Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

 

В резолюции ГА ООН от 14 декабря 1974 г. дано определение агрессии. Согласно этому определению, под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1). Определение содержит как общее понятие вооруженной агрессии, так и указания на конкретные действия, совершение которых составляет акт агрессии. К таким действиям относятся:

 

a) вторжение вооруженных  сил одного государства на  территорию другого, любая военная  оккупация, какой бы временный  характер она ни носила, любая  аннексия с применением силы  территории другого государства  или части ее;

 

b) применение любого оружия  одним государством против территории  другого государства;

 

c) блокада портов или  берегов государства вооруженными  силами другого государства;

 

d) нападение вооруженных  сил одного государства на  вооруженные силы другого государства;

 

e) применение вооруженных  сил одного государства, находящихся  по соглашению на территории  другого государства, в нарушение  условий, содержащихся в соглашении;

 

f) предоставление своей  территории другому государству  в целях использования ее для  совершения актов агрессии против  третьих государств;

 

g) засылка одним государством  вооруженных банд, групп, наемников,  которые осуществляют акты применения  вооруженных сил против другого  государства (ст. 3). Никакие соображения  политического, экономического или  военного характера не могут  служить оправданием акта агрессии (ст. 5, п. 1). Агрессивная война является  преступлением против международного  мира и влечет за собой международную  ответственность (ст. 5, п. 2). Никакое  территориальное приобретение или  особая выгода, полученная в результате  агрессии, не являются и не  могут быть признаны законными  (ст. 5, п. 3).

 

Предмет регулирования права  вооруженных конфликтов включает международный  вооруженный конфликт и вооруженный  конфликт немеждународного характера.

 

Международный вооруженный  конфликт – это вооруженное столкновение двух или нескольких сторон, обладающих международной правосубъектностью, в котором участвуют вооруженные силы:

 

а) суверенных государств;

 

б) национально-освободительного движения и метрополии;

 

в) восставшей или воюющей  стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

 

Борющаяся нация может  вступать в сношения с государствами  и международными организациями, заключать  с ними международные соглашения (в том числе и по военным  вопросам), обмениваться с ними официальными представителями. Дополнительный протокол I (1977) распространяет свое действие не только на войны между государствами, но и на вооруженные конфликты, в  которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной  оккупации и против расистских режимов  в осуществление своего права  на самоопределение (ст. 1).

32 вопрос

 

Международно-правовая защита гражданского населения

 

Международно-правовая защита гражданского населения

Традиционное право вооруженных  конфликтов проявляло прежде всего заботу о защите прав лиц из состава вооруженных сил государств. Гражданское население оставалось вне сферы действия гуманитарных норм международного права, хотя в ряде международно-правовых документов довоенного периода можно встретить упоминания о необходимости обеспечения прав невоюющего населения.

 

Положение изменилось после  второй мировой войны, потому что  ужасные бедствия этой мировой бойни, которые выпали на долю граждан воюющих  стран, сформировали в общественном сознании идею настоятельной необходимости  заполнения этого пробела в международном  праве. Потери среди гражданского населения  были впечатляющи.

С учетом этого на Женевской  конференции 1949 г. была разработана  и принята 4-я Женевская конвенция  о защите гражданското населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе I, принятом в 1977 г. Под защиту 4-й Женевской конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, участвующей в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В нем также устанавливается презумпция гражданского лица, т. е. в случае возникновения сомнений относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, оно будет признаваться таковым до тех пор, пока не будет установлено обратное.

 

Гражданское население, согласно Дополнительному протоколу I, состоит  из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих  под определение гражданских  лиц, не лишает это население гражданского характера.

 

Система защиты гражданского населения, предусмотренная 4-й Женевской  конвенцией и Дополнительным протоколом I, включает общие меры защиты гражданского населения и специальные меры защиты, касающиеся. отдельных категорий гражданских лиц.

 

Общая защита гражданского населения предусматривает следующие  основные принципы. Запрещается нападение  на гражданское население, а также  отказ гражданского населения, полностью  или частично, от прав, признаваемых за ним 4-й Женевской конвенцией и  специальными соглашениями. Нормы международного гуманитарного права применяются  ко всем лицам гражданского населения  противоборствующих сторон без какой-либо дискриминации и должны способствовать смягчению страданий, порождаемых  вой-ной.

 

Запрещается применять любые  меры принуждения физического или  морального порядка к гражданскому населению, равно как и такие  меры, которые могут причинить  физические страдания или привести к уничтожению гражданских лиц. Это положение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям или медицинским и  научным опытам, но равным образом  ко всякому другому грубому насилию  со стороны представителей гражданских  или военных властей. Никто не может быть наказан за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и любые  меры запугивания или террора, запрещены.

 

51

 

венция воспрещает ограбление гражданского населения, взятие в заложники, а также репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества.

 

В соответствии с 4-й Женевской  конвенцией и Дополнительным протоколом I гражданское население при любых  условиях имеет право на уважение личности, чести, семейных прав, религиозных  убеждений и обрядов, привычек и  обычаев. С ним всегда должны обращаться гуманно. Гражданские лица получают возможность обращаться к державам-покровительницам, МККК, национальному обществу Красного Креста страны, где они находятся, а также к любой организации, которая может оказать им помощь.

 

Специальные меры защиты включают оказание специальной помощи раненым, больным, инвалидам, беременным женщинам. Кроме того, женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь, и в частности от изнасилования, принуждения к проституции или  любой другой формы покушений  на их нравственность. В Дополнительном протоколе, кроме того, предусматриваются  специальные меры в отношении  защиты прав женщин и детей, а также  беженцев, апатридов и журналистов. В нем подробно излагаются их права  и обязанности сторон в конфликте  принимать меры по их предоставлению и обеспечению.

 

33 вопрос

Право внешних сношений: понятие, предмет, источники.

Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей международного права. Она является результатом  дипломатической деятельности, которая  возникла как совокупность официальных  контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

 

а) дипломатическое право;

б) право специальных миссий;

в) дипломатическое право  в его применении к отношениям государств с международными организациями  или в рамках международных конференций;

г) консульское право.

 

Важным является то, что  внешние сношения государства, имеющие  официальный характер и осуществляемые специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных  связей, в которых могут участвовать  индивиды и общественные организации («народная дипломатия»). Во внешних  сношениях государство выступает  как целостное образование, как  единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета международно-правовой правосубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектности на международной арене органов государства, выполняющих функции организации внешних сношений.

 

Основными институтами права  внешних сношений являются дипломатическое  и консульское право. Дипломатическое  право необходимо для реализации государством права посольства, которое  состоит из:

активного права - это право  государства открывать дипломатические  представительства за рубежом;

пассивного права - это  право государства принимать  иностранные посольства.

 

Дипломатическое право состоит  из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

Венской конвенции о дипломатических  сношениях 1961г.;

Конвенции о специальных  миссиях 1969 г.;

Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических  агентов, 1973 г.

 

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения  между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское  право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих  конвенциях:

Венской конвенции о консульских  сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);

различных двусторонних консульских  конвенциях между государствами.

 

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для  защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства  на территории другого.

 

Консульские отношения могут  существовать и при отсутствии между  государствами дипломатических  отношений (например, в случае признания  государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

 

34 вопрос

 

Общая характеристика органов  внешних сношений государства.

 

Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

 

Первые постоянно находятся  на территории данного государства  и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

 

К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства, правительство и его глава.

 

Традиционными полномочиями парламентов в области внешних  сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров; определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

 

Глава государства осуществляет высшее представительство государства  в международных отношениях. Разделенная  между главой государства и парламентом  компетенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация  международных договоров и др. Согласно международному праву глава  государства (равно как и глава  правительства, и министр иностранных  дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности).

 

Глава правительства и  правительство в целом намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения  на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями.

 

Специальные внутригосударственные  органы внешних сношений представляют государство только в одной области  его внешних связей. Специальными внутригосударственными органами внешних  сношений могут быть министерства и  ведомства в рамках, устанавливаемых  внутригосударственным законодательством. Например, ведомство иностранных  дел - орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями государства.

 

Зарубежные органы внешних  сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и временные.

 

Постоянные: дипломатические  представительства государств, аккредитованные  в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву