Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:56, автореферат

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать особенности осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности (на примере субъектов Южного федерального округа РФ).

Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:

1. Дать общую характеристику российского и международного законодательства, регламентирующего порядок и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

2. Исследовать понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности.

3. Изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в РФ.

4. Рассмотреть негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

5. Проанализировать правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.

6. Рассмотреть структуру органов и организаций, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.

7. Провести эмпирическое исследование судебной и арбитражной практики Южного федерального округа по вопросам, возникающим в процессе осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

 

Анализ гл. 39 Гражданского кодекса  Российской Федерации и Закона об аудите позволяет утверждать, что  в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения договора возмездного оказания, по крайней мере договора на оказание аудиторских услуг, тесная связанность процесса исполнения результата и качества не влияет на ответственность аудиторской организации как предпринимателя. Несмотря на то что аудитор не может гарантировать результат достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательства, он в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ должен нести повышенную ответственность, отвечать за свои ошибки, которые могли бы быть обнаружены в силу его достаточно профессиональной подготовленности.

 

В главе 3 «Особенности правового регулировання  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства  в Южном федеральном округе»  рассмотрена система экономических  агентов внешнеэкономической сферы  и проанализирован внешнеэкономический статус публичных лиц.

 

В параграфе 3.1 «Правовые основы регулирования  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства  в Южном федеральном округе»  В настоящем параграфе предполагается рассмотреть специфику нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности осуществления внешнеэкономической деятельности в Южном федеральном округе.

 

Прежде всего, необходимо отметить, что в отдельных субъектах  округа - Волгоградской и Астраханской областях - действуют рамочные законы о внешнеэкономической деятельности. Так, Закон Волгоградской области от 04.12.2002 N 762-ОД (ред. от 11.06.2008) «О международных связях и внешнеэкономической деятельности Волгоградской области»21 устанавливает порядок осуществления международных связей и внешнеэкономической деятельности Волгоградской области на основании ее прав и законных интересов как субъекта Российской Федерации. В этой связи Закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения действия соглашений Волгоградской области об осуществлении международных связей и внешнеэкономической деятельности.

 

Помимо Закона «О международных  связях и внешнеэкономической деятельности Волгоградской области», в области  действуют также следующие законодательные  акты:

 

- «О налоговых льготах инвесторам  на территории Волгоградской области»;

 

- «О государственной поддержке  малого предпринимательства на  территории Волгоградской области»;

 

- «О порядке создания зон  экономического развития на территории  Волгоградской области»;

 

- «Об инвестиционной деятельности  в Волгоградской области»;

 

- «О порядке предоставления  государственных гарантий в Волгоградской  области» и др.

 

Волгоградская область ведет активную внешнеэкономическую деятельность со многими странами мира.

 

По состоянию на 1 января 2009 года на территории Волгоградской области зарегистрировано около 360 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), в числе которых представлены фирмы более 50 стран. Наибольшую активность в регионе проявляют компании США, Великобритании, Германии, Турции, Италии, Украины, Чехии, Китая, Греции, Польши, Узбекистана.

 

Так, на территории Ростовской области  действует ряд законодательных  актов, регламентирующих правовое положение  и особенности осуществления  субъектами предпринимательства внешнеэкономической  деятельности.

 

Закон Ростовской области № 151-ЗС от 01.10.04 «Об инвестициях в Ростовской области»22 направлен на привлечение инвестиций в Ростовскую область

 

21 Закон Волгоградской области  от 04.12.2002 N 762-ОД (ред. от 11.06.2008) «О  международных связях и внеш-неэкономической  деятельности Волгоградской области» // http://www.volganet.ru/iij/avo.html [14.06.2010]

 

22 Закон Ростовской области №  151 -ЗС от 01.10.04 «Об инвестициях  в Ростовской области» // СПС «Консуль-тантПлюс», 2010.

 

и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Также можно выделить еще несколько  законодательных актов, регулирующих указанную сферу:

 

- Закон Ростовской области №  20-ЗС от 13.05.08»0 развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»;

 

- Областная целевая программа  развития субъектов малого и  среднего предпринимательства в  Ростовской области на 2009-2011 годы;

 

- Областная целевая программа  поддержки экспорта в Ростовской  области на 2009-2010 годы;

 

- Постановление Администрации  области от 30.03.2009 № 141 «О предоставлении  субсидий организациям-экспортерам  в целях возмещения части затрат  по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных  организациях»;

 

- Постановление Администрации Ростовской области от 30.04.2009 № 203 «О порядке предоставления субсидий организациям-экспортерам готовой продукции в целях возмещения части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов»;

 

- Постановление Администрации  Ростовской области от 04.05.2009 №  205 «О порядке предоставления  субсидий организациям-экспортерам  готовой продукции в целях  возмещения части затрат, связанных  с исполнением договоров аренды  выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, промоутерских кампаниях за рубежом»;

 

- Постановление Администрации  Ростовской области от 04.05.2009 №  205 «О порядке предоставления  субсидий организациям-экспортерам  готовой продукции в целях возмещения части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, промоутерских кампаниях за рубежом» и др.

 

На территории Краснодарского края в настоящее время действует долгосрочная Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года23.

 

При разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (далее - Стратегия) администрация Краснодарского края исходила из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, определенным в следующих документах:

 

- Послание Президента Российской  Федерации;

 

- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы);

 

23 О Стратегии социально-экономического  развития Краснодарского края  до 2020 года: Закон Краснодар-ского  края от 16 апреля 2008 года №1465-КЗ  И http://krasnodar. ru/content/128/ [13.07.2010]

 

- Положение о разработке Сводного  доклада о результатах и основных  направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на 2006—  2008 годы;

 

- Концепция долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации;

 

- Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

 

- стратегии федеральных министерств  и ведомств Российской Федерации.

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта.

 

Участие Краснодарского края в решении  задач социально-экономического развития страны в целом определяется его  объективным экономико-географическим потенциалом, сложившейся структурой экономики и социальной сферы края.

 

Цель и стратегические направления  развития края являются основой для  формирования конкретизирующих их комплексных  программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).

 

Следует также отметить, что в  настоящее время ведется активный законотворческий процесс в направлении развития сотрудничества субъектов Южного федерального округа с другими регионами РФ.

 

Так, на сегодняшний день администрацией Краснодарского края подписаны соглашения с 78 субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На подписании находится проект соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Краснодарским краем и Ямало-Ненецким автономным округом.

 

Работа в области межрегионального сотрудничества до последнего времени  имела характер только рамочный. Не производилась аналитика регионов Российской Федерации (потенциальных  инвестиционных возможностей, спрос  и предложение на конкретные виды продукции).

 

В параграфе 3.2 «Структура органов  и организаций, осуществляющих регулирование  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства  в Южном федеральном округе»  исследуется структура органов  и организаций, осуществляющих регулирование  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе на примере нескольких субъектов - Ростовской области, Республики Калмыкия и Краснодарского края.

 

В настоящее время на территории Ростовской области регулирование  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства осуществляет

 

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических  связей Ростовской области24.

 

В соответствии с Положением, министерство является областным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации на территории Ростовской области государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития малого предпринимательства, туризма, межрегионального сотрудничества, внешнеэкономической деятельности, торговли, потребительского рынка и услуг, экономического развития муниципальных образований, инвестиционной деятельности, мобилизационной подготовки экономики Ростовской области, размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

 

К органам, осуществляющим регулирование  ВЭД субъектов предпринимательства  в Ростовской области также можно  отнести областную межведомственную комиссию по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства созданную в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 24.09.99 г. № 349.

 

Еще один орган, регулирующий указанную  сферу деятельности - это Агентство  инвестиций и развития Ростовской области. В соответствии с Законом Ростовской области № 151-ЗС от 01.10.04 «Об инвестициях в Ростовской области», агентство инвестиций и развития Ростовской области - организация, с которой на конкурсной основе заключается государственный контракт и поручаются работы по организации инвестиционного процесса в Ростовской области и привлечению инвестиций.

 

На территории Республики Калмыкия руководство внешнеэкономической  деятельностью субъектов предпринимательства  осуществляет Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия.

 

Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке и реализации политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Калмыкия, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, инвестиционной деятельности, разработки предложений развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности, формирования республиканских и ведомственных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Республики Калмыкия, функционирования и развития системы размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Республики Калмыкия.

 

24 Об утверждении положения о  Министерстве экономики, торговли, международных и внешнеэкономических  связей Ростовской области: Постановление  Администрации РО от 14.06.2007 № 245 (ред. от 26.10.2007) // http://ric264.ru/2008/03/03/ оЬ20г-2акопоёа1еЬ1уа-гоБ1оУ5ко)-оЬ1а5П-6/ [12.06.2010]

 

Необходимо также отметить, что  на сегодняшний день в субъектах  округа создается система органов  исполнительной власти, основной функцией которых является координирование  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

 

В параграфе 3.3 «Исследование судебной и арбитражной практики Южного федерального округа по вопросам, возникающим в  процессе осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической  деятельности» изложены результаты рассмотрения 350 гражданских дел, рассмотренных Арбитражным судом Южного федерального округа (12 дел), Арбитражным судом Ростовской области (150 дел), Арбитражным судом Краснодарского края (45 дел), Арбитражным судом Астраханской области (115 дел), Арбитражным судом Волгоградской области (33 дела).

 

1. Большинство изученных дел  были рассмотрены арбитражными  судами в связи с нарушением  норм главы 16 Кодекса об административных  правонарушениях РФ «Административные  нарушения в области таможенного дела (таможенных правил)». Подобные дела составили 64% всех рассмотренных материалов.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации