Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
2.Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
3.Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
4.Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации

Содержание

Введение 3
1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике 4
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение. 4
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон 8
2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ 10
3. Особые экономические зоны в России 18
3.1 История организации ОЭЗ в России 18
3.2 Особые экономические зоны России в наше время 18
3.3 Классификация ОЭЗ в России 19
3.3.1 Технико-внедренческие ОЭЗ 19
3.3.2 Промышленно-производственные ОЭЗ 22
3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ 23
3.3.4 Портовые особые экономические зоны 25
3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

ОЭЗ испр.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Общая информация об ОЭЗ "Липецк"

     В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км. Особая экономическая зона зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции. Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:

     - срок действия зоны составляет 20 лет;

     - инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро (в течение года с даты заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;

     - создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;

     - предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

     3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ

 

     Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июня2006 г. № 76-ФЗ предусматривается создание особых экономических зон туристско-рекреационных типа. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г.№№ 67,68,69,70,71,72,73 созданы следующие особые экономические зоны туристско-рекреационного типа:

     ОЭЗ ТРТ на территории муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай;

     ОЭЗ ТРТ на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия;

     ОЭЗ ТРТ на территории Алтайского района Алтайского края;

     ОЭЗ ТРТ на территории Краснодарского края;

     ОЭЗ ТРТ на территории Ставропольского края;

     ОЭЗ ТРТ на территории Иркутского района муниципального образования Иркутской области;

     ОЭЗ ТРТ на территории Зеленоградского района Калининградской области.

     Создание туристско-рекреационных особых экономических зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, появлению конкурентоспособного туристического продукта, перевода индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

     Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность:

     по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;

     туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию;

     деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан;

     по промышленному розливу минеральных вод [24].

Общая информация об особой экономической зоне "Байкал"

     Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия было утверждено Постановлением Правительства РФ № 68 от 03.02.07 г. 2 марта 2007 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Бурятия и администрацией Прибайкальского района о создании в муниципальном образовании «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

     19 октября 2007 г. было подписано дополнительное соглашение (№ 16162 – ЭН/Ф7), определяющее границы пяти участков особой экономической зоны – «Турка», «Пески», «гора Бычья – вершина 1771», «бухта Безымянная», «Гремячинск». В качестве участков первой очереди развития были выбраны «Турка» и «Пески», с выходом на полную мощность которых ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. (185040) человек в год (с учетом однодневных туристов), а количество гостиничных номеров – 350.

     В настоящее время, во исполнение п. 2.7 вышеназванного Соглашения, Правительство Республики Бурятия совместно с администрацией муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия готовят документацию по передаче Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами, (на срок существования ТР ОЭЗ «Байкал») свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах территории туристско-рекреационной особой экономической зоны.

     Отработан список потенциальных резидентов, предполагаемый объем вложений которых на все участки ОЭЗ превышает 45 млрд. рублей. Ведется дальнейшая работа по привлечению инвестиций.

     Таким образом, запланированные мероприятия осуществляются в сроки, определенные Соглашением о создании ТР ОЭЗ «Байкал» от 2 марта 2007г [25].

     3.3.4 Портовые особые экономические зоны

 

     Федеральныйз акон от 22 июля 2005 г.№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ предусматривает создание особых экономических зон портового типа.

     В настоящее время существуют 2 особые экономические зоны портового типа:

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1185 было принято решение о создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1163 было принято решение о создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны.

     ПОЭЗ создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского, речного порта или аэропорта.

     Целью создания портовых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства, развитие портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами. Целью создания портовых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства, развитие портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами.

     Основные задачи функционирования ПОЭЗ:

     создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры и в отрасли хозяйства, связанные с осуществлением портовой деятельности;

     стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами;

     экономическое развитие как непосредственно портов (речных и морских, аэропортов), так и регионов Российской Федерации;

     создание новых рабочих мест;

     реализация транзитного потенциала территории страны и содействие перераспределению мировых потоков товаров и капиталов в интересах Российской Федерации;

     активизация внешнеторговой деятельности и стимулирование экспорта, улучшение его структуры путем снижения доли сырьевых товаров.

     Под портовой деятельностью понимаются следующие виды деятельности:

     хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

     снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

     производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

     переработка водных биологических ресурсов;

     операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

     простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

     биржевая торговля товарами;

     оптовая торговля товарами;

     обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны [26].

 

Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае

     Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае предполагает создание до 2012 года инженерной инфраструктуры, создание и реконструкцию системы таможенного контроля, грузовых терминалов, топливно-заправочного комплекса, реконструкции авиационно-технической базы, комплекса бортпитания, комбината питания для работников портовой зоны, бизнес-центра и других объектов.

     На втором этапе будут строиться объекты, предназначенные для резидентов портовой особой экономической зоны, - производственные, складские, офисные помещения, а также инфраструктурные объекты.

     Намерение стать резидентами портовой особой экономической зоны уже представили 36 компаний. Из них 5 компаний - стратегические инвесторы, 17 компаний выразили желание стать резидентами зоны в области складской логистики, 6 – в области оказания сервисных услуг авиакомпаниям, 8 – в области производственной деятельности.

     Ключевыми резидентами портовой особой экономической зоны являются такие первозчики грузов, как "AIRUnion", "Air Bridg Cargo", входящее в группу компаний "Волга-Днепр", компания "Lufthansa-Cargo", ОАО "Аэропорт Красноярск" и ОАО "Международный аэропорт Красноярск".

     Суммарная величина общих инвестиционных вложений в создание портовой особой экономической зоны в Красноярском крае составит около 25 млрд рублей. Из них почти 13 % - средства федерального бюджета, более 15 % - краевого. Остальное - средства самих резидентов портовой особой экономической зоны – около 18 млрд. рублей.

     В числе прогнозируемых результатов создания портовой особой экономической зоны в Красноярске - увеличение к 2020 году объёмов перевозимых грузов в 16 раз (с 50-ти до 798 тыс.тонн в год), создание около 9 тысяч новых рабочих мест. Объем совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности резидентов ПОЭЗ с учетом всех предоставленных налоговых и таможенных преференций до 2020 года составит 35 млрд.руб.

     Мультипликативный социально-экономический эффект должен выразиться также в росте объемов строительства, производства машин и оборудования, нефтепродуктов и, по прогнозам, составить за 10 лет более 160 млрд.рублей., а дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему представят сумму свыше 100 млрд.рублей.

     Создание портовой особой экономической зоны на базе аэропорта "Емельяново" дополнит проект развития крупного стыковочного узла в Красноярском крае и позволит России включиться в борьбу за перераспределение грузопотока из Азии [27].

     3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России

 

     Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчет об итогах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение создания и развития особых экономических зон промышленно-производственного типа в Елабуге (Республика Татарстан) и в Липецкой области. Как сообщил департамент информации СП РФ, проверка проводилась совместно с контрольно-счетными органами Республики Татарстан и Липецкой области. С сообщением выступил аудитор Виктор Косоуров.

Информация о работе Особые экономические зоны