Теоретические аспекты инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.35 Кб (Скачать)

Такого  же согласования требуют  и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов  и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных  заведений и других новых типов и  видов школ.

§ 2. Роль инноваций в развитии школы

После того, как всесторонне  проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность  в обоснованном выборе идей, с помощью  которых это можно  было бы сделать наилучшим  образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех  же целей, тех или  иных результатов  могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых  имеет свои сильные  и слабые стороны. Казалось бы, такая  логика размышлений  очевидна, однако в  реальной практике она  часто не выдерживается. Вместо обоснованного  подхода к выбору идей мы видим:

Ø  стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);

Ø  стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);

Ø  стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;

Ø  отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;

Ø  готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.

Нетрудно  понять, что все  эти подходы к  нововведениям в  школе чреваты  серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей  и учителей, снижение успеваемости по тем  предметам, которые  не охвачены “экспериментальной“  работой, поскольку  освоение неактуальной, неоптимальной чужой  идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно  приводит к дестабилизации педагогического  процесса.

Выбор идей реализуется  путём их обсуждения, продумывания группой  компетентных лиц  – экспертов (это  наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Необходимо  продумывать весь организационный  механизм выбора идей, включающий сбор предложений  учителей, детей и  родителей с помощью  собеседования и  анкетирования, выявление  предпочтений всех групп  людей, участвующих  в инновационном  процессе, обсуждение отобранных инноваций  на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.

Анализ  специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует  о недостаточной  интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как  минимум две причины  нереализованности  педагогических инноваций. Первая причина состоит  в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение  педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом  отношении.

Чёткое  представление о  содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой  их применения позволяют  как отдельным  учителям, так и  руководителям учебных  заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций  не раз приводила  школу к тому, что  рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды  – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.

  § 3. Новые педагогические технологии

  Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности  к научно-технической и инновационной  деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

  

  Каждая  педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение  образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений  были модульно-блочные и цельно-блочные  системы обучения; к четвертому поколению  образовательных технологий относится  интегральная технология.

  Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий  процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

  Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

  Компьютерные  технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более  сильную обратную связь.

  Средства  мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими  техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей  степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа  отводится задача обеспечения эффективной  поддержки игровых форм урока, активного  диалога “ученик-компьютер”.

  Анализ  имеющегося опыта показывает, что  условно систему использования  компьютера на уроке технологии можно  разделить на три стадии (этапа).

  Первый  – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

  Второй  – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме  использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован  учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе  объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий  контроль знаний учащихся, например –  с целью допуска ученика к  работе на том или ином станке и  пр. Так как к работе с компьютером  допускаются ученики, то учитель  должен знать и соблюдать правила  организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее  место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом  организовано.

  Третий  – этап использования современных  компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой  всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

  Использование ресурсов и услуг Интернета значительно  расширяет возможности и учителя  и ученика во всех видах деятельности.

  Проектная деятельность также является методом  активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая  самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий  координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную  тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя  различные технические средства, в том числе, и современные  компьютерные технологии.

  Технологии, которые объединяются названием  “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

  Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

  В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать  познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности  образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

  Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных  форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

  Инновационные методы в преподавании – это новые  методы общения с учениками, позиция  делового сотрудничества с ними и  приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

  В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные  методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и  не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а  в иных случаях без них просто не обойтись.

  А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

  Нужно, чтобы традиционные и инновационные  методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

 

Список  литературы:

  1.  Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000г.

  2.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: 1978. -

  3.  Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005

  4.  Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.

  5.  Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1.

6.   Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И. Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5

7.  Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. - с. 8.

  8.  Каменский, А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. - 2006. - № 3.

  9.  Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е.Н. Руднев// Директор школы. - 2006. - № 8.

Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов