Государственное финансирование инвестиционных проектов на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть понятие, содержание и виды источников финансирования инвестиционных проектов;

-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;

-рассмотреть финансирование в рамках целевых программ и в рамках государственных внешних заимствований;

-рассмотреть возвратный и безвозвратный характер финансирования, а также смешанное финансирование, а также практику применения государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 5
1.1.Понятие и содержание инвестиционного проекта 5
1.2.Источники финансирования инвестиционных проектов 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 13
2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов 13
2.2. Финансирование в рамках целевых программ 15
2.3.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований 16
2.4. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 21
3.1.Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации 21
3.2.Применение государственного финансирования инвестиций в Республике Башкортостан 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

гогсударственное финансирование инвестиционных проектов.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Основные  методы финансирования базируются на таких принципах, как временная  ценность денежных ресурсов, анализ денежных потоков, предпринимательских и финансовых рисков, поиск эффективных рынков инвестиционных ресурсов. Важными экономическими категориями инвестиционного процесса являются частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и капитала, государственное нормативно-правовое регулирование инвестиций.[4, c.109]

     Основными методами финансирования могут быть:

-государственное финансирование;

-внебюджетное финансирование;

-самофинансирование;

-банковское кредитование;

-аренда имущества;

-лизинг;

-инвестиционный налоговый кредит.

     Инвестиционная  политика государства в настоящее  время направлена на снижение величины бюджетных ассигнований и одновременное увеличение доли собственных средств организаций, частных инвестиций и заемных средств.

     Государственное финансирование инвестиционных проектов осуществляется, прежде всего, в рамках государственных и территориальных инвестиционных программ по созданию, развитию и поддержке унитарных предприятий государственной формы собственности. Данные проекты финансируются Правительством РФ за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Государство в лице правительства, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления финансируют стройки и объекты, заказчиками-застройщиками которых являются негосударственные коммерческие организации, при условии реализации таких важных общегосударственных задач, как поддержка приоритетных направлений развития экономики страны, экономическое развитие территорий, создание рабочих мест в трудоизбыточных районах и т. д.[8, c. 123]

     Внебюджетные  источники финансирования, привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ, могут быть получены за счет:

     -фондов по поддержке малого предпринимательства;

     -пенсионных фондов, в том числе негосударственных;

     -страховых фондов;

     -других фондов;

     -отчислений от прибыли организаций;

     -целевых кредитов банков под государственные гарантии;

     -средств инвестиционных компаний;

     -иностранных инвестиций.

     Внебюджетные  источники финансирования имеют  определенные особенности.

     Государство может с помощью внебюджетных средств:

  • вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность 
    организаций;
  • поддерживать различные формы предпринимательства и инновационных проектов;
  • осуществлять функции контроля за использованием 
    внебюджетных средств.

     Финансирование  инвестиционных проектов и целевых  комплексных программ осуществляется целевым выделением средств через государственного заказчика, который является ответственным за выполнение определенных работ.

     Формирование  системы самофинансирования осуществляется, в основном, за счет прибыли и амортизационных отчислений. Собственные накопления организации дополняются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг.

     Банковский  кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.

      Инвестиции также могут предоставляться  в виде аренды. Аренда представляет собой имущественный наем. Она строится на срочном возмездном договоре о пользовании имущественным комплексом (здания, сооружения, оборудование, земля, природные ресурсы и другое имущество). Например, аренда производственного участка — это взятие этого участка во владение и пользование на определенный срок и за определенную плату. В данном случае участок выступает в качестве товара.

     Лизинг  — это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во время использования для предпринимательских целей.[7, c.106]

     Инвестиционный  налоговый кредит представляет 
собой такое изменение срока уплаты налога, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок 1-5 лет

     Таким образом, источники финансирования инвестиционных проектов отличаются большим разнообразием, однако наибольшее внимание привлекают инвестиционные проекты, которые финансируются за счет государственных средств, т.к. они отличаются наибольшей надежностью и значимостью.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов

 

     Одной из форм государственного финансирования инвестиций является финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени  является переход от распределения  бюджетных ассигнований на капитальные вложения между отраслями к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.[13, c.37]

     Основные  требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

     -  право на участие в конкурсе  на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;

     -  срок окупаемости указанных проектов  не должен превышать, как правило, двух лет;

     -  государственная поддержка реализации  прошедших конкурс отбор проектов  может осуществляться:

     а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части собственности акций, создаваемых акционерных обществ;

       б) путем предоставления государственных  гарантий по возмещению части  вложенных инвестором финансовых  ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора;

     -   инвестиционные проекты представляются  на конкурс в Министерстве экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной и независимой экспертизы.

     Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты  классифицируются по категориям:

     категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами; категория Б – проекты обеспечивающие производство экспортных  товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

     категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен;

       категория Г – проекты, обеспечивающие  производство продукции, пользующейся  спросом на внутреннем рынке.

     Решения об оказании государственной поддержки  принимается Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Размер государственной поддержки устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать соответственно 50, 40, 30 и 20 % заемных средств.

     Затем уже это решение направляется в Министверство Финансов РФ, где  его предусматривают в проекте федерального бюджета на следующий финансовый год.[5, с.131]

     После этого инвестор выбирает форму оказания поддержки предоставление средств на возвратной основе, на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, либо в форме предоставления государственных гарантий.

2.2. Финансирование в рамках целевых программ

 

     Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов.

     Утвержденные  целевые программы могут осуществляться за счет:

     -    средств федерального бюджета  и средств бюджетов субъектов РФ;

     -    внебюджетных средств (взносы  участников реализации программ;

     - целевые отчисления от прибыли  предприятий, заинтересованных в  осуществлении программ;

     - кредиты банков, средства фондов и общественных объединений, заинтересованных в реализации программ и другие поступления);

     - специальных фондов, специально  создаваемых для осуществления целевых программ.[12,c.11]

       Источниками специальных фондов  являются:

     - прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятий и организаций;

     -средства бюджетов субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти;

     -  средства иностранных инвесторов - иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;

     - кредитов - источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты

     банков  под государственные кредиты. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита   осуществляет Минфин РФ.[12,c.14]

     Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

2.3.Финансирование  проектов в рамках государственных внешних заимствований

 

     Одной из форм государственного финансирования инвестиций является финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

     Государственным внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

     Государственные внешние заимствования России формируют  ее государственный внешний долг.

     Особую роль играет Пенсионный фонд России, где аккумулируются огромные свободные денежные средства для финансирования инвестиций в реальный сектор экономики.[11, c.75]

      8 сентября 2003 г. принято постановление  Правительства N 560 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, их структуры и порядка их применения при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования ответственности», которое утверждает страховой тариф по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария перед Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющими компаниями за нарушение соответствующего договора об оказании услуг специализированного депозитария для срока страхования 1 год - в размере 1 процента от страховой суммы и страховой тариф по обязательному страхованию ответственности управляющих компаний перед Пенсионным фондом  за нарушение договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для срока страхования 1 год  -  в размере 1 процента от страховой суммы. [2]

Информация о работе Государственное финансирование инвестиционных проектов на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан