Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
2.Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
3.Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
4.Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации

Содержание

Введение 3
1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике 4
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение. 4
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон 8
2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ 10
3. Особые экономические зоны в России 18
3.1 История организации ОЭЗ в России 18
3.2 Особые экономические зоны России в наше время 18
3.3 Классификация ОЭЗ в России 19
3.3.1 Технико-внедренческие ОЭЗ 19
3.3.2 Промышленно-производственные ОЭЗ 22
3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ 23
3.3.4 Портовые особые экономические зоны 25
3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

ОЭЗ испр.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивный - имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок, и интровертивный - интегрированный в национальную экономику. Анклавный характер имеют большинство СЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Интровертивный - наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны (свободная зона Манаус в Бразилии).

     Комплексные СЭЗ

     Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного (по сравнению с общим) режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

     Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале1980-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировалось на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень организации. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, в более высокой концентрации производства и в более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

     К комплексным СЭЗ можно отнести 5 специальных экономических зон, а также «открытые районы» КНР, бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах [7].

     При организации ОЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

     1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон

 

     Система оффшоров является одной из наиболее эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала любого государства.

     Кроме того, снижение налогового бремени посредством льготных налоговых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффективно осуществлять национальную экономическую деятельность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

     Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста [8].

     Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

     Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

     Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы [9].

     Плюсы в создании большего количества Особых Экономических зон видят как инвесторы, так и государство.

     Цели и задачи создания ОЭЗ  с точки зрения государства

     Цели создания особых экономических зон:

  • диверсификация экономики;
  • развитие высокотехнологичных отраслей и производство новых видов конкурентной продукции;
  • развитие обрабатывающих отраслей;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
  • развитие транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры.

     Задачи создания особых экономических зон:

  • переход от экспортно-сырьевой экономики к высокотехнологичному производству, присущему инновационной экономики;
  • развитие отраслей с высокой степенью переработки и создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере разработки и производства конкурентноспособной наукоемкой продукции и услуг;
  • развитие портового хозяйства и оказание портовых услуг, конкурентноспособных с зарубежными аналогами;
  • развитие туристической и санитарно-курортной деятельности;
  • упрощение административного режима ведения хозяйственной деятельности и улучшение инвестиционного климата;
  • обеспечение конкурентоспособности России в мировом сообществе и ее равноправной интеграции в мировое экономическое пространство [10].

     Цели создания с точки зрения инвесторов

     1. Освоение новых рынков сбыта.

     2. Приближение производства к потребителю.

     3.Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)

     4. Доступ к инфраструктуре.

     5. Использование более дешёвой рабочей силы.

     6. Попытка снижения влияния бюрократии.

     7. Развитие территории.

     В то же время образование особой экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. [11].

     2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ

 

     По данным на июль 2009 г., в мире насчитывается, по различным экспертным оценкам, 1 200–2 000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, оффшорных зон и технополисов.

Западная Европа

     Старейшими зонами свободной торговли являются немецкие ЗСТ, возникшие в свободных городах Гамбург и Бремен еще в XIX в. Позднее появились зоны в Киле, Куксхафене и других городах. Появление СЭЗ именно в этих городах было не случайным. Гамбург – это город-земля, крупнейший морской и речной порт, расположенный на реке Эльбе, в 100 километрах от Северного моря. Там находится международный аэропорт, расположены разнообразные промышленные предприятия. Гамбургская ЗСТ состоит из двух участков в порту, а также части территории другой зоны в Куксхафене (ЗСТ «Куксхафен» управляет администрация земли Нижняя Саксония). ЗСТ «Гамбург» включает многочисленные 6- и 8-этажные склады, пакгаузы (их площади, используемые для хранения товаров, превышают 600 тыс. кв. м), хранилища для фруктов и овощей, хранилища для нефти и нефтепродуктов.

     Управление ЗСТ «Гамбург» существенно отличается от управления других зон. Администрация свободного порта, которая управляет зоной свободной торговли (входит в состав правящих структур земли Гамбург), имеет право выполнять таможенные функции, за исключением сбора пошлин. Большинство складов и пакгаузов эксплуатируется фирмами и частными лицами самостоятельно, но строительство новых объектов хранения товаров требует обязательного согласования с руководством зоны. Местные власти имеют в своей структуре специальную компанию по сооружениям, которая владеет значительной частью транзитных складов ЗСТ; ей также принадлежат и некоторые пакгаузы.

     В Дании зона свободной торговли сформировалась на территории копенгагенского порта в конце XIX в. Копенгаген не только столица Дании, но и крупнейший морской порт, международный аэропорт, здесь действует автомобильный и железнодорожный паром, связанный с Мальме (Швеция). Высоко развита промышленность экспортной направленности, здесь расположены крупнейшие торговые фирмы и банки. В настоящее время территория ЗСТ занимает около 700 тыс. кв. м. Здесь создана разветвленная и мощная сеть складских помещений (зернохранилище на 30 тыс. т, около 30 пакгаузов, несколько десятков транспортных депо и др.), имеющих свыше 280 тыс. кв. м площадей для складирования.

     Площади складирования расширяются, поскольку предприниматели – соучастники зоны на арендуемых у администрации ЗСТ землях ведут строительство новых складов. Управляет ЗСТ администрация копенгагенского порта через акционерную компанию (администрации принадлежит полный пакет акций). Акционерная компания (а значит, и администрация порта) является хозяйкой всех сооружений, расположенных в зоне. Необходимо отметить, что деятельность ЗСТ находится под контролем правительства. В соответствии со специальным законом ЗСТ имеет право хранения, сортировки и переупаковки, маркировки, переработки и экспонирования товаров. Для создания в ЗСТ каких-либо промышленных предприятий, а также для организации розничной торговли внутри зоны требуется специальное разрешение Министерства общественных работ. Ограничением является потребление недекларируемых товаров, облагаемых пошлиной.

     Несколько особых экономических зон (практически все ЗСТ) действуют в Австрии: в Линце, Граце, Зольбад-Xaлле и Вене. Старейшая из них – в Линце. Это крупный город на севере Австрии (земля Верхняя Австрия), речной порт на Дунае, аэропорт, важный транспортный узел с развитой промышленностью, продукция которой в значительной степени идет на экспорт. ЗСТ в Линце располагает значительными производственными площадями: около 40 тыс. кв. м составляет площадь пакгаузов, транзитных депо, складов; около 100 тыс. кв. м – площадки для открытого хранения; склад-холодильник площадью 5,8 тыс. кв. м; промышленное здание площадью около 13 тыс. кв. м; сборочные мастерские – 5 тыс. кв. м; кроме того, административные здания.

     Две зоны свободной торговли активно действуют в Греции: одна в Салониках, другая в Пиреях. Они созданы соответственно в 1925 г. и в 1932 г. Управление ЗСТ в Салониках возложено на специальный автономный орган, входящий в состав Министерства торгового флота, а в Пиреях – на администрацию порта. Наряду со значительными льготами, предоставленными ЗСТ (например, предприятия, созданные в зонах с разрешения администрации, министерств торгового флота и финансов, имеют право беспошлинно ввозить необходимое сырье и материалы, а также имеют льготы на транзит грузов и т.д.), существуют и серьезные ограничения: запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет и др.); ввоз в ЗСТ товаров греческого производства требует специального разрешения, как и переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов.

     В 60-е годы XX в. стала серьезно заниматься созданием свободных экономических зон Финляндия. Здесь появились ЗСТ в Ханко, Хельсинки, Турку. Они управляются акционерной компанией, но при этом часть акций принадлежит муниципалитетам. Заметим, что, кроме местных органов власти, деятельность ЗСТ держит под контролем и правительство Финляндии. Причем государственные органы утверждают ставки в ЗСТ за хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы.

Информация о работе Особые экономические зоны