Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

 

а) организации с упрощенной структурой;

б) организации с развитой структурой;

по критерию способа создания :

 

а) международные организации, созданные классическим путем –  на основе международного договора с  последующей ратификацией;

б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

 

Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры.

Международная правосубъектность заключается в наличии соответствующих прав и обязанностей, установленных нормами международного права.

Правосубъектность первичных и вторичных субъектов международного права отличается. Так для государств правосубъектность является универсальной, они владеют ей в полном объеме с момента их создания. Нации и народы, которые борются за свое самоопределение, вправе претендовать на признание их субъектами международного права только при соблюдении определенных условий. Сама по себе международная правосубъектность не вытекает автоматически из реализации их права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН.

Правосубъектность международной межправительственной организации ограничена учредительным документом этой организации. Таким образом, их международная правосубъектность носит функциональный характер, поскольку ограничена целями и задачами международной организации закрепленными в ее учредительных документах.

24 вопрос.

Правовые средства разрешения международных споров. Разрешение международных  споров в ООН.

 

Все участники международных  отношений обязаны решать возникающие  между ними споры мирными способами, дабы не подвергать угрозе мир и  безопасность международного сообщества.

 

Институт мирного разрешения международных споров межотраслевой, так как его нормы содержатся в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в праве ряда других отраслей международного права.

Источники института мирного  разрешения международных споров:

Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.;

пересмотренный Общий  акт о мирном разрешении международных  споров 1928 г. (в редакции 1949 г.);

Устав ООН, уставы региональных организаций;

Декларация о принципах  международного права 1970 г.;

заключительный акт СБСЕ 1975 г.;

итоговый документ Венской  встречи 1989 г. и другие документы  СБСЕ, а также обычаи.

 

Государства – члены ООН  приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с  принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных  споров и ситуаций, которые могут  привести к нарушению мира».

 

Декларация о принципах  международного права 1979 г. указывает  на то, что международные споры  разрешаются на основании суверенитета государств в соответствии с принципом свободного выбора способов разрешения спора. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

 

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных  споров существует в виде системы  международно-правовых средств такого урегулирования.

 

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны-государства, участвующие  в любом споре, продолжение которого может угрожать поддержанию мира и безопасности, должны в первую очередь стремиться к разрешению спора посредством «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам  или соглашениям или иными  мирными средствами по своему выбору». В поисках подобного урегулирования государства должны согласовывать  такие средства, чтобы они соответствовали  бы существу спора.

 

В приведенной выше статье Устава ООН названы почти все  известные на сегодняшний день способы  мирного разрешения споров. Не указаны  только «добрые услуги». Некоторые  мирные способы, получившие свое договорно-правовое оформление еще в XIX в., названы в  ст. 33 по-другому. Так, под обследованием  Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, т. е. следственную процедуру, а под примирением – согласительные комиссии.

 

Мирные средства по мере развития в сфере разрешения споров постоянно изменяются. Они меняются в процессе исторического развития и особенностей соотношения сил  на международной арене. Некоторые  способы разрешения разногласий  известны с древнейших времен –  добрые услуги, посредничество и др. Другие получили развитие лишь в XIX в. –  согласительная процедура, арбитраж. Третьи возникли лишь в последние 50 лет  – международные суды, примирительные комиссии, разрешение споров с помощью  международных организаций.

показать содержание

25 вопрос.

Международный договор: понятие, виды, форма и структура. Стороны  в договоре.

Статья 2 Венской конвенции  о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный  договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и  регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое  соглашение в одном документе, в  двух или нескольких связанных между  собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Под действие Венской конвенции  подпадают договоры, заключенные  в письменной форме. Однако государства  могут заключать договоры и в  устной форме. Договоры в устной форме  получили наименование «джентльменских  соглашений». Они имеют такую  же силу, что и договоры, заключенные  в письменной форме.

Международный договор –  основной источник международного права, важный инструмент осуществления внешней  функции государств. На основе международных  договоров учреждаются и функционируют  межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных  договоров, неизбежно затрагивают  остальные отрасли международного права.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего  мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с  целями и принципами Устава ООН.

Объектом права международных  договоров являются сами международные  договоры. Они содержат взаимные права  и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Международные договоры классифицируют по различным основаниям:

по кругу участников:

 

а) двусторонние;

б) многосторонние, которые  подразделяются на:

– универсальные (общие) договоры, в которых участвуют или могут  участвовать все субъекты международного права, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права;

– договоры с ограниченным числом участников – это региональные или партикулярные договоры, число  участников в которых ограничено;

по объекту регулирования  договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и  связи и т. д.;

исходя из возможности  участия:

а) закрытые – уставы международных  организаций, двусторонние договоры. Участие  в таких договорах для третьих  государств предполагает согласие их участников;

б) открытые – может участвовать  любое государство, и такое участие  не зависит от согласия сторон договора;

Закон РФ от 15 июля 1995 г. 101-ФЗ «О международных договорах РФ»  предусматривает следующую классификацию  договоров:

а) международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;

б) межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства  РФ;

в) межведомственные договоры, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий.

Несмотря на эту классификацию, все эти договоры являются договорами России, и, независимо от того, какой  государственный орган заключил договор, он создает права и налагает обязанности на Российскую Федерацию  в целом.

26 вопрос

Заключение, форма и структура  международного договора. Условия действительности и недействительности международного договора.

Международный договор –  это международное соглашение, заключенное  субъектами международного права в  письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или  нескольких связанных между собой  документах, а также независимо от его конкретного наименования. Любой  международный договор является результатом согласования воль государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор  в лице своих высших органов государственной  власти или управления.

 

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные  договоры без необходимости предъявления полномочий. Правительство РФ в пределах своих полномочий заключает международные  договоры (ст. 21 ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации»). Председатель Правительства и Министр иностранных  дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут  переговоры и подписывают международные  договоры. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции  вправе вести переговоры и подписывать  международные договоры межведомственного  характера.

 

В зависимости от органов, заключающих международные договоры, различаются:

межгосударственные;

межправительственные;

межведомственные договоры.

 

Одним из основных этапов разработки договора являются переговоры по согласованию текста договора. Форма принятия договора определяется в процессе переговоров, а если договор принимается в  рамках международной конференции  – правилами процедуры.

 

Принятие текста договора осуществляется голосованием. Тексты двусторонних договоров принимаются  единогласно. Многосторонние договоры могут приниматься без голосования  путем консенсуса. После завершения переговоров наступает необходимость  зафиксировать, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит, т. е. установить аутентичность договора. Применяются также следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров:

включение его текста в  заключительный акт международной  конференции;

принятие международной  организацией специальной резолюции, например открывающей договор для  подписания;

парафирование – постановка уполномоченными своих инициалов.

 

Стадия установления аутентичности  может совпадать с подписанием  договора. Подписание договора является важнейшим способом выражения согласия государства на обязательность для  него договора, если он не требует последующей  ратификации. Оно дает также право  подписавшему договор государству  совершить ратификацию, присоединение.

 

Ратификация – это утверждение  договора высшим органом государственной  власти, в результате чего он приобретает  обязательную для этого государства  силу. Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его  заключение.

 

27 вопрос

Международный суд ООН: правовое положение, компетенция, порядок обращения. Обязательная юрисдикция Международного суда ООН.

Универсальным судебным органом  является Международный суд ООН. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей ООН, государства в полной мере сознают  роль Международного суда, являющегося  верховным судебным органом ООН. Состав международного суда не зависит  от воли сторон и образуется заранее. Компетенция международного суда заключена  в его учредительном акте.

 

Международный суд ООН  учрежден Уставом ООН в 1945 г. как  главный судебный орган ООН. Участниками  Статута Международного суда являются все государства – члены ООН. Суд состоит из коллегии независимых  судей, избранных вне зависимости  от их гражданства из числа лиц  высоких моральных качеств, удовлетворяющих  требованиям, предъявляемым в их странах к лицам, назначаемым  на высшие судебные органы или являющимся юристами с признанным авторитетом  в области международного права.

 

Международный суд ООН  состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены суда избираются Генеральной  Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп  Постоянной палаты третейского суда. Члены Суда избираются на девять лет  и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий судей  первого состава Суда истекает через  три года, а срок полномочий еще  пяти судей – через шесть лет. Члены Суда могут не исполнять  никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать  себя никакому другому занятию профессионального  характера.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву