Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

 

Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

 

Территория не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или  ее применения. Никакие территориальные  приобретения, являющиеся результатом  угрозы силой или ее применения, не будут признаваться законными.

 

Последнее положение не относится  к действительности договоров по территориальным вопросам, заключенным  по принятия Устава ООН. Как известно, законность отторжения части территории государств, несущих ответственность  за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН[4].

 

Законное изменение территории государства может иметь место  в результате осуществления народом  права на самоопределение. Присоединение  к независимому государству или  создание нового независимого государства  в результате свободного волеизъявления народа является реализацией права  на самоопределение, права на освобождение от иностранного гнета.

 

14 вопрос

Принцип уважения прав и  свобод человека: возникновение, развитие, содержание.

Возникновение принципа уважения прав и свобод связано с принятием  Конституции США, попытками защиты прав человека во время вооруженных  конфликтов в середине XIX — начале XX в., учреждением МОТ.

Принцип закреплен в п.3 ст.1 Устава ООН, его развитие (Всеобщая декларация прав человека 1948, Пакты  о гражданских, политических, экономических  и культурных правах 1966).

В преамбуле Устава члены  ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие  мужчин и женщин...». В статье 1 в  качестве цели членов Организации говорится  о сотрудничестве между ними «в поощрении  и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без  различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует:

 повышению уровня жизни,  полной занятости населения и  условиям экономического и социального  прогресса и развития...

 всеобщему уважению  и соблюдению прав человека  и основных свобод для всех...».

Принцип развивался в двух направлениях:

1) формирование обязательств  государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции — о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984);

2) формирование обязательств  по защите отдельных слоев  населения (женщин, национальных  меньшинств, коренных народов, детей,  жертв вооруженных конфликтов) (конвенции  — о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.).

Субъекты правоотношений (государства и межгосударственные м/н организации).

Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления  — право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода).

Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность  перед сообществом в лице ГА ООН, СБ ООН, МС ООН, региональных политических организаций).

Геноцид, апартеид, расовая  дискриминация, пытки — м/н преступления (влекут ответственность государства  и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) — создаются  м/н судебные органы (трибуналы) и  постоянные м/н суды (МУС ООН)).

Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом сугубо национальной правовой политики. М/н нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное м/н право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение м/н стандартов в области прав человека. Итоговый документ встречи государств — участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью», а документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека».

 

15 вопрос

Принцип разоружения: становление, содержание, развитие. Способы его  применения.

Принцип всеобщего  и полного разоружения под  эффективным международным контролем.

Формирование принципа всеобщего  и полного разоружения как  правовой нормы началось с принятия конкретных договоров по разоружению, например, Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., а также с включения  в Устав ООН статей о праве  Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН обращаться к государствам – членам с рекомендациями по поводу разоружения и регулирования вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в каком он существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практически всех договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении. Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех государств - договоры. Первым среди них является Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целями ООН".

Объектом защиты принципа разоружения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности государств, всей планеты, человечества, т.е. безопасности в самом  широком смысле слова. Объектом сотрудничества государств по реализации принципа разоружения, т.е. объектом в узком смысле слова (предметом), являются конкретные виды вооружений, действия государств или  требование воздержания от каких-либо действий, связанных с разоружением.

Права государств, других субъектов  системы международного права, устанавливаемые  принципом, состоят в том, что  они имеют право: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны, участвующие  в конфликте, не уклонялись от поисков  способов мирного разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к помощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.

Обязанности государств, обусловленные  задачами принципа, состоят прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое в согласованном порядке решение.

16 вопрос

 

Принцип охраны окружающей среды: понятие, содержание, значение. Содержание и способы его применения.

Принципы международно-правового  регулирования в целом принято  подразделять на три группы: общие (общепризнанные) принципы международного права; принципы международного права, имеющие природоохранное  значение; специальные (отраслевые) принципы международного права окружающей среды.

Специальные принципы сформулированы в Стокгольмской декларации 1972 г., Всемирной Хартии природы, принятой ГА ООН 28 октября 1982 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. и иных документах. Следует  выделить следующие основные принципы:

1. Принцип рационального  использования природных ресурсов, обязывающий государства так  осуществлять управление и использование  природными ресурсами, чтобы не  причинять ущерба целостности  экологических систем, а также  проводить серию мероприятий  по воспроизводству и возобновлению  природных ресурсов (Конвенция о  сохранении морских живых ресурсов  Антарктики 1980 г., Конвенция ООН по  морскому праву 1982 г.).

2. Принцип предотвращения  загрязнения окружающей среды  означает, что государства не  должны загрязнять окружающую  среду путем внесения в нее  различных вредных веществ, которые  по своей опасности или в  силу большого количества, превышают  способности окружающей среды  к их обезвреживанию и самовосстановлению. Государства обязаны своими действиями  прямо или косвенно не переносить  ущерб или опасность из одного  района в другой или превращать  один вид загрязнения в другой.

3. Принцип суверенитета  государств над своими природными  ресурсами означает суверенное  право государств разрабатывать  собственные природные ресурсы  согласно своей политике в  области природопользования, охраны  окружающей среды и развития. Правда, он уже давно не имеет  абсолютного характера.

4. Принцип непричинения вреда окружающей среде за пределами национальной юрисдикции обозначает определенные границы, но осуществлению государством суверенитета над природными ресурсами. Из него следует требование к государствам обеспечивать, чтобы деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов. При этом даже наличие вооруженного конфликта не освобождает стороны от выполнения данного требования. Если бы этот институт получил развитие, и имелась чувствительная шкала оценки причинения ущерба окружающей среде, то это обеспечило бы проведение соответствующей экологической политики каждого государства.

5. Принцип охраны окружающей  среды в период военных конфликтов  прямо вытекает из вышеприведенного. Он наиболее полно сформулирован в Конвенции 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

 

6. Принцип оценки воздействия  на окружающую среду. В последние  годы увеличивается количество  общепризнанных принципов международного  экологического права предупредительного  характера, т.е. не связанных  с возмещением уже причиненного  вреда, а нацеленных на некие  превентивные меры. Этот принцип был заложен в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 206), а также в многочисленных региональных договорах - Конвенции по защите окружающей среды региона Красного моря и Аденского залива 1982 г., Конвенции по сохранению и развитию морской среды региона Карибского бассейна 1983 г. и т.д.

7. Принцип ответственности  за ущерб системам окружающей  среды других государств или  международным пространствам. В  системе мер ответственности  по международному праву не  применяются уголовная или административная  ответственность. Основной вид  ответственности за международное  экологическое правонарушение - возмещение  имущественного ущерба. Наиболее  разработанным и часто применяющимся  видом ответственности является  возмещение ущерба, причиненного  в случае загрязнения моря  нефтью (Брюссельская конвенция  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.) и ответственность за ущерб,  причиненный использованием ядерных  энергетических установок (см. например, Венская конвенция об ответственности  за ядерный ущерб 1963 г.).

Поскольку споры между  государствами по вопросам причинения имущественного ущерба неизбежны, в  целях реализации данного принципа в июле 1993 г. в Международном Суде ООН была создана специальная  коллегия (камера), рассматривающая  межгосударственные споры в области  охраны окружающей среды. Одно из первых рассмотренных судом дел касалось возмещения ущерба, причиненного окружающей среде деградацией земель острова  Науру, допущенной в то время, когда  Австралия управляла островом. Суд  принял это дело к рассмотрению 26 июня 1992 г. несмотря на то, что требования по возмещению ущерба касались периода  продолжительностью 70 лет. Правда, впоследствии стороны заключили мировое соглашение.

Другим вариантом разрешения международных экологических споров является рассмотрение дел в Международном  суде экологического арбитража и  примирения, который был учрежден как неправительственная организация  в ноябре 1994 г. Рассмотрение споров ведется по принципу третейского  суда, т.е. стороны заранее признают решение для себя обязательным.

17 вопрос

Принцип сотрудничества государств. Содержание и способы его применения.

Неотъемлемым образом  с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом  и социальном строе, в различных  сферах м/н отношений в целях поддержания м/н мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН.

Одновременно с Уставом  ООН принцип сотрудничества был  зафиксирован в учредительных документах (уставах) многих м/н организаций, в  м/н договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву