Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
2.Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
3.Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
4.Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации

Содержание

Введение 3
1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике 4
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение. 4
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон 8
2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ 10
3. Особые экономические зоны в России 18
3.1 История организации ОЭЗ в России 18
3.2 Особые экономические зоны России в наше время 18
3.3 Классификация ОЭЗ в России 19
3.3.1 Технико-внедренческие ОЭЗ 19
3.3.2 Промышленно-производственные ОЭЗ 22
3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ 23
3.3.4 Портовые особые экономические зоны 25
3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

ОЭЗ испр.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Тверской  государственный технический университет

Кафедра ЭУП 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Мировая экономика»

на тему: «Особые экономические зоны»  
 
 
 
 

                                               Выполнил: Егоров Д.С.

                                               Группа: ТБА-2з-225-08

                                               Приняла: Глебова А.Г. 
 
 

Тверь

2010

 

      Содержание 
 

 

      Введение

 

     Актуальность данной темы исходит из процесса развития и распространения особых экономических зон.

     Особые экономические зоны (ОЭЗ) рассматриваются в мире как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реанимировать депрессивную территорию, и дать дополнительный импульс региональным точкам роста. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли еще в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

     Однако ситуация изменилась кардинальным образом после начала проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этим законом заложены единая правовая основа создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон.

     Развитие рыночных отношений в России обусловило необходимость освоения и таких инструментов международной экономической деятельности, как особые экономические зоны, международное налоговое планирование, трастовые схемы в деятельности предприятий и физических лиц [1].

     Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
  2. Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
  3. Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
  4. Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации

 

      1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике

     1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение.

 

     Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или ОЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач [2].

     В мировой практике существует до двадцати пяти их разновидностей по определению и типологии особых экономических зон (ОЭЗ),  но несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении, ОЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей [3].

     При всем многообразии свободных экономических зон, действующих в мире, можно выделить некоторые критерии, общие для всех. Во-первых, это локальность территории, на которой создается ОЭЗ. Во-вторых, действие на данной территории особого, более льготного правового и финансово-экономического режима по сравнению с хозяйственными и законодательными условиями, существующими в стране в целом. В-третьих, наличие определенной специализации предпринимательской и инвестиционной деятельности в ОЭЗ.

     Организационно-функциональная структура ОЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной ОЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. В теоретической литературе выделяют до 30 различных категорий свободных экономических зон, однако их можно свести к 5 основным видам в соответствии с хозяйственной специализацией (табл. 1) [4]. 

 

Таблица 1 Классификация ОЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией

Торговые Промышленно-производственные Технико-внедренческие Сервисные Комплексные
1.Свободные таможенные

2.Бондовые склады

3.Свободные порты

4.Торгово-производственные

1.Импортозаменяющие

2.Экспортно-производственные (ЭПЗ)

3.Промышленные парки

4.Научно-промышленные парки

5.Экспортно-импортнозамещающие

1.Технополисы

2.Технопарки

3.Иновационные центры

1.Офшорные

2.Банковских и страховых услуг

3.Туристических услуг

1.Зоны свободного предпринимательства

2.Специальные экономические зоны

3.Территории особого режима

 

     Торговые зоны

     Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII–XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

     Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Термин «зона свободной торговли» используется с 1800-х годов. Изначально они были связаны исключительно с торговлей, а сегодня во многих из них осуществляется производственная деятельность – в основном обработка импортных товаров для целей их реэкспорта. Система льгот и стимулов в их рамках схожа с теми, что существует в режиме зоны экспортного производства (ЗЭП). Основное же различие заключается в том, что в ЗСТ обычно не предоставляются налоговые каникулы в части налога на доходы: они заменены на сниженные ставки налогов. ЗСТ популярны в Латинской Америке [5].

     Промышленно-производственные зоны

     Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

     Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

     Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).

     Экспортно-производственные зоны представляют собой уникальные в административном отношении местности с развитой инфраструктурой и благоприятными инвестиционными, производственными и торговыми условиями. Их появление связано с созданием экспортно-ориентированных отраслей промышленности (как стратегией экономического развития данной страны или территории) и с прямыми иностранными инвестициями (как стратегией инвестирования в данную страну).

     Технико-внедренческие зоны

     Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (1970–80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально при государственной поддержке вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

     Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии – технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.

     Сервисные зоны

     Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

     К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимами, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

     Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, – не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70. В числе стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, – Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились на Мальте, в Маврикии, Западном Самоа, Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и в других странах.

     Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.).

     Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

     Деятельность ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер [6].

Информация о работе Особые экономические зоны