Современные проблемы миграции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является выявление современных проблем миграции в Российской Федерации и рассмотрение предложений по совершенствованию управления миграционными потоками.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:
изучить историко-теоретические аспекты миграции;
раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние;
оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском крае;
рассмотреть концептуальные и законодательные вопросы управления миграционными процессами в России.
разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском каре;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Проблемы миграции и ее современное состояние………………………………….9
1.1. Исторические основы миграционных процессов…………………………...9
1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции……………………………...16
1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших
советских республик……………………………………………………………..21
2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края…………………………………………………………………...28
2.1. Миграционные процессы в современной России…………………………..28
2.2. Общая социально-экономическая характеристика
Ставропольского края…………………………………………………………….37
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае…………50
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и
Российской Федерации в целом………………………………………………………...59
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и
предложения по ее совершенствованию……………………………………….59
3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию
добровольного переселения в Российской Федерации
соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации……………77
3.3 Анализ миграционной политики в Ставропольском крае и
совершенствование ее законодательных основ…………………………………85
Заключение……………………………………………………………………………….94
Глоссарий……………………………………………………………………………….102
Список использованных источников………………………………………………….108
Приложения……………………………………………………………………………..114

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 731.00 Кб (Скачать)

Положениями пп. 1 п. 6 ст. 12 и п. 3 ст. 13 Закона, согласно которым  лицо, осужденное за совершение преступления на территории Российской Федерации, лишается  временного убежища или подлежит выдворению (депортации) после отбытия наказания с территории РФ, не согласуется с конституционными принципами равенства всех перед законом и судом и  гарантией государства равенства прав миграция свобод человека и гражданина независимо от их правового положения (ст. 19 Конституции РФ). Осуждение лица за совершение преступления  не может служить основанием для лишения его временного убежища или депортации с территории России. За совершение лицом уголовного преступления действующим уголовным законодательством не предусматривается такой вид наказания, как выдворение из страны. В ст. 44 Уголовного кодекса РФ дан исчерпывающий перечень видов наказания.

Статья 42 Конвенции о  статусе беженцев специально запрещает  оговорки к ст. 1 Конвенции. В пп. «d» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. указано: «оговорка означает односторонне заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединения к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договоров в их применении к данному государству». Таким образом, в ст. 1, 2, 3, 9 Федерального закона «О беженцах» содержатся формулировки, частично исключающие или частично изменяющие юридический смысл ст. 1 Конвенции о статусе беженцев.

Статья 19 Федерального закона «О вынужденных переселенцах», носит  декларативный характер, поскольку  ответственность за нарушение положений  указанных законов не предусмотрена действующим административным и уголовным законодательством.

Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование  миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд  пробелов и недоработок.

  1. Главным недостатком законодательства в области миграции является то, что законодательная база построена на созерцательной позиции и практически полной отстраненности государства от влияния на процессы миграции. Между субъектами миграции и государством отсутствуют партнерские отношения, основанные на взаимном признании прав и обязанностей. Содержащиеся в законах «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» обязанности беженцев и вынужденных переселенцев построены на уровне декларации.14

Полную несостоятельность  показала попытка решить все многообразие проблем миграции внесением дополнений и изменений в законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Законы не являются актами прямого действия, а предполагают принятие целой серии нормативных правовых актов, конкретизирующих их содержание. В частности Федеральный закон «О беженцах» предусматривает издание 11 подзаконных актов. С момента вступления в силу этого Закона прошло почти шесть лет, а до настоящего времени Правительством Российской Федерации принято только 7 нормативных правовых актов, другие нормативные правовые  акты Правительства Российской Федерации не приведены в соответствие с  законом «О беженцах». Аналогичная ситуация с законом «О вынужденных переселенцах».

  1. Необходима подготовка проекта федерального закона об оказании помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных ситуации в субъектах Российской Федерации. Такой законопроект позволит установить порядок финансирования в единую систему расходования материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на восстановление хозяйственных объектов, упорядочит и объединит усилия федеральных органов государственной власти  Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению этой проблемы.
  2. В 1998 г. принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».15 Одна из глав этого Закона устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористических акций, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции. В соответствии с этим Законом порядок возмещения вреда регулируется гражданско-процессуальным законодательством, а порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции, определяется Правительством Российской Федерации. Практика последних лет показывает, что причинивший вред, которому мог бы быть предъявлен гражданский иск, как правило, не бывает найден. В Законе не предусмотрена компенсация за ущерб, причиненный при проведении контртеррористической операции.
  3. Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных процессов привело к неравномерной миграционной нагрузке на субъекты Российской Федерации и существенно осложнило решение вопросов обустройства и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка проекта закона «О государственном регулировании миграционных потоков на территории России на основе установления субъектами Российской Федерации миграционных квот».

Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России.

Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов  исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах.

Миграционная  проблематика затрагивает интересы государства, российского общества и многомиллионных масс населения внутри страны и за её пределами и сопряжена с угрозами национальной безопасности.

В последние  годы федеральными и региональными  органами государственной власти приняты  меры по совершенствованию государственной  миграционной политики Российской Федерации. Проводимая работа приобретает всё более системный характер1. В определённой степени этому способствуют ранее определённые концептуальные подходы в области регулирования миграционных процессов, реализуемые на их основе планы и программы. Дальнейшее развитие на федеральном и региональном уровнях получило миграционное законодательство, насчитывающее 34 федеральных закона и 114 иных нормативных правовых актов, регулирующих иммиграционный, эмиграционный, реадмиссионный, расселенческий, переселенческий, беженский процессы, а также процессы предоставления убежища, внешней трудовой миграции и др. Расширяется международный аспект реализации государственной миграционной политики.

Вместе с  тем современное состояние миграционной системы России вызывает острую необходимость  в определённой корректировке проводимой Российской Федерацией государственной  миграционной политики с учётом существующих и потенциальных угроз её национальной безопасности.

В этом убеждают результаты анализа современного состояния  и прогнозирования тенденций  развития миграционных процессов.

На фоне прогрессирующего сокращения численности коренного  населения страны прогнозируется дальнейшее усиление демографического давления на Россию со стороны государств с избыточным населением, в первую очередь Китая. Значительный и практически нерегулируемый миграционный приток из государств - участников СНГ уже испытывают промышленно развитые центральные и южные регионы России.

Наиболее сложная  миграционная обстановка складывается в Южном федеральном округе. Значительную миграционную нагрузку испытывают Краснодарский  и Ставропольский края, Волгоградская  и Ростовская области. Так, миграционный прирост населения Краснодарского края в 1989-2004 гг. составил 503600 человек (10,9 % населения), а общее количество населения, по данным последней переписи, - 5130200 человек (3-е место в России после Москвы и Московской области).

В условиях дефицита рабочей силы и невозможности  его полной компенсации за счет внутренней миграции и естественного прироста населения существует объективная необходимость в восполнении трудовых ресурсов.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется неблагоприятная  динамика незаконной иммиграции в страну. Существующая система контроля за въездом в Российскую Федерацию, выездом из неё и пребыванием иностранных граждан на её территории не позволяет эффективно регулировать иммиграционный процесс, располагать объективными данными о количестве иностранных граждан, реально находящихся в стране. Государственная статистика в этой сфере не обеспечивает необходимой достоверности данных.

Между тем количество иностранных граждан, проследовавших через Государственную границу  РФ, исчисляется десятками миллионов  и продолжает нарастать. Также увеличивается количество лиц, не пропущенных через Государственную границу: за последние 4 года - более чем в 3 раза. Среди них были задержаны несколько сотен миссионеров, представителей нетрадиционных религиозных экстремистских учений.

Следовательно, необходимо оперативное решение вопросов по межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о реадмиссии. Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о . Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС.

Практические  меры в миграционной сфере органами государственной власти осуществляются ненадлежащим образом:

  • в большинстве субъектов РФ не выполняются нормы Федерального закона о необходимости создания Центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • не в полной мере обеспечен надлежащий контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка пребывания на территории Российской Федерации;
  • не на должном уровне обеспечен контроль за работодателями и иностранной рабочей силой;
  • не создан интегрированный центральный банк данных по учёту иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

На сегодняшний  день реализация государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях осуществляется без её увязки с демографической политикой России при неудовлетворительном ресурсном обеспечении нескольких разобщённых программ и планов.

Одна из них  связана с решением проблемы государственной  поддержки вынужденных переселенцев и беженцев. На начало текущего года на учете в ФМС России состояло свыше 130 тыс. вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье (50,9 тыс. семей). Вместе с тем расходы федерального бюджета на жилищное обустройство этой категории мигрантов резко сокращены. Если в 2002 г. выделялось 991 млн. руб., то в 2004 и 2005 г. - уже по 250 млн. руб. Для решения же данной проблемы в целом требуется 29 млрд. руб., что при нынешнем уровне финансирования может растянуться на 116 лет.

За последние 2 года наведён порядок в учёте  внутриперемещённых лиц. Снято с  учёта свыше 110 тыс. человек, что позволило сэкономить около 2 млрд. руб. из средств федерального бюджета, выделявшихся на их содержание. Только в Чеченской Республике подразделениями ФМС России проверено по учётам более 150 тыс. человек, обратившихся за получением компенсации за утраченное жильё и имущество. Выявлено 12627 незаконных обращений, что позволило сэкономить более 4,4 млрд. руб. Работа в этом направлении продолжается.

Едва обозначается поддержка добровольной миграции в  Россию из государств - участников СНГ, хотя некоторые субъекты федерации, органы государственной власти и организации прилагают определённые усилия. Так, с 6-часовым вещанием в сутки работает радиостанция «Содружество», функционирует Интернет-сайт ФМС России, ряд программ в поддержку соотечественников принят Правительством Москвы, Центром стратегических исследований в миграционной сфере в Приволжском федеральном округе.

К сожалению, на государственном уровне до сих пор  не разработаны схемы оптимального расселения потенциальных мигрантов  из числа соотечественников и иностранных граждан, мы не знаем их общего количества и потребностей в них рынка труда.

Вывод очевиден: без федеральной целевой миграционной программы реализация государственной  миграционной политики и в перспективе  обречена на половинчатость и фрагментарность.

Отсутствие  скоординированной государственной  миграционной политики является первопричиной  многих недостатков в осуществлении  региональной миграционной политики.

Далека от совершенства система квотирования. Так, заявляемые большинством субъектов РФ квоты на приглашение иностранных граждан для трудовой деятельности нередко занижаются и существенно расходятся с реальной ситуацией на рынке труда. Регионы не имеют чёткого представления о требуемом количестве трудящихся-мигрантов, что не позволяет оценить потребности страны в целом в иностранной рабочей силе. Очевидно, что прошлогодняя квота в 213 тыс. человек и нынешняя, на 1000 человек её превысившая, не соответствуют реальным потребностям страны в трудовых ресурсах.

Информация о работе Современные проблемы миграции в Российской Федерации