Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
2.Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
3.Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
4.Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации

Содержание

Введение 3
1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике 4
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение. 4
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон 8
2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ 10
3. Особые экономические зоны в России 18
3.1 История организации ОЭЗ в России 18
3.2 Особые экономические зоны России в наше время 18
3.3 Классификация ОЭЗ в России 19
3.3.1 Технико-внедренческие ОЭЗ 19
3.3.2 Промышленно-производственные ОЭЗ 22
3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ 23
3.3.4 Портовые особые экономические зоны 25
3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

ОЭЗ испр.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     На Коллегии отмечалось, что ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории Грязинского района Липецкой области и Елабужского района Республики Татарстан были созданы на основании постановлений Правительства России от 21 декабря 2005 года.

     Как следует из материалов проверки, сложившаяся экономическая ситуация не позволила в полной мере реализовать цели, определенные в заявках на участие в конкурсе. В то же время, удалось достичь определенных успехов. ОЭЗ "Липецк" привлечено 17 резидентов и 7,5 млрд руб частных инвестиций, введены в эксплуатацию 3 промышленных предприятия по производству комплектующих для холодильного оборудования, стекла и металлокорда для автошин. Объем произведенной ими продукции составил 3,2 млрд руб, экспорт - 74,7 млн руб. Дополнительно создано 953 рабочих места. ОЭЗ "Алабуга" привлечено 9 резидентов и 11,8 млрд руб частных инвестиций. Введены в эксплуатацию предприятия автомобилестроения (ООО "Соллерс-Елабуга") и переработки полимеров (ЗАО "Полиматиз"). Объем произведенной ими продукции составил 15,1 млрд руб, экспорт -9,1 млн руб. Дополнительно создано 1 698 рабочих мест. За период с 2006 по 2009 годов завершено строительство и  введены в эксплуатацию 59 объектов инфраструктуры экономических зон на общую сумму 8,5 млн руб.

     Вместе с тем, в нарушение условий Соглашений о создании ОЭЗ инвестиции в объекты инфраструктуры ОЭЗ осуществлялись в меньших размерах, чем было определено Перечнями объектов данных экономических зон, что обусловило невысокие темпы их строительства и перенос сроков ввода в строй.

     Кроме того, в представленных на Коллегии материалах отмечается, что проверкой установлены факты неэффективного использования бюджетных средств, в том числе оплата работ по цене договоров, начальная стоимость которых была рассчитана с завышениями на общую сумму 1,48 млн руб, оплата поставленного оборудования и материалов по завышенной цене на общую сумму 41,7 млн руб, оплата проектных работ в сумме 2,2 млн руб, результаты которых не востребованы.

     Коллегия решила направить представление в ОАО "ОЭЗ", информационные письма в Правительство, Минэкономразвития России, Президенту Республики Татарстан и в администрацию Липецкой области. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания [28].

 

      Заключение

 

     Особые (свободные) экономические зоны появились на территории Российской Федерации давно. Процесс их создания и существования в полной мере отражал переходный период в становлении рыночных отношений, формировании новой законодательной базы. Нестабильность в первую очередь законодательства о налоговых льготах, несогласованность действий федеральных и региональных властей приводили к значительным налоговым рискам. Легализация свободных экономических зон, а затем лишение субъектов РФ права предоставлять налоговые льготы привели к оттоку капитала из России. Принятие Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» – очередная попытка нормативного регулирования. Этот закон предусматривает создание особых экономических зон двух типов: промышленно*производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ, которое содержит Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны.

     Порядок включения организации в реестр резидентов особых экономических зон предполагает ее соответствие требованиям, которые предъявляет Закон № 116-ФЗ. Например, по соглашению о ведении промышленно*производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение такого соглашения. Законом № 116-ФЗ также предусмотрены ситуации, при которых резидент особой экономической зоны лишается своего статуса.

     Нельзя не учитывать, что Закон № 116-ФЗ принят в условиях относительной экономической стабильности. Сформированы принципы налогообложения, к основным из которых относится предоставление налоговых льгот. Основные налоговые льготы предусмотрены на федеральном уровне. Полномочия субъектов РФ по предоставлению налоговых льгот значительно ограничены, в первую очередь положениями Налогового кодекса РФ.

     Все это в определенной степени исключает нестабильность, кторая была свойственна свободным экономическим зонам по ранее действовавшему законодательству, а также возможность регистрации на территории особой экономической зоны с целью уклонения от уплаты налогов.

     Резиденты особой экономической зоны платят налоги в общеустановленном порядке, с изъятиями, установленными Налоговым кодексом РФ. Так, льготы предусмотрены по налогу на прибыль организаций, по единому социальному налогу, по налогу на имущество организаций, по земельному налогу. Резидент особой экономической зоны также вправе применять упрощенную систему налогообложения.

     Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

     Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени в локализованных особых зонах удастся создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной, – с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зонах наиболее благоприятным.

 

      Список использованных источников

 

     1. Особые экономические зоны / С. В. Приходько, Н. П. Воловик ; Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. – М. : ИЭПП, 2007. – 268 с.

     2. Википедия – свободная энциклопедия / [электронный ресурс] / Особая экономическая зона – 2010 – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Особая_экономическая_зона

     3. Особые экономические зоны. / [электронный ресурс] / Аналитические статьи/ Хандуев П. Ж. Меньшиков Е. Опыт организации особых экономических зон | ROSEZ.RU – 2008 – Режим доступа: http://www.rosez.ru/index.html?news_id=1922

     4. Лайченкова Н.Н. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации//Современный бухучет, 2006, N 4

     5. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.

     6. Опыт организации особых экономических зон | ROSEZ.RU – 2008 – Режим доступа: http://www.rosez.ru/index.html?news_id=1922

     7. Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность / Особые экономические зоны – 2010 – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreas/

     8. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 137.

     9. Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность /Условия создания особых экономических зон – 01 февраля 2008 – Режим доступа:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreas/conditions

     10. Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность /Прекращение существования ОЭЗ – 01 февраля 2008 – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreas/zone

     11. Факультет международного бизнеса ОМГУ-Страноведческий каталог /[интернет-ресурс]/Соединенные Штаты Америки (2008) – Особенности развития особых экономических зон в США / режим доступа:  http://catalog.fmb.ru/us10.shtml

     12. Страноведческий каталог /[интернет ресурс]/ режим доступа: http://catalog.fmb.ru/index.shtml

     13. Факультет международного бизнеса ОМГУ-Страноведческий каталог /[интернет-ресурс]/Свободные экономические зоны в Китае / режим доступа:  http://catalog.fmb.ru/china12.shtml

     14. Indo-China / [электронный ресурс] / Свободные экономические зоны в Китае – 2007 – Режим доступа:  http://www.indo-china.ru/biss/biss14

     15. Особые экономические зоны. / [электронный ресурс] / Аналитические статьи/ Алпатов А. А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм | ROSEZ.RU – 2008 – Режим доступа: http://www.rosez.ru/index.html?news_id=2285

     16. Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность /технико-внедренческие особые экономические зоны в Российской Федерации (ОЭЗ ТВТ)– Режим доступа:

www.economy.gov.ru/minec/activity/sectionsspecialEconomicAreas/kinds/techn/

     17. Особые экономические зоны. / [электронный ресурс] ОЭЗ «Дубна» | ROSEZ.RU – Режим доступа: http://www.rosez.ru/?region=4

     18.Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность / Промышленно-производственные особые экономические зоны в Российской Федерации (ОЭЗ ППТ)– Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreas/kinds/prom/

     19. Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность / Туристско-рекреационные особые экономические зоны в Российской Федерации (ОЭЗ ТРТ) – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreas/kinds/tour

     20. Особые экономические зоны. / [электронный ресурс] Особая экономическая зона Байкал | ROSEZ.RU – Режим доступа: http://www.rosez.ru/?news_id=726

     21. Министерство экономического развития  Российской Федерации / [электронный ресурс]/ Деятельность / Портовые особые экономические зоны в Российской Федерации (ПОЭЗ) – Режим доступа:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreas/kinds/port/

     22. Особые экономические зоны. / [электронный ресурс]/ Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае | ROSEZ.RU – Режим доступа: http://www.rosez.ru/?news_id=2698

     23. Информационное агенство «ФК_Новости». / [электронный ресурс]/ Счетная палата проверила деятельность особых экономических зон – 17.05.2010 12:25- Режим доступа: http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=3760&matID=246412,

Информация о работе Особые экономические зоны