Государственное финансирование инвестиционных проектов на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть понятие, содержание и виды источников финансирования инвестиционных проектов;

-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;

-рассмотреть финансирование в рамках целевых программ и в рамках государственных внешних заимствований;

-рассмотреть возвратный и безвозвратный характер финансирования, а также смешанное финансирование, а также практику применения государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 5
1.1.Понятие и содержание инвестиционного проекта 5
1.2.Источники финансирования инвестиционных проектов 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 13
2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов 13
2.2. Финансирование в рамках целевых программ 15
2.3.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований 16
2.4. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 21
3.1.Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации 21
3.2.Применение государственного финансирования инвестиций в Республике Башкортостан 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

гогсударственное финансирование инвестиционных проектов.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Инвестиции  играют важнейшую роль в поддержании  и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального  продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

     Современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.[5,с. 10]

     Именно  инвестиционной деятельности отводится  ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

     В экономике рыночного типа, к которой  в настоящее время относят  и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. Однако в настоящее время все большее значение приобретает финансирование инвестиций и за счет государственных средств.[9,c.22]

     Экономическая теория и практика показывает, что именно государство в развитой рыночной среде обеспечивает институционально-правовую структуру экономики и осуществляет функции регулирования предпринимательской и иной деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений, возникающих вследствие несостоятельности рынка. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Все вышесказанное и обуславливает актуальность выбранной темы.

     Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд следующих  задач:

     - рассмотреть понятие, содержание и виды источников финансирования инвестиционных проектов;

     -рассмотреть  государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;

     -рассмотреть  финансирование в рамках целевых программ и в рамках государственных внешних заимствований;

     -рассмотреть  возвратный и безвозвратный характер финансирования, а также смешанное финансирование, а также практику применения государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

     В ходе написания курсовой работы были использованы нормативные акты по данной теме, учебные пособия таких авторов  как  Балдиной К.В., Бочарова В.В., Нешитой А.С. и др., а также статьи периодических изданий таких авторов как Швецова Ю.Г., Миркиной И.В., Рахимова М.Г., Панскова В.Г., Воротникова М.В. и др.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены понятие, содержание и источники финансирования инвестиционных проектов, во второй главе подробно рассмотрено государственное финансирование инвестиционных проектов. Третья глава посвящена рассмотрению практике применения государственного финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

Глава 1. Понятие и источники финансирования инвестиционных проектов

1.1.Понятие и содержание инвестиционного проекта

 

     Согласно  ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).[1, ст.1]

     С точки зрения законодательства инвестиционный проект трактуется как набор документации, содержащий два крупных блока документов:

     - Документально оформленное обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включая необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

     - Бизнес-план как описание практических действий по осуществлению инвестиций.

     На  практике инвестиционный проект не сводиться к набору документов, а понимается в более широком аспекте – как последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении. В этом случае инвестиционному проекту свойственна определенная этапность, т.е. он развивается в виде предусмотренных фаз (стадий), а набор документов, обосновывающих его целесообразность и эффективность, выступает лишь одним из элементов, хотя и ключевых, проекта в целом. [3, c.91]

     Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся  в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещены.[1, ст. 3]

     Субъектами  инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и  другие лица. Инвесторами, т.е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).[1, ст. 4]

     В качестве заказчиков по инвестиционному  проекту могут выступать как инвесторы, так и уполномоченные ими физические и юридические лица. Непосредственные работы по возведению производственных мощностей в соответствии с требованиями проекта осуществляются подрядчиками, под которыми понимаются физические и юридические лица, выполняющие работу по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГКРФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

     Пользователями  объектов капитальных вложений могут  выступать как инвесторы, так  и любые физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объединения.

     Субъекту  инвестиционной деятельности законом разрешено совмещение двух или более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

     Все инвесторы имеют равные права  на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений  и результатами осуществленных инвестиций, а также осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем инвесторы несут ответственность за нарушение законодательства РФ и обязаны в установленном порядке возместить убытки в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

     Государство не только регулирует инвестиционную деятельность, но и гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

     а) обеспечение равных прав при осуществлении  инвестиционной деятельности;

     б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

     в) право обжаловать в суд решения  и действия (бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и их должностных  лиц;

     г) защиту капитальных вложений.

     Управленческие  решения по поводу целесообразности инвестиции (в особенности реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования в силу целого ряда причин. Во-первых, любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств. Во-вторых, инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собственного капитала, когда средства омертвлены в активах, которые, возможно начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного накопленного капитала, позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т.п.). В-третьих, в подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а поэтому предполагаются обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирования аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов.

     Таким образом, инвестиционный проект – это последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении.

1.2.Источники финансирования инвестиционных проектов

 

          Источники финансирования инвестиционных проектов отличаются большим разнообразием. В зависимости от отношения к собственности, источники финансирования делятся на три вида:

- собственные;

- привлеченные;

- заемные.

     Собственные финансовые ресурсы организации  выступают в виде прибыли, амортизационных отчислений, уставного капитала, средств, выплачиваемых органами страхования, поступлений от штрафов, пени, неустоек и др.

     Финансовые  ресурсы привлекаются в результате эмиссии акций, поступления паевых и иных взносов членов трудового коллектива, физических и юридических лиц.

     Денежные  средства привлекаются также за счет облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов.

       К заемным финансовым средствам относятся кредиты, национальные и иностранные инвестиции. В иностранном инвестировании принимают участие зарубежные страны, международные финансовые институты, отдельные организации, институциональные инвесторы, банки, а также кредитные учреждения.[7, c.88]

     Одним из важных источников финансирования проектов и программ, реализуемых на уровне регионов и городов, являются средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Средства государственного бюджета направляются, в основном, на финансирование федеральных целевых комплексных программ.[8, с. 112]

     Финансирование  проектов, как правило, проходит следующие стадии:

     - предварительный поиск ресурсов;

     - разработка финансовой стратегии;

     - разработка оперативных финансовых планов;

     - заключение контрактов с потенциальными инвесторами.

     Только  наличие хорошо организованной системы  финансирования проектов может обеспечить их высокую эффективность.

Информация о работе Государственное финансирование инвестиционных проектов на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан