Современные проблемы миграции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является выявление современных проблем миграции в Российской Федерации и рассмотрение предложений по совершенствованию управления миграционными потоками.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:
изучить историко-теоретические аспекты миграции;
раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние;
оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском крае;
рассмотреть концептуальные и законодательные вопросы управления миграционными процессами в России.
разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском каре;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Проблемы миграции и ее современное состояние………………………………….9
1.1. Исторические основы миграционных процессов…………………………...9
1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции……………………………...16
1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших
советских республик……………………………………………………………..21
2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края…………………………………………………………………...28
2.1. Миграционные процессы в современной России…………………………..28
2.2. Общая социально-экономическая характеристика
Ставропольского края…………………………………………………………….37
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае…………50
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и
Российской Федерации в целом………………………………………………………...59
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и
предложения по ее совершенствованию……………………………………….59
3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию
добровольного переселения в Российской Федерации
соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации……………77
3.3 Анализ миграционной политики в Ставропольском крае и
совершенствование ее законодательных основ…………………………………85
Заключение……………………………………………………………………………….94
Глоссарий……………………………………………………………………………….102
Список использованных источников………………………………………………….108
Приложения……………………………………………………………………………..114

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 731.00 Кб (Скачать)

На Ставропольский край ежегодно приходится до 10 процентов  общего миграционного прироста России, при этом проживает здесь около 2 процентов ее населения.

В структуре  миграционного прироста Ставропольского  края определяющим является Северо-Кавказский регион. Так, доля Чеченской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан в нем составила 55 процентов.

В Ставропольском крае (с 1 июля 1992 года) официально было зарегистрировано 78,4 тыс. вынужденных  переселенцев, или 10 процентов всего  миграционного потока России. По причине  истечения срока действия статуса вынужденного переселенца с регистрационного учета в Ставропольском крае снято 54,2 тыс. человек, общая численность имеющих статус вынужденного переселенца в крае составляет 24,2 тыс. человек.

Из общего количества 58 процентов мигрантов прибыло  из Чеченской Республики, 28 % - из Казахстана, 9 % - из Узбекистана, 10 % - из Азербайджана. Из общей численности вынужденных переселенцев более 5 тыс. человек (22 %) составляют дети в возрасте до 16 лет и 7,5 тыс. человек (31 %) - старше трудоспособного возраста.

По национальному  составу удельный вес русского населения  составляет 81,7 % от общего числа вынужденных переселенцев, 5,3 % - армяне, 3,8 % - ногайцы, По уровню образования 12,5 % мигрантов имеют высшее образование, 30,6 % - незаконченное высшее и среднее специальное, 56,9 % - среднее. Только 38,4 % переселенцев имеют работу, 29,4 % - пенсионеры, 27,9 % находятся на иждивении.

В 2008 году вынужденные переселенцы расселялись в основном в г. Буденновске и Буденновском районе, г. Георгиевске и Георгиевском районе, г. Ставрополе, г. Невинномыске, в районах: Кочубеевском, Кировском, Нефтекумском, Шпаковском.

Действия Правительства  края, направленные на улучшение социально-экономического положения края, подразделяются на меры финансового характера и  организационно-правового характера. К первым относятся мероприятия по привлечению средств из федерального бюджета путем участия в федеральных целевых программах, разработка и реализация краевых целевых программ, мероприятия налогово-бюджетной политики. Ко вторым относятся меры организационного характера, а также совершенствование и расширение нормативно-правовой базы.

Анализ сильных и слабых сторон Ставропольского края, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами показал следующее.

Сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы Ставропольского края.

Слабые стороны - это те действующие факторы, которые  снижают эффективность проводимой органами государственной власти Ставропольского края экономической и социальной политики.

Угрозы - это  те отрицательные факторы, которые  реально могут затормозить темпы  экономического и социального развития Ставропольского края. Формально эти факторы не зависят от действий Правительства края. Однако, их правильная оценка и принятие упреждающих мер на федеральном и межрегиональном уровне по инициативе и при участии органов исполнительной и законодательной власти края могут реально снизить их негативный эффект.

Оценка возможностей Ставропольского края имеет, в основном, положительный вектор, определяемый, в частности, политикой федерального центра и складывающейся конъюнктурой межрегиональных рынков Российской Федерации.

Сильные стороны (внутренние факторы):

1. Выгодное географическое  положение для продвижения товаров  в Закавказье, страны Ближнего  и Среднего Востока, Индию.

2. Благоприятные  почвенно-климатические условия  для развития сельскохозяйственного  производства. Наличие четырех почвенно-климатических зон, создающих возможности для диверсификации агробизнеса и повышения его устойчивости к изменению конъюнктуры рынка.

3. Значительные  запасы нефти, газа, минеральных  вод, нерудных материалов, позволяющие  создавать новые производственные мощности с гарантированными рынками сбыта производимой продукции.

4. Концентрация  крупнейших на Северном Кавказе  мощностей, генерирующих электроэнергию  в объемах, превышающих в 3 раза  существующую потребность края, что является одним из определяющих факторов при размещении дополнительных производственных мощностей.

5. Развитая сеть  транспортных коммуникаций. Высокая  плотность автомобильных дорог  (коэффициент плотности автодорог  в 3,3 раза выше, чем в среднем  по России), наличие двух международных  аэропортов, регионального участка Северо-Кавказской железной дороги создают необходимые условия для организации транзитного товаропотока и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.

6. Наличие на  территории края уникального  особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод обеспечивает конкурентную базу для развития санаторно-курортных и туристических услуг.

7. Развитие услуг  связи и современной телекоммуникационной  инфраструктуры, опережающей темпы роста экономики края в целом. Наличие кольцевой волоконно-оптической линии с полным охватом территории.

8. Достаточный  уровень концентрации кредитных  ресурсов банков для реализации  крупномасштабных проектов.

Слабые стороны (внутренние факторы):

1. Производственная  плотность значительно ниже плотности  населения края (объем ВРП на  душу населения составляет лишь 53 процента от среднероссийского  уровня, а плотность населения  в 5 раз превышает среднероссийский  уровень).

2. Низкая инвестиционная  привлекательность края для проведения активных структурных преобразований в экономике.

3. Низкая степень  освоения отдельных видов минерально-сырьевых  ресурсов края.

4. Ухудшение  качества сельскохозяйственных  земель.

5. Концентрация  производственных мощностей основных отраслей промышленности на незначительном количестве организаций.

6. Высокая степень  износа основных фондов организаций.

7. Неразвитость  и отсутствие некоторых элементов  рыночной и производственной  инфраструктуры.

8. Относительно  низкий уровень квалификации рабочей силы.

9. Деформированная  структура внешнеторгового оборота  (удельный вес экспорта в ВРП  края в 2001 г. составил 12 процентов  или в 3 раза меньше, чем доля  экспорта в ВВП России).

10. Низкий уровень  менеджмента для обеспечения  высоких темпов роста конкурентоспособности организаций.

11. Дотационность  бюджета Ставропольского края.

12. Высокий уровень  бедности населения и высокая  степень дифференциации уровня  его доходов.

Потенциальные возможности (внешние факторы):

1. Проводимая  в Российской Федерации налоговая политика позволяет:

снизить налоговое  бремя на товаропроизводителей и  создать условия для легализации  бизнеса;

дебюрократизировать экономику, создать благоприятный  инвестиционный и предпринимательский  климат, выровнять условия конкуренции.

2. Реформа системы  межбюджетных отношений формирует  объективные подходы к выравниванию  уровня бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации.

3. Постоянное  повышение жизненного уровня  и покупательской способности  населения России является дополнительным финансовым источником для развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод.

Угрозы (внешние  факторы):

1. Географическая  близость к зонам политической  нестабильности в регионах Северного  Кавказа и Закавказья.

2. Снижение объемов инвестиций, поступающих из-за пределов территории края.

3. Недостаточный  уровень государственного регулирования  миграционных процессов.

4. Неэффективность  существующего механизма финансового  оздоровления организаций.

5. Неразвитость  фондового рынка и высокая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сравнении со средней рентабельностью основных отраслей экономики края.

6. Наметившаяся  за последние два года тенденция  падения закупочных цен на  зерно и отсутствие механизмов  государственного регулирования закупок зерна на федеральном уровне.

7. Проводимая  крупными финансово-промышленными  группами и корпорациями стратегия  трансфертного ценообразования  по "выводу" прибыли за пределы  края и минимизации налоговых  платежей, уплачиваемых в бюджет Ставропольского края.

8. Неблагоприятная  конъюнктура российского рынка  для развития тонкорунного овцеводства.

 

 

 

2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае

 

Северо-Кавказский регион и в том числе Ставропольский край, с его благоприятными природно-климатическими условиями, плодородными землями и обширными пастбищами, всегда притягивал к себе мигрантов из разных уголков бывшего Советского Союза. Но за последние годы, прошедшие с момента распада СССР, миграционные процессы в регионе претерпели существенные изменения. В первой половине 90-х годов Северный Кавказ испытал на себе сильное влияние стрессовых миграций, которые едва не превратили его в зону бедствия: из 7 миллионов человек - ежегодных участников миграционного процесса в России - десятая часть пришлась на этот регион.

В числе беженцев, устремившихся на Северный Кавказ в  последние годы, есть и те, кто  спасались от землетрясения в  Армении, и те, кто бежали из зон  боев и от этнических чисток в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, даже Таджикистане. А этнические распри внутри самой России (осетино-ингушский конфликт, войны в Чечне и в Дагестане) добавили к ним новые, еще более мощные потоки вынужденных переселенцев. Даже без учета последней (1999 года) волны мигрантов из Чечни, среди лиц, осевших в более или менее «мирных» районах Северного Кавказа, больше половины - это российские граждане, в основном выходцы из «своих», северокавказских республик.

Как ни в каком  другом районе России, на Северном Кавказе  остро стоит проблема обустройства вынужденных переселенцев. К началу 1997 года численность зарегистрированных беженцев и вынужденных мигрантов достигла здесь 200 тыс. человек, что составляет почти шестую часть от их общей численности в России. Две трети этого потока приходилось на хоть и граничащие с зонами конфликтов, но все-таки относительно спокойные «русские» регионы - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область. И более 40 % всех мигрантов, принятых краями и областью в 1997 году, осели именно в Ставрополье.

Ставрополье активно принимает переселенцев из разных регионов страны, в частности, из районов Крайнего Севера. Но тон в формировании контингента новоприбывших жителей края задают все-таки стрессовые миграции. Ставрополье давно уже стало, по сути, «прифронтовым» регионом на южных рубежах России, непосредственно граничащим с мятежной Чечней и неспокойными Ингушетией, Дагестаном, Северной Осетией и Карачаево-Черкесией. Именно оттуда и осуществляется в край массовая миграция. Это обстоятельство повлияло на многие стороны социально-экономической и демографической ситуации в крае.

Основным регионом исхода вынужденных мигрантов в  Ставропольский край была и остается Чеченская республика - оттуда прибыли  более 60 % общего числа беженцев и вынужденных переселенцев. Расселение вынужденных мигрантов в крае осуществляется в основном в районах, приближенных к краевому центру, в крупных городах или в их пригородах. Наименее привлекательными для мигрантов являются засушливые граничащие с Чечней восточные районы края, на их территории осело лишь 5 % всех прибывших в край. Даже постоянное население из Нефтекумского, Курского и Степновского районов под воздействием все той же «чеченской угрозы» перетекает во внутренние районы края. То есть фактически в Ставрополье на границе с Чечней - задолго до нынешней военной операции федеральных властей - начал стихийно формироваться «санитарный кордон».

Незначительна - по официальной статистике - доля вынужденных  мигрантов и в районе Кавказских Минеральных Вод. Однако здесь сложно получить прописку, поэтому многие реально прибывшие сюда просто не регистрируются.

Больше половины прибывших в край вынужденных  мигрантов (58 %) осели в сельской местности. Хотя в некоторых районах, центрами которых являются малые города, наблюдалась и противоположная картина: там большая часть мигрантов расселялась в городах. Объясняется это главным образом тем, что по прибытии первых переселенцев местные власти в одних районах края активно регулировали их расселение, направляя прибывших в села, а в других районах пустили этот процесс на самотек, и здесь многие мигранты осели в городах. Позже эта тенденция расселения - по разным типам населенных пунктов в разных районах - закрепилась, так как последующие волны мигрантов оседали преимущественно там, где уже проживали их родственники и знакомые.

Основу миграционного  потока составляют русские – 80 %. Однако интенсивность притока представителей ряда других национальностей (в сравнении с их долей в населении края) гораздо выше, причем «иноязычные» мигранты стремятся селиться компактно. В результате внутри края выделилась зона с повышенной долей армян и греков (территория Кавказских Минеральных Вод), зона с повышенным удельным весом северокавказских народов (восточные и юго-восточные районы), а также уникальный по этническому составу Нефтекумский район, где русских меньше половины, зато необычно высока концентрация тюркских (ногайцев, туркмен) и кавказских народов.

Информация о работе Современные проблемы миграции в Российской Федерации