Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

 

9 вопрос

Принцип невмешательства  во внутренние дела. Примеры противоправного  вмешательства во внутренние дела государств.

Принцип невмешательства  в качестве общего принципа межгосударственных отношений начал формироваться  еще в эпоху буржуазно-демократических  революций, хотя в то время применялся ограниченно, поскольку международное  право во многих случаях допускало  различные формы вмешательства  во внутренние дела государств, включая  вооруженное вмешательство.

В настоящее время принцип  невмешательства определен в  п. 7 ст. 2 Устава ООН и в таких  авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и  суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет  права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства", причем под  вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние  попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции  государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с  развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые  государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однако концепция невмешательства  не означает автоматически то, что  государства могут произвольно  относить к своей внутренней компетенции  любые вопросы. Международные обязательства  государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно  подходить к решению этого  вопроса.

*Вооруженная интервенция  США в Доминиканской Республике.

 

10 вопрос

Принцип равноправия и  самоопределения народов. Содержание и способы его применения.

Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных  отношений. Это право отражено в  принципе самоопределения народов.

Принцип самоопределения  народов в качестве обязательной нормы получил свое развитие после  принятия Устава ООН. Одна из важнейших  целей ООН – «развивать дружественные  отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и  самоопределения народов» (п. 2 ст. 1 Устава).

В Декларации принципов Заключительного  акта СБСЕ подчеркнуто право народов  распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении народов в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

Современное нормативное  содержание самоопределения включает в себя как права народов, так  и соответствующие им обязанности  государств. Праву народов свободно, без какого бы то ни было вмешательства  извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие соответствует  обязанность государств не только уважать  это право, но и содействовать  ему путем совместных и индивидуальных действий.

Без уважения и строгого соблюдения принципа самоопределения  народов невозможно выполнить многие жизненно важные задачи, стоящие перед  ООН, (например, задачу содействовать  всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для  всех, без различия расы, пола, языка  и религии). Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также  поддержание отношений мирного  сосуществования между государствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 г. обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Принцип самоопределения  народов – это право народов, но не обязанность, и осуществление  этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб  территориальной целостности и  политическому единству суверенных государств. Если же народ создает  орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут  рассматриваться как нарушающие принципы невмешательства и суверенного  равенства государств.

Право народов на самоопределение  теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим связано право освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных проблем.

11 вопрос

Принцип суверенного равенства  государств. Содержание и способы  его применения

Принцип суверенного равенства  государств составляет основу современных  международных отношений. Каждое государство  обязано уважать суверенитет  других участников системы и их право  в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также  самостоятельно проводить свою внешнюю  политику.

Данный принцип закреплен  в п. 1 ст. 2 Устава ООН, а также в  уставах международных организаций  системы ООН, в уставах большинства  региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных  организаций, в правовых актах международных  организаций. Он гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства  всех ее Членов».[1]

Элементами принципа суверенного  равенства являются:

1. право государства принадлежать  к международным организациям;

2. право быть или не  быть участником международного  договора;

3. право на нейтралитет.

Основное содержание принципа состоит в следующем: государства  обязаны уважать суверенное равенство  и своеобразие друг друга, а также  все права, присущие суверенитету, уважать  правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах. Государства должны добросовестно выполнять свои обязанности по международному праву.

Цель принципа суверенного  равенства государств — обеспечить юридически равное участие в международных  отношениях всех государств независимо от различия экономического, политического, социального и иного характера. Значение — поддержание международного правопорядка, который может быть обеспечен только при полном уважении юридического равенства участников. Юридическое равенство не означает равенства фактического. Государства  обязаны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутреннее законодательство и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с  другими государствами.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного  равенства будет оставаться важнейшим  элементом системы принципов  современного международного права. Строгое  его соблюдение обеспечивает свободное  развитие каждого государства и  народа.

Принцип суверенного равенства  тесно связан с принципом невмешательства  во внутренние интересы другого государства.

 

12 вопрос

Принцип добросовестного  выполнения международных  обязательств и его закрепление в международных  договорах. Содержание и способы  его применения.

 

Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств

 

Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового  обычая на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее  время находит отражение в  многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Принцип  закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права.

 

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный  принцип закреплен в Уставе ООН.

 

Содержание принципа включает в себя:

 

1. обязанность государства  добросовестно выполнять обязательства,  принятые им в соответствии  с Уставом ООН;

 

2. обязанность государства  добросовестно выполнять свои  обязательства, вытекающие из  общепризнанных принципов и норм  международного права;

 

3. обязанность государства  добросовестно выполнять свои  обязательства, вытекающие из  международных договоров действительных  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права.  При этом добросовестному исполнению  подлежат лишь действительные  международные договоры, не противоречащие  Уставу ООН.

 

Согласно Венской конвенции  о праве международных договоров, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими  добросовестно выполняться. Более  того, «участник не может ссылаться  на положения своего внутреннего  права в качестве оправдания для  невыполнения им договора»[7]. Концепция  добросовестности получила закрепление  в большом числе международных  договоров, резолюциях Генеральной  Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т. д.

 

Рассматриваемый принцип  закреплен и законодательством  РФ. В законе о международных договорах  РФ 1995 года говорится: «Российская Федерация  выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает приверженность основополагающему  принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву».

 

Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет  свое значение положение о том, что  единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

 

Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый  принцип применяется только к  международным договорам, заключенным  добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный  договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

 

 

13 вопрос

 

Принципы территориальной  целостности государств и нерушимости  государственных границ. Примеры  противоправного нарушения государственных  границ.

 

Основное назначение принципа территориальной целостности выражается в защите территории государства  от любых посягательств.

 

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной  целостности и политической независимости  любого государства.

 

Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и  означает обязанность государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности  любого другого государства или  страны.

 

Территория государства  не должна быть объектом военной оккупации  и не должна быть объектом приобретения другим государством, следовательно, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся  результатом угрозы силой или  ее применения.

 

Государства, обязываясь уважать  территориальную целостность друг друга (территориальная целостность — единство территории, на которую распространяется суверенитет государства), должны воздерживаться от любых действий против территориальной целостности или неприкосновенности, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву