя из необходимости обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуют решениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год".

       Правительством РФ были одобрены (в основном перечне) важнейшие объекты электроэнергетики, финансирование которых в 2010 году будет происходить в том числе с использованием целевых инвестиционных средств. Минрегиону, минфину, минэкономразвития и минэнерго было поручено обеспечить дополнительное финансирование в 2010 году объектов энергоснабжения саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (в объеме 1903,6 млн рублей). От этих министерств в 2011 году ожидаются предложения, направленные на обеспечение выполнения ранее принятых решений по строительству Богучанской ГЭС, Гоцатлинской ГЭС и других объектов. Контроль за реализацией уточненных инвестиционных программ (на 2011 год) субъектов электроэнергетики возложен на Минэнерго РФ.[4,c.304]

     В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается.

     Негативные  тенденции 1990-х годов, связанные  со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного  кризиса, продолжают сказываться на экономике.

     Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать  формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне.

     На  рисунке 2 показан график динамики вложения инвестиций по отраслям экономики.

     Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания  высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода. 

     

Рис. 2. Инфраструктурные инвестиции по отраслям 

     В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность  появления дефицита генерирующих мощностей  уже к концу текущего десятилетия.

     Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2010 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2006-2010 гг. – в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.

Информация о работе Государственное финансирование инвестиционных проектов на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан