Современные проблемы миграции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является выявление современных проблем миграции в Российской Федерации и рассмотрение предложений по совершенствованию управления миграционными потоками.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:
изучить историко-теоретические аспекты миграции;
раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние;
оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском крае;
рассмотреть концептуальные и законодательные вопросы управления миграционными процессами в России.
разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском каре;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Проблемы миграции и ее современное состояние………………………………….9
1.1. Исторические основы миграционных процессов…………………………...9
1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции……………………………...16
1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших
советских республик……………………………………………………………..21
2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края…………………………………………………………………...28
2.1. Миграционные процессы в современной России…………………………..28
2.2. Общая социально-экономическая характеристика
Ставропольского края…………………………………………………………….37
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае…………50
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и
Российской Федерации в целом………………………………………………………...59
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и
предложения по ее совершенствованию……………………………………….59
3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию
добровольного переселения в Российской Федерации
соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации……………77
3.3 Анализ миграционной политики в Ставропольском крае и
совершенствование ее законодательных основ…………………………………85
Заключение……………………………………………………………………………….94
Глоссарий……………………………………………………………………………….102
Список использованных источников………………………………………………….108
Приложения……………………………………………………………………………..114

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 731.00 Кб (Скачать)

Сокращение коренного  населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение  их иммигрантами не отвечает геополитическим  интересам РФ. Ситуация на Дальнем  Востоке требует принятия срочных мер: 1) укрепление контрольно-визовой службы на границе для пресечения нелегальной миграции; 2) создание нормальных социально-экономических условий для местного населения; 3) массовое привлечение эмигрантов из стран СНГ в этот регион с перспективой  трудоустройства и получения российского гражданства.

Все это должно способствовать решению следующих задач:

- заселению пустующих земель и защите их от миграционной экспансии со стороны стран Юго-Восточной Азии;

- ослаблению миграционных потоков в центральные густонаселенные и южные регионы страны;

- уменьшению оттока местного населения вглубь страны.

По словам Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать  привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для граждан России, но и для наших соотечественников, и для тех иностранцев, кто готов и хочет поработать у нас временно».

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся  вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать свободный рынок рабочей силы, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто, по сути, не знает, где они были, чем они занимались. По Федеральной  миграционной службы (ФМС), только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15 % имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем.  В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и  государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на  торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20 % ВВП этой страны, граждан Молдавии – 30 % .  Почти 50 % всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов. Немалая часть этих денег оседает в карманах наших коррумпированных чиновников, которые закрывают глаза на многочисленные нарушения со стороны мигрантов. В стране уже сложилась «системная коррупция», которая порождает нелегальную миграцию, питается от нее и покрывает ее. По экспертным оценкам российские чиновники  в год берут разного рода взяток до 40 миллиардов долларов, определенно не малая  часть этих денег идет и от мигрантов.  
Данная ситуация не нормальна,  когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим  мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам.

Пример тому трагедия произошедшая на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран СНГ. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и милиции.

Нам представляется, что  оптимальный путь – квотировать  миграцию, как это делают в западных странах, во-первых, это уменьшит поток  нелегальной миграции, во-вторых, это  даст возможность выбора кадров, ведь нам нужны хорошие специалисты врачи, инженеры, программисты, а не только дворники. Еще для улучшения контроля и трудоустройства мигрантов, необходимо в каждом регионе создать свою биржу труда со своим банком данных. На основе закона установить порядок, когда мигрант с мандатом мог бы получить работу у работодателя только через биржу, при этом ему должны быть гарантированны нормальные условия труда, оплаты и соцпакета. С работодателя должна взиматься госпошлина за каждого гастарбайтера. Без ведома биржи не должен заключаться ни один трудовой договор, при чем  все должны исправно платить налоги государству. Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны. Государство столкнулось с непростой задачей защиты населения от незаконной миграции и сохранения культурной идентичности при необходимости решать нарастающие проблемы демографического дисбаланса. «Если сегодня общество будет закрывать глаза на нарастающий национализм, то завтра он может  закрыть глаза этому обществу». 
         Даже беглый анализ миграционной ситуации в стране позволяет сделать следующий вывод: у народа кроме негатива и обеспокоенности за наше будущее миграционный вопрос ничего не вызывает.

Бесконтрольность миграционных процессов  может опасно поменять исторически сложившуюся этнодемографическую карту регионов, привести к межэтнической и межрелигиозной напряженности, обострению криминальной обстановки в стране. В ответах чиновников часто проглядывает некоторая растерянность оттого, что предпринимаемые меры по борьбе с незаконной миграцией не дают ожидаемого эффекта. Эксперты, работающие в миграционных службах МВД и других государственных структурах, полагают, что виной неэффективности принимаемых мер являются, главным образом, нехватка средств и коррумпированность местных чиновников.  Естественно, милицейскими рейдами в поисках нелегалов по рынкам и стройкам эту проблему не решить. Эксперты, занимающиеся этой проблемой, видят главную причину пробуксовки проводимой миграционной политики в том, что нет системы регулирования миграционного напора извне и распределения его внутри страны. Решение миграционных проблем должно базироваться не только на ограничительных мерах в рамках борьбы с незаконной миграцией, но и на мерах по стимулированию легализации  мигрантов. В 2005 году за организацию незаконной миграции было возбуждено 370 уголовных дел, к административной ответственности привлечено более 1,5 млн. человек. «Однако исключительно репрессивными мерами порядок мы не наведем, - убежден директор ФМС Константин Ромодановский. Необходимо предпринимать шаги по легализации мигрантов, чтобы они «выходили из тени» и платили налоги».

Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. У власти нет достаточно осмысленной специальной программы по упорядочению миграционных процессов и балансировки рынка труда. Правительство пытается что-то делать с миграционными потоками, намериваясь направлять их в опустевшие регионы, но последние естественным образом тянутся к Москве и другим крупным городам. Специальных исследований в этом направлении не проводилось в  связи с отсутствием финансирования, а современные статистические данные по незаконной миграции весьма скупы. Государству необходимы обратная связь с мигрантами и координация с организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо  научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал премьер-министр  В.В. Путин: «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». Тогда может и местные жители будут более доброжелательны.  Проблема миграции как явление не только социально-экономическое, но и политическое должна решаться при самом пристальном внимании со стороны общества и государства. 

Конечно, разработка и  осуществление эффективных мер  в области борьбы с нелегальной и тем более криминальной миграцией в России необходимо. Тот факт, что Россия оказалась включенной в глобальную структурную сеть, превратившую нелегальную переправку людей в прибыльный бизнес, требует больших усилий в пресечении этой незаконной деятельности. Однако по-прежнему неоправданно мало внимания уделяется другим видам миграции.

Сейчас проблемы формирования миграционной политики в России все  чаще поднимаются в научных и  политических дискуссиях, в средствах  массовой информации. Миграционная политика, отвечающая потребностям реально складывающейся миграционной ситуации в стране, стала насущной необходимостью. Тот факт, что по масштабам и последствиям первое место в России сегодня занимает уже не вынужденная миграция, а экономическая миграция и особенно ее нелегальная составляющая, заставляет искать новые подходы и решения.

 

2.2. Общая социально-экономическая характеристика Ставропольского края

 

Ставропольский  край в составе России образован  в феврале 1924 года. Край расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа. На севере край граничит с Ростовской областью и Республикой Калмыкия; на востоке - с Республикой Дагестан, Чеченской Республикой; на юге - с Республикой Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой; на западе - с Краснодарским краем. Протяженность границ составляет 1753,5 км.

Территория  края - 66,2 тыс. кв. км (0,4 процента территории Российской Федерации). Расстояние от Ставрополя до Москвы - 1621 км.

Сельхозугодья края занимают 87,8 процента территории края, леса - 1,7 процента, воды - 1,8 процента, прочие земли - 8,7 процента.

Климат умеренно-континентальный. Территория делится на 4 природные (полупустыни, степи, лесостепи, предгорья) и климатические (крайне засушливая, засушливая, неустойчивого увлажнения, достаточного увлажнения) зоны.

Рельеф края разнообразен и делится по абсолютным высотам на низменный (менее 200 м), возвышенный (200-500 м) и горный (более 500 м). Почти 90 процентов площади края расположено на Предкавказской равнине, включающей в себя и Ставропольскую возвышенность (300 - 600 м), где расположен город Ставрополь. В предгорной части края расположены всемирно известные курорты Кавказских Минеральных Вод (города Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск).

Предгорная  часть территории края является особо  охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации - Кавказские Минеральные  Воды.

Край располагает  высокопродуктивными черноземными почвами. Недра края богаты различными полезными ископаемыми: газом, нефтью, редкоземельными металлами, строительными материалами, лечебными грязями, термальными и минеральными водами. Средняя температура воздуха по краю: январь - 3 - 5 град. С, июль + 17 + 25 град. С0.

Принятая в  крае система административно-территориальных образований включает 26 районов, 10 городов краевого значения. На его территории расположено 19 городов (в том числе 10 городов краевого значения), 6 рабочих поселков, 1 курортный поселок, 736 иных населенных пунктов.

По состоянию на начало 2002 года в крае проживает 2644 тыс. жителей более 90 национальностей, из которых 84 процента составляют русские. Доля городского населения превысила 55 процентов общей численности. Плотность населения - 39,9 человек на 1 кв. км, что почти в 5 раз превышает среднюю плотность по Российской Федерации. Население города Ставрополя - 337,4 тысячи человек. Средний возраст населения края - 37 лет.

Основные отрасли  экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь.

Динамика валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2006 - 2008 годы (в действующих ценах) показывает ежегодное его увеличение: с 40,7 млрд рублей в 2006 году, 58,8 млрд. рублей в 2008 году до 76,2 млрд. рублей в 2007 году. При этом темп роста ВРП в сопоставимых ценах в последние три года составлял: в 2006 году - 104,1 процента, в 2007 году - 106,5 процента, в 2008 году - 108,3 процента.

 

 

 

Таблица 2.1. Валовой региональный продукт

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

ВРП края (в действующих  ценах),       
млн. рублей                          

 
40736,6

 
58807,1

 
76180,5

ВВП Российской Федерации, %         

105,4

109,0

105,0

ВРП края, %                         

104,1

106,5

108,3

В действующих  ценах на душу           
населения, тыс. руб.:             

     

ВВП Российской Федерации            

32,6

50,2

62,5

ВРП Российской Федерации (из суммы    
регионов)                           

 
28,5

 
43,3

 
55,2

ВРП края                            

15,1

21,9

28,5

Место, занимаемое среди субъектов     
Российской Федерации по производству  
ВРП на душу населения               

 
 
59

 
 
59

 
 
56

Информация о работе Современные проблемы миграции в Российской Федерации